Основные задачи и направления речевого развития детей.
Основные направления работы по развитию речи дошкольников.
- Владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные задачи речевого развития – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связность при построении развернутого высказывания – решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. У каждой речевой задачи есть целый круг проблем, которые необходимо помнить всем, кто работает с детьми. Рассмотрим конкретные речевые задачи в свете вышеизложенных положений.
1). Развитие связной речи.
По отношению к дошкольникам мы рассматриваем развитие двух форм речи – диалогической и монологической.
Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных предложений с минимальной синтаксической сложностью, использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.
Развитие монологической речи.
При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средства связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.
В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.
По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.
2) Развитие словаря дошкольника.
Слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств. Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.
Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).
Слово усваивается ребенком быстрее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словами устанавливаются ассоциативные связи.
В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра. Так, многозначное слово "игла" в значении "лист хвойного дерева" входит в семантическое поле: дерево – ствол – ветви – хвоя - зеленая – пушистая – растет – опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шить – зашивать – вышивать – платье – рубашка – узор – острая – тупая и т.д.
Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса.
3) Формирование грамматического строя речи.
Формирование грамматического строя речи у ребенка - дошкольника включает работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых), он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако растет употребление других частей речи - прилагательных, местоимений, наречий, числительных.
Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа, падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже). Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в форме родительного падежа множественного числа (слив, апельсинов, карандашей)). В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательным в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Глагол обозначает действие или состояние предмета, различается по виду (совершенному и несовершенному), изменяется по лицам, числам, времени, родам и наклонениям. Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят). Дошкольники должны правильно употреблять и категорию рода, соотнося действие и предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) или среднего рода (солнце сияло) с глаголами прошедшего времени.
Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего или будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола – действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги, бежим, путь бежит, идем же) и к образованию сослагательного наклонения – возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.
Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.
Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе и падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише).
Словообразование.
Детей подводят к образованию на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т.е. выводится из него по смыслу и по форме) с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов).
Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).
Дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный – снеговик, подснежник).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, кофейница), направление действий (ехал – поехал – выехал) и т.п.
Синтаксис. Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные.
4) Развитие звуковой стороны речи.
Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка).
Линейные звуковые единицы – звук – слог – слово – фраза – текст обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим, одновременно с ними выступают просодические единицы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).
Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.
Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений.
Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).
5) Развитие образной речи.
Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).