Распределение заданий по анализу уроков
При разработке плана наблюдений в бригаде, прежде всего, важно обеспечить постепенное нарастание трудности и своевременность выполнения заданий. Для этого необходимо составить расписание их на каждую неделю периода прохождения педагогической практики.
Напредварительный этап и напервую и вторую неделиосновного этапа педагогической практики рекомендуется планировать частичные наблюдения и анализ урока по одному, двум вопросам. При этом необходимо предусмотреть наиболее частое обращение к методисту или учителю в целях проверки правильности выполнения наблюдения, устного или письменного изложения анализа соответствующих данных. Обязательно необходимо предусмотреть обсуждение их с практикантом, проводившим контролируемое занятие, причем желательно, чтобы в обсуждении принимали участие, по возможности, все студенты, видевшие урок, а также учитель или методист.
С самого начала надо стремиться к тому, чтобы не просто перечислять увиденное, а подвергать его всестороннему анализу, выступать с обоснованными суждениями, доказательными заключениями. С другой стороны, студент, урок которого анализируется, должен учиться внимательно выслушивать оппонента, на прерывая анализ, не допуская пренебрежительного отношения к высказанным замечаниям. С обеих сторон должно быть обеспечено соблюдение строгого педагогического такта, товарищеской предупредительности в отношениях.
Натретьей неделе каждый студент должен продолжать частичные наблюдения и анализ уроков по отдельным, еще не освоенным вопросам (частям) той или иной темы. Кроме того, должны быть проведены наблюдения по 3 темам в целом (по всем их вопросам). Выбор этих тем осуществляется самими практикантами, однако с таким расчетом, чтобы в бригаде общее количество наблюдений по различным темам было примерно одинаковым (в случае разногласий окончательное решение принадлежит методисту). Анализ одной из трех тем оформляется в журнале практиканта в качестве зачетного, обязательно предъявляемого методисту для проверки и оценки.
Начетвертой неделе продолжается проведение частичных наблюдений и анализ по отдельным вопросам той или иной темы. Кроме того, должны быть выполнены и проанализированы 2 пульсометрических наблюдения (протокол одного из них оформляется в журнале практиканта в качестве зачетного). На этой же неделе выполняется по одному тренировочному хронометрированию и полному наблюдению урока. Важно, чтобы анализ полученных данных был обсужден на разборе соответствующих уроков.
Распределение заданий по анализу уроков
Неделя | 0,1,2 | |||||||
Задания | Тема | Вопросы | Тема | Вопросы | Тема | Вопросы | Тема | Вопросы |
Наблюдение и | 1+2,3,5 | 4,6+7 | ||||||
частичный анализ | 1+5,2,6 | |||||||
урока по 1-2 | ||||||||
вопросам темы | ||||||||
I | ||||||||
Наблюдение и тема | Три темы | |||||||
Тический | - | по выбору | - | - | ||||
анализ урока (по от | (одно – за | |||||||
дельным темам) | четное) | |||||||
Пульсометрия и | Два, | |||||||
анализ нагрузки | - | - | в том числе | - | ||||
в уроке | зачетное | |||||||
Хронометрирование | Одно | Одно - | ||||||
и анализ плотности | - | - | зачетное | |||||
Урока | ||||||||
Наблюдение и пол | Одно | Одно | ||||||
ный анализ | - | - | зачетное | |||||
Урока |
Напятой неделе остается завершить частичные наблюдения, выполнить второе, т.е. зачетное, хронометрирование урока и оформить его в журнале практиканта, а также провести полное зачетное педагогическое наблюдение и анализ урока (ниже приводится таблица распределения заданий по неделям).
Все материалы наблюдения и анализа уроков (включая пульсометрию и хронометрирование) заносятся в процессе их осуществления в специальную тетрадь, которая по окончании практики прилагается к сдаваемой методисту документации.