Формы организации обучения в вузе
1. | Лекция | а | один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей | |
2. | Вебинар | б | устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме, вопросу | |
3. | Семинар | в | особый вид учебных занятий, имеющий целью практическое освоение основных положений предмета | |
4. | Практикум | г | разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени |
79. Формы учебно-исследовательской работы студентов
1. | Аннотирование | а | процесс создания краткого связного изложения основного содержания изучаемой работы; включает авторское отношение, анализ, точку зрения по вопросам, затронутым в работе | |
2. | Реферирование | б | наиболее общее и краткое изложение основного смысла работы | |
3. | Конспектирование | в | точное воспроизведение текста источника | |
4. | Цитирование | г | способ сохранения основного содержания прочитанного, при составлении которого не происходит активного творческого освоения материала. |
Инструкция: установите последовательность этапов работы с аудиовизуальным средством обучения
Этапы работы с любым аудиовизуальным средством обучения (экранным пособием)
___2_ создается эмоциональный и деловой настрой учеников для просмотра видеофрагмента. Преподаватель формулирует задание, организующее восприятие материала учениками;
_1____преподаватель продумывает цели и структуру занятия, отбирает для показа видеофрагменты, которые позволяют достигать поставленные цели;
___4__обсуждение, дискуссия, ответы на поставленные вопросы; индивидуальное или групповое выполнение заданий с последующим обсуждением результатов;
__3___преподаватель формирует зрительскую культуру обучаемых, учит их реагированию на увиденное» позволяет соотнести целевые установки с восприятием информации и собственной мыслительной работой.
Критерии и шкалы оценивания
За каждое верно выполненное задание начисляются 1балл
3.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Вопросы к зачету
по дисциплине «Основы педагогики высшей школы»
1. Понятие педагогики высшей школы. Объект, предмет педагогики.
2. Задачи и категориальный аппарат педагогики.
3. Место педагогики высшей школы в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
4. Принципы государственной политики в области высшего образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации».
5. Понятие методологии педагогики. Методологические принципы педагогики.
6. Современные образовательные парадигмы.
7. Структура, логика и методы научно-педагогического исследования.
8. Дидактика как отрасль научного знания. Цели и содержание обучения в высшей школе.
9. Сущность и характеристика процесса обучения.
10. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы.
11. Компетентностный подход в профессиональном образовании.
12. Понятие и сущность содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание высшего образования.
13. Основные законы и закономерности процесса обучения.
14. Принципы обучения и специфика их реализации в высшей школе.
15. Метод обучения. Классификация методов обучения. Средства обучения.
16. Формы обучения в высшей школе.
17. Планирование образовательного процесса в высшей школе.
18. Современные технологии образования: проектная, модульно-рейтинговая, кейс-метод, контекстное обучение.
19. Дистанционное обучение.
20. Принципы отбора образовательных технологий в высшей школе.
21. Cтудент как субъект учебной деятельности. Психологические особенности студенческого возраста.
22. Этапы становления студента как субъекта профессиональной деятельности.
23. Особенности развития личности студента. Факторы, влияющие на успешность обучения студентов.
24. Содержание и проблемы дидактической адаптации студента.
25. Система личностных и профессиональных ценностей современного педагога как субъекта образовательно-воспитательного процесса в ВУЗе.
26. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.
Примерные темы рефератов
1. Педагогика в системе наук о человеке.
2. Принципы государственной политики в области высшего образования.
3. Современные образовательные парадигмы.
4. Основные требования к исследовательской работе в высшей школе.
5. Компетентностный подход в профессиональном образовании.
6. Концепции обучения: традиционная, педоцентристская, современная система дидактики.
7. Основные законы и закономерности процесса обучения.
8. Классификация методов обучения.
9. Система высшего образования в России. Структура современного вуза.
10. Формы организации обучения. Специфика обучения в техническом вузе.
11. Принципы обучения и специфика их реализации в высшей школе.
12. Формы обучения в высшей школе.
13. Понятие образовательной технологии.Основные качества технологий обучения, их структура.
14. Современные технологии обучения в высшей школе.
15. Поисково- исследовательская (задачная) технология обучения.
16. Технология критериально-ориентированного обучения.
17. Имитационная (моделирующая) технология обучения.
18. Информационные технологии в образовании.
19. Программированное обучение.
20. Проблемное обучение.
21. Технология проектного обучения
22. Технология развития критического мышления
23. Проектная технология в высшей школе.
24. Модульно-рейтинговая технология в высшей школе.
25. Кейс-метод в высшей школе.
26. Контекстное обучение в новой образовательной парадигме.
27. Дистанционное обучение в высшей школе.
28. Психологические особенности студенческого возраста.
29. Факторы, влияющие на успешность обучения студентов.
30. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.
31. Самостоятельная работа студентов и ее информационное обеспечение.
32. Система научно-исследовательской работы студентов в техническом вузе.
33. Понятие о логике и общей структуре исследования. Этапы исследования.
34. Поиск исходной информации в процессе научно- исследовательской деятельности. Основные источники анализа.
35. Методика изучения литературных источников. Оформление библиографического аппарата.
36. Формы представления результатов исследования.
Критерии и шкалы оценивания
Итоговая сумма баллов | Оценка по 4-бальной шкале | Отметка о зачете | ОценкаECTS | Градация |
90-100 | отлично | зачтено | A | отлично |
85-89 | хорошо | B | очень хорошо | |
75-84 | C | хорошо | ||
70-74 | D | удовлетворительно | ||
65-69 | удовлетворительно | |||
60-64 | E | посредственно | ||
ниже 60 | неудовлетворительно | не зачтено | F | неудовлетворительно |
Критерии оценки знаний по дисциплине:
Зачтено «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
Зачтено «Очень хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному.
Зачтено «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
Зачтено «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.