Характеристика учебно-методических пособий по развитию речи дошкольников.
В каждом детском саду имеются наглядно-методические пособия общего назначения, которые хранятся в педагогическом кабинете и используются всеми педагогами. Среди методических пособий выделяются печатные и рукописные. В библиотеке, составленной из пособий и другой литературы, должна быть выделена рубрика «Методика развития речи». Методист ведет систематический каталог книг, журнальных статей: желательно, чтобы в нем также были разделы, посвященные инструктивно-директивным материалам, основным задачам развития речи, организационным вопросам, проблемам развития речи в раннем возрасте и др.
Из фондов библиотечной литературы методист организует витрину новинок и периодические тематические выставки. Хорошо, если демонстрируемая литература сопровождается краткими аннотациями, рекомендациями отдельным воспитателям по ее изучению и использованию. Рукописные методические пособия отражают передовой опыт данного детского сада и других дошкольных учреждений (конспекты, доклады, перечни занятий, сценарии и др.). Эти материалы необходимо своевременно обновлять, изымать устаревшее, правильно оформлять: следить, чтобы на каждом были указаны автор или источник, дата создания. Для учета можно рекомендовать педагогам делать отметку об использовании пособия (на вкладыше или обложке). Такие отметки будут свидетельствовать о его нужности, актуальности.
Данный материал также систематизируется по разделам методики развития речи, по возрастным группам и кварталам учебного года. Кроме того, в педагогическом кабинете хранится часть наглядных пособий для работы с детьми (натуральные, изобразительные) — так называемый дидактический материал. В ряде случаев методист сосредоточивает в кабинете некоторые виды пособий, предназначенных для отдельных занятии и педагогических мероприятий в разных возрастных группах (серии картин, альбомы, крупные иллюстрации и фотографии, игровые персонажи и др.). Иногда он создает образцы наглядного материала и рекомендует воспитателям использовать их при подборе аналогичных пособий для своих групп. Особенно полезно это делать в базовых детских садах, часто демонстрирующих свой опыт или принимающих на практику учащихся педучилищ. Такие образцы наглядных пособий можно систематизировать примерно следующим образом: а) типичные игрушки для рассматривания и описания, в том числе механические и электронные; 1—2 набора для рассказов-инсценировок; б) 1—2 комплекта натуральных предметов, в том числе раздаточных (почтовые или школьные принадлежности и т. п.); в) образцы детских поделок и рисунков для занятий по обучению рассказыванию; г) материал для краеведческой работы с детьми подготовительных к школе групп (фотографии, на которых запечатлены труд людей из ближайшего окружения, достопримечательности данного микрорайона, образцы продукции предприятий, записи рассказов взрослых, рекомендации по использованию музея, организованного в ближайшей школе, организации тематических прогулок в детском саду и дома и пр.). Самостоятельную группу составляют технические средства обучения и соответствующие аудиовизуальные пособия: экранные — диафильмы, слайды и др.; звуковые — магнитные, граммофонные записи, радиопередачи, магнитофильмы; экранно-звуковые (озвученные) диафильмы, звуковые кинофильмы, телепередачи. Подробная характеристика и перечни данных пособий, а также приемы и методы их применения даются в «Инструктивно-методическом письме об использовании технических средств обучения в учебно-воспитательной работе дошкольных учреждений». Наглядные и аудиовизуальные пособия также должны быть систематизированы (на них заводится картотека).
Внимания методиста требуют такие вопросы: пропаганда имеющихся технических средств (стенд, уголок ТОО, выставка, информационные объявления, смотры-конкурсы и др.), формы учета пособий и выдачи их воспитателям (каталоги, списки, индивидуальные формуляры педагогов и др.), изучение спроса и самостоятельного использования их педагогами в работе с детьми. Помимо пособий, хранящихся в педкабинете, каждая возрастная группа имеет свой учебно-наглядный материал. Методист контролирует его подбор и применение, особенно пособий, предназначенных для самостоятельного использования детьми (об этом говорилось выше в соответствующих темах), а также рабочего оборудования для занятий (наборное полотно, настольная ширма и др.).