Полное педагогическое наблюдение и анализ

УРОКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Полное наблюдение и анализ уроков предусмотрены, начи­ная с четвертой недели педагогической практики, то есть после выполнения почти всех частичных анализов по отдельным во­просам тем, а также по темам в целом. Этим обеспечивается дос­таточная практическая подготовка к полным анализам, включая зачетный, на четвертой и пятой неделях.

Успех полного анализа зависит не только от дифференциро­ванной предварительной, но и от специальной подготовленности. Сложность полного наблюдения и анализа обусловлена необхо­димостью держать в поле зрения все стороны учебно-воспита­тельной деятельности, поведения педагога и учащихся, а также условия и результативность педагогической деятельности. Более того - воспринимаемое необходимо одновременно осмысливать, классифицировать и оценивать, предусматривая возможные бо­лее целесообразные, при данных обстоятельствах решения, наме­чая некоторые рекомендации проводящему урок.

Все это необходимо быстро фиксировать в виде "сплошной" записи либо в виде избирательного разнесения воспринимаемого по заранее размеченным графам чернового протокола (например: задачи и предметное содержание урока, организация и приме­няемые методы обучения и воспитания, дозировка нагрузок иихвлияние на занимающихся, поведение педагога и учащихся, ха­рактер и результаты их действий и т.п.). Не меньшей сосредото­ченности, мыслительной активности и ответственности требуют также последующее выделение, систематизация и обобщение наиболее существенного из зафиксированного в черновых запи­сях, определение оценок, подготовка рекомендаций и оформле­ние протокола, особенно зачетного, в окончательной редакции.

В процессе полных наблюдений важно охватить по возмож­ности все стороны педагогического процесса, предусмотренные Соответствующими темами и частными вопросами (подготовлен­ность педагога к уроку, организация учебно-воспитательной ра­боты, соблюдение дидактических принципов и др.). При этом ре­альная полнота, ценность наблюдений и записей будут зависеть, с одной стороны, от фактического содержания проведенного уро­ка, а с другой, от умения выделять в воспринимаемом наиболее существенное. Что касается последующего анализа, то необхо­димо осмыслить не только фактически состоявшееся на уроке, но и то, к чему следовало стремиться, что должно и могло состоять­ся в сложившихся условиях. В окончательных же формулировках протокольных записей, как и в устных выступлениях при разборе урока, необходимо проявить объективность, принципиальность и четкость излагаемого, товарищескую предупредительность и такт по отношению к проводившему урок.

Для ориентировки в основных направлениях и главном со­держании полного педагогического наблюдения, а также в общем характере анализа и протокольного оформления ниже приводят­ся:

а) схематичный план и перечень основных элементов со­держания наблюдений;

б) примерное изложение протокола полного наблюдения и анализа урока.

ОБЩИЙ ПЛАН И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛНЫХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

А. ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГА К УРОКУ

Состояние конспекта урока.

а) Формулировка задач. Степень конкретизации и четкость формулировок общих и частных задач учебно-воспитательной работы, логическая связь их с содержанием предыдущего урока.

Достаточность и информативность задач с точки зрения комплексного подхода к осуществлению вос-

питательно-образо­вательных и гигиенических воздействий (включая элементы нравственного, умственно-

го, эстетического и трудового воспита­ния); возможность решения намеченных задач в данном уроке, учитывая ресурсы времени, подготовленность учащихся и усло­вия работы.

Мотивационно-побудительное значение задач для учащихся, необходимость раскрытия и обоснования их или же перешифров­ки в конкретныезадания (особенно, в младших классах) в про­цессе проведенияурока.

б)Подбор средств (учебного материала). Соответствие на­меченных средств плану на учебную четверть, программным тре­бованиям, задачам и условиям проведения данного урона; их воспитательно-образовательная ценность, оригинальность; наличие необходимых подготовительных, подводящих вспомогательных упражнений.

Методически правильная последовательность упражнений в уроке, с точки зрения врабатываемости, переноса тренированно­сти и пр.); обоснованность предлагаемой дозировки упражнений и правильность записи ее приемов.

в) Разработанность организации и методики обучения и воспитания. Целесообразность и достаточность предусмотренных методов и методических приемов (словесных, демонстрации и практических, вариантов фронтального и др.); состояние и це­лесообразность технических средств ведения учебного процесса.

Наличие общих, групповых и индивидуальных заданий (в том числе и домашних). Умение лаконично записать избранные методические приемы, творчески проиллюстрировать (в виде чертежей, схем, схематических рисунков) намечаемое располо­жение снарядов, учебных пособий, ориентиров, учащихся, поря­док действий в игре или соревновательных упражнениях и т.п.

Контроль за успеваемостью (определение учащихся, крите­риев оценки, форм фиксации учетных данных). Наличие персо­нального перечня необходимых помощников (с указанием их функций, (способов инструктирования, включения в работу).

г) Оформление конспекта. Соответствие содержания и формы конспекта рекомендациям кафедры теории и методики физической культуры.

Терминологическая точность, грамотность, лаконичность и аккуратность всех записей, творческий подход к разработке со­держания и структуры урока, организации и проведения учебно-воспитательного процесса.

2. Предварительная подготовка условий для успешного проведения урока.

Подготовка мест занятий, оборудования и учебных пособий, проверка их исправности и наличия требуемого количества. Обеспечение санитарно-гигиенических условий (чистоты пола, снарядов, матов, мячей и др., освещенности, чистоты воздуха, опрятности костюма занимающихся и т.п.).

Проверка подготовленности и дополнительное инструктиро­вание помощников (физоргов, дежурных, групповодов, капита­нов команд, судей, исполнителей разовых поручений). Самопро­верка, внешнего вида, готовности к показу и пр.

Наши рекомендации