Классификационные параметры традиционного обучения
Уровень и характер применения: общепедагогическая метатехнология всемирного масштаба, распространённая в самых разных отраслях образования, территориях, сообществах.
Философская основа традиционного обучения как системы: прагматическая, обусловленная требованиями и состоянием общества; в конкретном учреждении философскую основу определяет содержание обучения; по методам традиционного обучения представляет антигуманное принуждение.
Методологические подходы: культурно-исторический, основывающийся на знаниях, групповой, ситуативный.
Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).
Ориентация на личностные сферы и структуры — информационная, УУД.
Характер содержания: светский, технократический, общеобразовательный, дидактоцентрический.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, дидактическая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: традиционное классическое + ТСО.
Организационные формы: классно-урочная, академическая.
Преобладающие средства: вербальные.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: авторитарный.
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, принуждения.
Категория объектов: массовая.
Цели традиционного обучения
Цели обучения в технологии традиционного обучения — подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие.
В советской педагогике цели обучения формулировали так:
формирование системы знаний, овладение основами наук;
формирование основ научного мировоззрения;
всестороннее и гармоническое развитие каждого обучающегося;
воспитание идейно убеждённых борцов (за коммунизм), за светлое будущее всего человечества;
воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.
Таким образом, по своему характеру цели традиционного обучения представляют собой трансляцию обучающемуся определённых образцов культуры, формирование личности с заданными свойствами.
По содержанию цели традиционного обучения ориентированы преимущественно на усвоение УУД, а не на развитие личности (цель всестороннего гармонического развития личности являлась декларацией).
В современной школе цели несколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но трансляционная парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
Массовая школа с традиционной технологией остаётся «школой знаний», сохраняет ориентированность личности на её культуру, на преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
Концептуальные положения
Обучение — это целенаправленный процесс передачи (трансляции) знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений — подрастающему. В состав этого целостного процесса включены цели, содержание, методы и средства.
Форма обучения — групповая (когда один учитель передаёт информацию группе обучающихся). «Три кита» организационной формы традиционного обучения: класс, урок, предмет.
Принципы обучения. Процесс обучения основан на выведенных из рассуждений и опыта концептуальных принципах, которые сформулировал ещё Я. А. Коменский в XVII веке:
принцип научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
принцип природосообразности (обучение определено развитием, не форсируется);
принцип последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
принцип доступности (от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых УУД);
принцип прочности (повторение — мать учения);
принцип сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);
принцип связи теории с практикой (определённую часть учебного процесса отводят на применение знаний);
принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.