Я.А. Коменский – основоположник науки о воспитании.
Тема 5: История школы и педагогики в Новое время
5.1. Я.А. Коменский – основоположник науки о воспитании.
A. Биография;
B. Принцип природосообразности;
C. Основоположник системы традиционного обучения и воспитания.
5.2. Теории воспитания джентльмена. (Дж. Локк)
а) Биография.
б) О воспитании.
5.3. Зарождение идей свободного воспитания в педагогике.
5.4. Классики западной педагогики Х1Х века
С. Я.А.Коменский - основоположник системы традиционного обучения и воспитания.
Я.А. Коменским была предложена возрастная периодизация и система воспитания:
до 6 лет – детство - Воспитание в семье. «Руководство по воспитанию в семье».
с 6 до 12 лет - школа родного языка. «Чувственный мир в картинках».
Следует использовать наглядный метод.
с 12 до 18 лет – юность - обучение в латинской школе, практическая подготовка ребенка . «Открытая дверь к языкам».
с 18 до 24 лет - возмужалость - академии и университеты.
Я.А.Коменский - основоположник системы традиционного обучения. В рамках классно-урочной системы учебный предмет делился на учебные единицы –УРОК. Коменский исповедовал свободный урок, определил границы учебного года, ввел четверти и промежуточные испытания, определил количество учащихся в классе (30 человек), открыл дифференцированный подход. Был убежден в том, что в классе должен быть одновозрастной состав учащихся. Главное - четко ставить цель. Коменский был убежден, что следует обеспечивать: знание; деятельность; речевое развитие. Предложилшколы родного языка.Я.А.Коменский разработал структуру урока: организационный момент, предметноенаблюдение, разъяснение учителя, упражнения, домашнее задание.
Сегодня идеи, предложенные А.Я.Коменским, нашли свое развитие, а классно-урочная система существует по сей день.
Тема 5: История школы и педагогики в Новое время
5.1. Я.А. Коменский – основоположник науки о воспитании.
A. Биография;
B. Принцип природосообразности;
C. Основоположник системы традиционного обучения и воспитания.
5.2. Теории воспитания джентльмена. (Дж. Локк)
а) Биография.
б) О воспитании.
5.3. Зарождение идей свободного воспитания в педагогике.
5.4. Классики западной педагогики Х1Х века
Я.А. Коменский – основоположник науки о воспитании.
а). Биография.
Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670гг.). Его по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла ответить прежняя педагогика. Родился Я.А.Коменский в Нивнице, в Моравии. Выходец из семьи члена общины «чешских братьев», Я.А. Коменский получил образование в братской школе. Блестяще закончил городскую латинскую школу. Получил образование в Пражском Карловом, Гернборнском, Гейдельбергском университетах. После путешествия по Европе он возвращается в Чехию, где становится руководителем латинской школы. Через четыре года переезжает в Фульпек, где возглавляет школу. В результате гонений римско-католической церкви Я.А. Коменский покинул родину и с 1628 года начинает вести жизнь скитальца. Перебирается в Лешно (Польша), где жил 28 лет. За это время посетил: Англию, Швецию, Венгрию, Нидерланды. Тут им написан ряд школьных учебников. Он закончил педагогическое сочинение «Великая дидактика», где рассмотрены вопросы обучения и воспитания, школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. В трактате сформулированы сенсуалистские педагогические принципы Коменского.
Он призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а, следовательно, и в воспитании, не может быть скачков. «Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей». В трактате преследуется мысль о необходимости поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Последняя призвана обеспечить процесс, в результате которого личность должна приобрести знания и умения, сделаться способной к духовному и нравственному совершенствованию. В 1641-1642 гг. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф.Бекона в Англии. В Венгрии Коменский издает ряд педагогических работ. Он завершает труд «Мир чувственных вещей в картинках». За годы изгнания он потерял детей, жену, немало друзей и близких. В 1656 году в Лешно сгорели рукописи ученого.
Последние годы жизни педагог проводит в Амстердаме. За четыре года до смерти Я.А.Коменский публикует часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», где призывает человечество к миру и сотрудничеству. Провозглашены основополагающие педагогические идеи: всеобщее образование народа, демократизации и преемственности школьной системы, приобщение подрастающего поколения к труду, приближение образования к потребностям общества, нравственное воспитание на основе гуманизма. Мировоззрение ученого складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере исключали друг друга: античной философии, протестантизма, идей Возрождения. Его взгляд на человека противостоял догматам Средневековья. Великий педагог видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Огромное значение придавал воспитанию и образованию, которые должны формировать человека способного служить обществу. Считал, что познание должно приносить пользу в практической деятельности и провозглашал обязательность реального общественно полезного обучения. Он уделял особое значение развитию системы органов чувств ребенка.
б). Принцип природосообразности
Я.А.Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшимпринцип природосообразности в воспитании. Природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущей силой, следовательно, необходима самостоятельность учащихся в освоении мира. Эта идея развита в работе «Выход из школьных лабиринтов». Аргументация этого принципа стала громадным шагом вперед в генезисе педагогической науки. Коменский провозглашал волю, деятельность, понимание воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Педагогическая система в его «Великой дидактике», а применена в труде «Мир чувственных вещей в картинках», в котором наглядно изображено все, что может занимать и питать детский мир: как мир небесный, раскрываемый человеку религией, так и мир земной - достояние науки. Здесь впервые положены философские основания не только воспитательному обучению, но и начертана вся система физического, умственного, нравственного, эстетического, религиозного воспитания. Здесь положено первое начало народному, женскому образованию на основе демократизма, гуманизма, природосообразности. Подобающее место отводилось родному языку.
При обучении требуется соблюдение правил:(Далее даются правила относящиеся к каждому из трех условий. Положения, касающиеся нравственного воспитания).
Природосообразность означала признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно полном умственном и нравственном воспитании, так как это принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но Коменский не отрицал наличия индивидуальных задатков. Считал, что ребенку присуща склонность к деятельности. Коменский ставил цель воспитания: посредством развития чувств дети знакомятся с окружающими предметами и явлениями, усваивают образцы окружающего мира, учатся активно действовать.
Принцип природосообразности представлен идеей подражания природе (естественный метод образования) - приведение в соответствие законов педагогической науки и законов природы. Эта идея хорошо представлена в работе «Выход из школьных лабиринтов». Коменский разрабатывает четыре стадии этих законов: Автопия (самостоятельное наблюдение), Автопраксия (практическое осуществление), Автохресия (применение знаний и умений в новых условиях), Автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности).
В работе «Выход из школьных лабиринтов» показано, что многие школы не имеют четких и твердых целей, средств, и, наконец, для применения средств - никаких определенных правил. Отсюда видна необходимость нового метода - естественного метода: основанного на человеческой природе. Тогда целью школы должно быть то, чтобы человек соответствовал своему назначению, то есть он должен получить такое образование, которое совершенствует человеческую природу. Важно, что школы движимые и исполненные потребностями природы, должны учить: теории; практике; употреблению всех хороших и полезных вещей.
Естественный метод - исследовать все достойное изучения, осуществлять попытки сделать, то, что должно быть сделано достойное, применять все подлежащие применению. Следовательно, школы будут хорошо снабжены средствами, если будут иметь для исследования образцы всею подлежащего познанию, орудия для всего, чем выполняется данная работа, и если, относительно правильного употребления всех вещей они будут снабжены указаниями во избежание злоупотреблений.
У учеников следует развивать самостоятельность в наблюдении, вречи, в практике, в применении, как единственную основу прочного знания, добродетели и блаженства. Этот метод освобождает умы от всяких лабиринтов и предлагает им немногое, но необходимое для жизни, немногое, но прочно усвоенное посредством упражнений, немногое, но такое, что обеспечивает применение его на деле. Кроме того, нужно желать, чтобы метод стал механическим, то есть предписывающим все столь определенно, чтобы все, чему будут обучать, учиться и что будут делать, не могло не иметь успеха. Всякий ребенок, принимаемый в мастерскую гуманности должен выйти оттуда человеком - истинным господином вещей, настоящим властелином самого себя и своих дел.
В работе сформулированы дидактические принципы.
Стержневой идеей педагогики Я.А.Коменского является -пансофизм - обобщение добытых цивилизацией знаний и донесение этого знания через школу на родном языке до всех людей. Ученый мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию -пансофии. «Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям». Коменский стремился к формированию благочестия, самостоятельного мышления, способность к разнообразному труду. Он отстаивал гуманистическую программу школьного дела. «Идеальная школа - лаборатория подготовки гуманных людей обученных эффективно действовать на поприще труда».