Процессе обучения и воспитания
При наблюдении и анализе по данной теме необходимо обратить особое внимание на дозировку нагрузок. Важно проследить, с одной стороны, их влияние на решение образовательных задач (формирование и совершенствование знаний, умений и навыков), а с другой - на гармоническое физическое развитие, воспитание двигательных, а также интеллектуальных и морально-волевых качеств.
Важно также установить, насколько умело, со знанием дела, учитель пользуется при организации практических упражнений методами и методическими приемами слова и демонстрации, так как они играют основополагающую роль в обеспечении успеха учащихся. Что касается методов упражнения, то, прежде всего, необходимо оценить обоснованность их выбора с точки зрения особенностей этапа обучения, конкретного состояния организма и психики учащихся (суставно-связочного аппарата, мышц, внутренних органов, внимания, эмоционального тонуса, способности владеть собой и др.).
В целях лучшей подготовки к наблюдениям по второму и третьему вопросам темы желательно предварительное ознакомление со специальными рекомендациями (Курамшин Ю.Ф. Методика развития двигательных (физических) качеств / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. - Л., 1980).
6.1. Использование методов упражнения, применяемых преимущественно в целях разучивания двигательных действий.
• Примененные варианты расчлененного обучения (раздельное разучивание составных частей движения с последующим объединением их в целое; последовательное "поточное" разучивание элементов гимнастической комбинации, связывая очередной элемент с предыдущим и др.) Целесообразность избранного расчленения, соблюдение меры в изолированной работе над составными частями, своевременность перехода к разучиванию связей между ними и целостному выполнению разученного; внимание к организации процесса запоминания учащимися элементов и связей между ними; закрепление усвоенного, доведение его
до непринужденного, выразительного исполнения.
• Примененные вариантыцелостного разучивания двигательных действий (первоначальное разучивание в упрощенной форме; разучивание в облегченных условиях; целостное разучивание в основном варианте и др.). Целесообразность избранного варианта, наличие необходимых предпосылок для полноценного обучения (достаточная физическая, координационная и психологическая подготовленность учащихся).
• Умение акцентировать внимание учащихся на основе (основном механизме) техники движений, затем - на более существенных деталях и, наконец, на всех деталях (с учетом индивидуальных возможностей занимающихся); умение своевременно обнаруживать и исправлять допускаемые учащимися общие и индивидуальные ошибки, переключать их от выполнения упрощенных форм действий к основной, от работы в облегченных условиях к углубленному разучиванию в типичных ситуациях и совершенствованию в усложненных, изменяющихся условиях. Полноценность организации учебной деятельности (фронтальной,, групповой, индивидуальной), обеспечения в ней сознательности и активности занимающихся (путем использования соответствующих приемов).
• Умение рассчитать первоначальные нагрузки и постепенно увеличивать их с целые совершенствования действий, обеспечения попутного (сопряженного с работой над техникой) развития интеллектуальных, двигательных и волевых качеств (быстроты, сообразительности, настойчивости и т.п.); умение пользоваться приемами дозировки нагрузок; результативность обучения.
6.2. Использование методов строго регламентированного упражнения преимущественно в целях развития двигательных качеств.
• Примененные методы (равномерного, переменного, повторного, интервального упражнения). Целесообразность использования избранного варианта данного метода, учитывая программные требования, соответствующие задачи и особенности занимающихся, полноценность определения показателей интенсивности и объема нагрузок (скорости или темпа движений, продолжительности работы и интервалов отдыха, их характера и пр.); умение организовать дисциплинированное, точное выполнение заданий (особенно при "круговом" варианте упражнения), оперативно и своевременно вносить необходимые уточнения в дозировку упражнений (групповые, индивидуальные); стимулирование учащихся к самоконтролю, умение учить саморегулированию усилий.
• Степень внимания учителя к технике упражнений, требовательность к качеству двигательных действий (особенно, при скоростных движениях), умение обеспечивать в процессе развития двигательных качеств попутное (сопряженное) закрепление и совершенствование технической подготовленности; своевременность и полноценность предпринимаемых с этой целью мёр корректирования действий учащихся. Обеспечение положительного влияния действий на организм (осанку, суставно-связочный аппарат, обмен веществ, состояние внутренних органов). Соблюдение постепенности в приучении учащихся к повышенным волевым усилиям; воспитание настойчивости и выдержки в преодолении внутренних трудностей, возникающих при напряженной физической деятельности.
6.3. Использование игр и соревнований в качестве практического упражнения в усложненных условиях двигательной деятельности.
• Примененные учителем игры, игровые и соревновательные упражнения; их соответствие программным требованиям, уровню подготовленности детей, условиям занятий и логике текущего учебного процесса. Разработанность конкретных воспитательно-образовательных и гигиенических задач, игровых и соревновательных упражнений (обучение самостоятельному применению усвоенных умений и навыков в усложненных условиях, совершенствование технических и тактических действий, комплексное развитие интеллектуальных, двигательных, моральных, волевых и эмоциональных качеств, стимулирование процессов физического развития, укрепление здоровья и др.).
• Качество организации и проведения намеченных упражнений. Умение подготовить детей и создать необходимую обстановку для намеченной деятельности (образовать команды, распределить игровые роли, подготовить место и технические средства, изложить содержание и правила предстоящих действий, организовать судейство и пр.); умение стимулировать проявление учащимися самостоятельности, творческой активности и сознательной дисциплины (в пределах представленной правилами свободы деятельности); умение сосредоточивать внимание занимающихся на качестве технико-тактических действий и поступков, добиваться своевременного осмысления и исправления недочетов и ошибок, корректировать эмоциональные проявления, умение косвенно регулировать интенсивность и объем нагрузки (путем изменения пространства для действий, количества участвующих, числа повторения, продолжительность интервалов между ними и пр.).
• Качество судейства игры, соревнования; его влияние на действия занимающихся и решение ими задач; умение определить результаты и оценить достижения, а также недостатки в коллективных и индивидуальных действиях участников игры, соревнования; умение наметить задачи дальнейшего совершенствования в данном виде деятельности. Воспитательно-образовательная и гигиеническая ценность проведенного занятия.