Полное педагогическое наблюдение и анализ
УРОКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Полное наблюдение и анализ уроков предусмотрены, начиная с четвертой недели педагогической практики, то есть после выполнения почти всех частичных анализов по отдельным вопросам тем, а также по темам в целом. Этим обеспечивается достаточная практическая подготовка к полным анализам, включая зачетный, на четвертой и пятой неделях.
Успех полного анализа зависит не только от дифференцированной предварительной, но и от специальной подготовленности. Сложность полного наблюдения и анализа обусловлена необходимостью держать в поле зрения все стороны учебно-воспитательной деятельности, поведения педагога и учащихся, а также условия и результативность педагогической деятельности. Более того - воспринимаемое необходимо одновременно осмысливать, классифицировать и оценивать, предусматривая возможные более целесообразные, при данных обстоятельствах решения, намечая некоторые рекомендации проводящему урок.
Все это необходимо быстро фиксировать в виде "сплошной" записи либо в виде избирательного разнесения воспринимаемого по заранее размеченным графам чернового протокола (например: задачи и предметное содержание урока, организация и применяемые методы обучения и воспитания, дозировка нагрузок иихвлияние на занимающихся, поведение педагога и учащихся, характер и результаты их действий и т.п.). Не меньшей сосредоточенности, мыслительной активности и ответственности требуют также последующее выделение, систематизация и обобщение наиболее существенного из зафиксированного в черновых записях, определение оценок, подготовка рекомендаций и оформление протокола, особенно зачетного, в окончательной редакции.
В процессе полных наблюдений важно охватить по возможности все стороны педагогического процесса, предусмотренные Соответствующими темами и частными вопросами (подготовленность педагога к уроку, организация учебно-воспитательной работы, соблюдение дидактических принципов и др.). При этом реальная полнота, ценность наблюдений и записей будут зависеть, с одной стороны, от фактического содержания проведенного урока, а с другой, от умения выделять в воспринимаемом наиболее существенное. Что касается последующего анализа, то необходимо осмыслить не только фактически состоявшееся на уроке, но и то, к чему следовало стремиться, что должно и могло состояться в сложившихся условиях. В окончательных же формулировках протокольных записей, как и в устных выступлениях при разборе урока, необходимо проявить объективность, принципиальность и четкость излагаемого, товарищескую предупредительность и такт по отношению к проводившему урок.
Для ориентировки в основных направлениях и главном содержании полного педагогического наблюдения, а также в общем характере анализа и протокольного оформления ниже приводятся:
а) схематичный план и перечень основных элементов содержания наблюдений;
б) примерное изложение протокола полного наблюдения и анализа урока.
ОБЩИЙ ПЛАН И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛНЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ
А. ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГА К УРОКУ
Состояние конспекта урока.
а) Формулировка задач. Степень конкретизации и четкость формулировок общих и частных задач учебно-воспитательной работы, логическая связь их с содержанием предыдущего урока.
Достаточность и информативность задач с точки зрения комплексного подхода к осуществлению вос-
питательно-образовательных и гигиенических воздействий (включая элементы нравственного, умственно-
го, эстетического и трудового воспитания); возможность решения намеченных задач в данном уроке, учитывая ресурсы времени, подготовленность учащихся и условия работы.
Мотивационно-побудительное значение задач для учащихся, необходимость раскрытия и обоснования их или же перешифровки в конкретныезадания (особенно, в младших классах) в процессе проведенияурока.
б)Подбор средств (учебного материала). Соответствие намеченных средств плану на учебную четверть, программным требованиям, задачам и условиям проведения данного урона; их воспитательно-образовательная ценность, оригинальность; наличие необходимых подготовительных, подводящих вспомогательных упражнений.
Методически правильная последовательность упражнений в уроке, с точки зрения врабатываемости, переноса тренированности и пр.); обоснованность предлагаемой дозировки упражнений и правильность записи ее приемов.
в) Разработанность организации и методики обучения и воспитания. Целесообразность и достаточность предусмотренных методов и методических приемов (словесных, демонстрации и практических, вариантов фронтального и др.); состояние и целесообразность технических средств ведения учебного процесса.
Наличие общих, групповых и индивидуальных заданий (в том числе и домашних). Умение лаконично записать избранные методические приемы, творчески проиллюстрировать (в виде чертежей, схем, схематических рисунков) намечаемое расположение снарядов, учебных пособий, ориентиров, учащихся, порядок действий в игре или соревновательных упражнениях и т.п.
Контроль за успеваемостью (определение учащихся, критериев оценки, форм фиксации учетных данных). Наличие персонального перечня необходимых помощников (с указанием их функций, (способов инструктирования, включения в работу).
г) Оформление конспекта. Соответствие содержания и формы конспекта рекомендациям кафедры теории и методики физической культуры.
Терминологическая точность, грамотность, лаконичность и аккуратность всех записей, творческий подход к разработке содержания и структуры урока, организации и проведения учебно-воспитательного процесса.
2. Предварительная подготовка условий для успешного проведения урока.
Подготовка мест занятий, оборудования и учебных пособий, проверка их исправности и наличия требуемого количества. Обеспечение санитарно-гигиенических условий (чистоты пола, снарядов, матов, мячей и др., освещенности, чистоты воздуха, опрятности костюма занимающихся и т.п.).
Проверка подготовленности и дополнительное инструктирование помощников (физоргов, дежурных, групповодов, капитанов команд, судей, исполнителей разовых поручений). Самопроверка, внешнего вида, готовности к показу и пр.