Деятельность учащихся в процессе урока.
а)Отношения. Заинтересованность учащихся содержанием и формой занятия (конкретными заданиями, упражнениями, учебной деятельностью); уровень сознательности, ответственности, добросовестно-
сти, увлеченности в работе (конкретные примеры этих или противоположных проявлений), степень их характерности для класса целом.
Отношение учащихся к педагогу (уважительное, симпатизирующее безразличное, боязливое, пренебрежительное, бестактное и т.д.). Взаимоотношения учащихся (межличностные, групповые). Эстетические отношения учащихся (к своему внешнему виду, осанке, манере держаться; к выполняемым движениям действиям, поступкам, к окружающей обстановке и пр.). Дисциплинированность учащихся.
б) Учебная работа и связанное с нею поведение. Проявление исполнительности или же личной инициативы творческой активности. Умение контролировать свои действия, эмоции и поведение, осмысливать и оценивать результаты, вносить в работу необходимые коррективы.
Характерные трудности объективного и субъективного характера, возникшие в работе учащихся; проявленное стремление и волевые усилия к их преодолению; трудолюбие и культура учебного труда (умение работать сосредоточенно, аккуратно, целесообразно, используя усилия и время), способность к самоконтролю и самостоятельному решению задач; взаимоконтроль и взаимопомощь, характер и эффективность действий групповодов и других помощников педагога.
Конкретные результаты, успешность индивидуальной, групповой и, общеклассной учебной деятельности учащихся (в отношении усвоения знаний, умений и навыков, развития способностей, гигиенических достижений, показателей поведения); замеченные недостатки в учебной деятельности и поведении учащихся.
В. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО УРОКУ.
Бщая характеристика урока и педагога.
Степень решения намеченных задач урока; общий уровень воспитательных, образовательных и гигиенических достижений педагога-практиканта (высокий, удовлетворительный, низкий). Главные недостатки и ошибки, допущенные в методике обучения, в нравственном, эстетическом, интеллектуальном и трудовом воспитании, в физическом развитии и укреплении здоровья учащихся, в организации урока.
Личные достоинства педагога: внешний вид, умение держаться, требовательность, решительность и последовательность в действиях, выдержка, такт во взаимоотношениях; знание и понимание детей, учебного материала, методов обучения и воспитания; умение ориентироваться в обстановке, учебных ситуациях и поведении детей, оперативно применять свои знания и умения, творчески преодолевать возникающие трудности.
Наиболее существенные личностные недостатки педагога, обнаруженные пробелы в знаниях, практических умениях, недочеты в отношениях к учащимся. Общий профессионально-педагогический уровень практиканта.
Общая оценка урока (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Рекомендации педагогу-практиканту.
Наиболее актуальные на данном этапе советы и предложения по методике обучения и воспитания, отношения к учащимся, самоконтроля, самообразования и др.
ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
В качестве примера ниже приводится протокол, оформленный студенткой IV курса факультета профилированной подготовки СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта на основании полного педагогического наблюде-
ния и анализа урока другой практикантки проведенного в одной из базовых школ.
ПРОТОКОЛ
Полного педагогического наблюдения и анализа урока,
Проведенного 18 декабря 1996 года в III-б классе.
Фамилия проводившего урок __________________________
Фамилия наблюдавшего урок __________________________
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Научить основе захвата каната ногами.
2. Совершенствовать пружинность приземления в сочетании с энергичным, по полной амплитуде, отталкиванием в прыжках со скакалкой.
3. Попутное с решением основных образовательных задач укрепление мышц рук и ног, а также развитие скоростно-силовых качеств.
4. Воспитание ответственности за результаты самостоятельных учебных действий.
А. ИЗЛОЖЕНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОВ
Подготовка педагога к проведению урока.
Конспект урока подготовлен и проверен своевременно. Основные задачи урока отражают главные стороны содержания и могут быть охарактеризованы как достаточно конкретные для данного этапа.
Содержание урока полностью согласуется с планом работы на данную четверть. При его разработке учтены условия проведения занятий и особенности данного класса. Основные задачи раскрыты достаточно конкретными частными. Правильно подобраны приемы дозировки, всесторонне продуманы методические приемы обучения, воспитания и организации.
Конспект отлично оформлен, причем педагогом проявлена грамотность и аккуратность, необходимые чертежи выполнены красочно и наглядно отражают некоторые моменты организации. По такому конспекту легко представить будущий урок.
Перед уроком был подготовлен зал и необходимый инвентарь. Для лучшей ориентировки в игре педагог начертила линии-указатели, а для общеподготовительных упражнений были подготовлены скакалки (связаны, нанизаны на две палки для удобства раздачи). Палки, для выполнения подготовительного упразднения по захвату каната, были сложены в удобном месте.
В целом подготовка к уроку осуществлена на необходимом уровне.