Особенности восприятия детьми литературных произведений разных жанров.
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М.Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения.
Младший дошкольный возраст. Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно. Иногда дети неожиданно по-своему осмысливают самые, казалось бы, простые вещи.
Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге роль первоначального импульса для осмысленного воссоздания геро - ев и событий ; без рисунков художника воображение малыша может не включиться в работу и текст не будет понят.
В этом возрасте появляется первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать содержание произведений.
Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам(« Теремок », « Волк и козлята », « Колобок », « Репка » и др. Если прямая связь событий прерывается по ходу сюжета появляется скрытый замысел, то существенно усложняет восприятие, а порой приводит к непониманию произведения. В своих пересказах дети исключают основной конфликт и вся история приобретает не вполне соответствующий оригиналу благополучный характер. Определенную трудность восприятия вызывают у малышей сказки с двух - частной композицией, сюжет которых объединяет несколько историй(«Лиса и волк», « Кот, петух и лиса » и др. Обычно ребенок улавливает и воспроизводит одну из историй (частей ) сказки.
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находится главный персонаж. Детей интересуют его внешность, поступки. Самостоятельно мысленно представить героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре ─ иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его переживаний мотивов поведения. Например, нередко дети по - ложительно оценивают поведение медведя из сказки «Маша и медведь» ─ «Потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой принес », ─ игнорируя то обстоятельство, что девочка с хитростью побудила его к этому.
Эмоциональное отношение детей к героям всегда ярко окрашено. Ребе - нок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному ис - ходу событий, торжеству добра над злом.
Вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение. Так, мишку из сказки теремок ребенок называет хорошим только потому, что у него дома есть любимая игрушка ─ мишка.
Cвоеобразие восприятия литературных произведений у детей 2─4 лет заключается в том, что при осмыслении текста малыш опирается главным образом на имеющейся у него непосредственный опыт ещё очень ограниченный. Личный опыт превалирует над осознанием текста, мешая ребенку понять те литературные ситуации, которые не совпадают с его жизненной
Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность которую отмечают исследователи детства, ─ это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух, отчего литература становится для него поистине родной.
Средний дошкольный возраст. После четырех лет у ребенка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений обогащением его жизненного опыта, знаний. Усложняется и читательский опыт детей. Как свидетельствуют исследования ( А. В.Запорожец, Т. И.Титаренко, О. О.Хоменко и др), дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность или невозможность переноса в сказке функции одного предмета на другой.
На этом рано появляющемся у ребенка умении разграничивать в литературных произведениях реальное от фантастического возникает возможно - сть постепенно формировать первые представления о некоторых особенностях жанра ( сказка, рассказ, небылица и др.). На данном возрастном этапе ин - тенсивно развивается воссоздающее воображение, оно становится более самостоятельным. Оно помогает проникновению в авторский замысел формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства. Для понимания произведения ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующее воображение ни в коей мере не отменяет, не отрицает положительную функцию иллюстрации.
На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, способны при необходимости вычленить из цепи событий отдельные факты. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребенок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребенок 4─5 лет прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.
Старший дошкольный возраст. С 5 ─ летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес, к содержанию произведения к установлению много - образных связей, к постижению его внутреннего смысла.
Самыми любимыми у детей становятся волшебные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), c яркими характерами героев. Русские народные сказки (« Морозко » ,«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Царевна лягушка », «Сивка –бурка» и многие другие) открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непременной борьбе добрые и злые силы.