Паустовский К.Г. Далекие годы.
Какие методы обучения использует учитель географии?
На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой. На каждой бутылке была наклейка. На наклейках кривым старческим почерком было написано: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря». Бутылок было много. В них была вода из Волги, Рейна, Темзы, озера Мичиган, Мертвого моря и Амазонки. Но сколько мы ни разглядывали эту воду, во всех бутылках она была одинаково желтая и скучная на вид.
Мы приставали учителю географии, чтобы он разрешил нам попробовать воду из Мертвого моря. Нам хотелось узнать, действительно ли она такая соленая. Но попробовать воду Чепурнов не позволял. Низенький, с длинной, почти до колен, седой бородой и узкими глазами, Чепурнов напоминал колдуна. Недаром и прозвище у него было «Черномор». Чепурнов всегда притаскивал на уроки всякие редкости. Больше всего он любил приносить бутылки с водой. Он рассказывал, как сам набирал нильскую воду около Каира.
– Смотрите. – Он взбалтывал бутылку, сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта…
Чтобы мы лучше запоминали всякие географические вещи, Чепурнов придумал наглядный способ. Так, он рисовал на классной доске большую букву «А». В правом углу он вписывал в эту букву второе «А», поменьше, в него – третье и в третье – четвертое. Потом он говорил: «Запомните: это Азия, в Азии – Аравия, в Аравии – город Аден, а в городе Адене сидит араб.
Мы запоминали это сразу и на всю жизнь.
Подумаем!
Тест 6. Сущность, структура и функции процесса обучения
Вопрос 1.
В процессе обучения ученик выступает как…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. субъект собственной познавательной деятельности
2. предмет обучения
3. объект педагогической деятельности
4. объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности
Вопрос 2.
Формирование дисциплинированности ученика и способности к взаимодействию с учителем и другими учащимися относится к _________ функции обучения.
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. образовательной
2. компенсаторной
3. воспитательной
4. развивающей
Вопрос 3.
Следующие признаки: двусторонний характер, совместная деятельность учителей и учащихся, руководство со стороны учителя характерны для…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. результатов обучения
2. общения
3. обучения
4. методов обучения
Вопрос 4.
Cовокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы – это …
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. учебный план
2. система образования
3. содержание образования
4. учебная программа
Тест 7. Основные принципы обучения
Вопрос 1.
Нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса называются ___________ обучения.
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. методами
2. средствами
3. принципами
4. закономерностями
Вопрос 2.
Дидактический принцип, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм обучения возможностям обучаемых, называется принципом…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов – 1
1. целостности
2. дифференциации
3. наглядности
4. доступности
Вопрос 3.
Руководящие идеи, требования к организации дидактического процесса – это…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. государственные стандарты
2. образовательные программы
3. принципы обучения
4. методы обучения
Вопрос 4.
Включение учеников в решение проблемных ситуаций, проблемное обучение, опора на интересы учащихся, использование дидактических игр и дискуссий – это реализация принципа…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. наглядности
2. учета возрастных особенностей учащихся
3. сознательности и активности
4. научности
Вопрос 5.
Не относится к основополагающим дидактический принцип…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. наглядности обучения
2. связи теории с практикой
3. систематичности и последовательности
4. партнерства в обучении
5. сознательности и активности
Тест 8. Цели, содержание и структура непрерывного образования
Вопрос 1.
Учет реальных возможностей учащихся, предупреждение перегрузок составляет сущность принципа…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. научности
2. наглядности
3. доступности
4. преемственность
Вопрос 2.
Масштаб, характер и мера заинтересованности человека в тех или иных образовательных услугах составляют...
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. образовательные потребности
2. цели образования
3. образовательную деятельность
4. эффективность образования
Вопрос 3.
Создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры – это характерно для принципа…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. фундаментализации содержания
2. единой содержательной и процессуальной стороны
3. гуманитаризации содержания
4. структурного единства содержания
Вопрос 4.
Способ получения образования, при котором успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения успешной сдачей выпускных экзаменов, является …
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. психологическим состоянием
2. дистанционным
3. экстернатом
4. очной формой обучения
Вопрос 5.Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни, называется …
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. образованностью
2. профессиональным образованием
3. непрерывным образованием
4. общим образованием
Тест 9. Методы и формы организации учебной деятельности
Вопрос 1.Ориентация на наибольшую самостоятельность обучаемых в учебно-познавательной деятельности свойственна…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. лекции
2. консультации
3. семинару
4. уроку
Вопрос 2.
Организационная форма контроля, применяемая для проверки уровня подготовленности выпускника учебного заведения к самостоятельной профессиональной деятельности, называется…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. рейтинговым контролем
2. дипломным проектированием
3. тестированием
4. курсовым проектированием
Вопрос 3.Основной дидактической целью консультации является…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. закрепление и совершенствование знаний
2. контроль знаний учащихся
3. ликвидация пробелов в знаниях учащихся
4. подготовка к семинарскому занятию
Вопрос 4.
Способ достижения цели обучения называется _________ обучения.
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. техническими средствами
2. приемом
3. методом
4. формой организации
Вопрос 5.
Урок, лекция, семинар, учебная экскурсия, лабораторный практикум, консультация относятся к …
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. способам обучения
2. технологиям обучения
3. методам обучения
4. формам организации учебной деятельности
Почитаем!
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – Киев, 1982. – 200 с.
2. Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель: монография. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.- 146 с.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения. – М.: Академия, 2006.- 210 с.
4. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. – СПб: Каро , 2005.- 448 с.
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
|
Сопоставьте трактовки понятия «воспитание», представленные в учебниках «Педагогика». Подумайте, является ли воспитание совместной деятельностью, специально организованной и направленной на развитие внутреннего мира непосредственных участников образовательного процесса; обращением к аффективной, эмоциональной подструктуре личности. На этом основании выделите принципы, методы, формы, позволяющие воспитывать в человеке отношение к миру, к другим людям, к самому себе.
Особенности внеклассной и внешкольной воспитательной работы в школе необходимо представить как целостную систему, реализующую педагогические цели воспитания на уровне школы, класса, отдельного ученика. Подумайте, каковы воспитательные цели «вхождения» учащегося в социокультурное пространство, какими могут быть формы освоения окружающей действительности, если знакомство с ней рассматривать как условие самоопределения. Обращение к собственному жизненному опыту поможет вам выявить особенности взаимодействия классного руководителя со школьниками, его роль в организации процесса воспитания, взаимодействия семьи и школы.
Определите, какова роль родителей (других людей) в организации процесса самовоспитания ребенка. Рассмотрите условия самосозидания как развития «самости» (внутреннего мира) и «социумности» (отношения с внешним миром) человека. Успешность воспитания ребенка в семье зависит от целей родителей, их стиля общения (авторитарный, манипулятивный, отстраненный, конфликтный, диалогический и др. – К.Г. Митрофанов). Определите, какие позиции родителей во взаимоотношениях с ребенком продуктивны, какие являются ложным родительским авторитетом. Назовите приоритеты семейного воспитания на разных возрастных этапах развития (раннее детство, детство, отрочество, юность – В.В. Зеньковский), особенности связи семьи и школы.
Подумаем!
1) Что для вас является основанием эффективного процесса воспитания?
2) Процесс воспитания – это воздействие на ребенка или (и) взаимодействие участников образовательного процесса? Определите цели и ценности современного воспитания.
3) По словам С.Л. Рубинштейна, человек целостен, как целостен мир. Можно ли в этой связи говорить и о целостности процесса воспитания?
4) Какова роль взрослых в процессе самовоспитания?
5) В чем, с вашей точки зрения, заключается миссия воспитателя – классного руководителя? Классный руководитель – функция или призвание?
6) Важно ли развивать самоуправление, соуправление в школе? Какую роль они играют в личностном развитии школьников?
7) Какая трактовка стиля педагогического общения вам ближе? Какой стиль общения вы считаете продуктивным и почему?
8) Приведите примеры (из личного опыта, из художественных текстов) яркого проявления того или иного стиля педагогического общения. Определите его вид.
9) «Нарисуйте» портрет педагога, способного решать актуальные задачи современного воспитания.
10) Напишите эссе о педагоге, которого можно назвать истинным творцом педагогического процесса.
11) Какие родительские позиции в отношении с детьми положительно влияют на развитие?
12) Что для вас будет главным во взаимодействии со своим будущим ребенком, с будущими учениками?
13) Напишите эссе по афоризму, смысл которого, как вам кажется, близок вашей педагогической позиции:
- Воспитание есть усвоение хороших привычек (Платон)
- Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас (Эрнст Легуве – французский писатель, 19 век)
- В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали (NN)
- Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании (Фазиль Искандер - писатель)
- Воспитатель сам должен быть воспитан (Карл Маркс)
- Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой (Пифагор)
- Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает (Эрма Бомбек – американская журналистка, 20 век)
- Не делай из ребенка кумира: когда он вырастет, он потребует жертв (Пьер Буаст – французский афорист, 18-19 века)
- Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит ему тоже, он сделает своим домом улицу (Надин де Ротшильд – баронесса, автор пособий по этикету)
- Если хочешь, чтобы твои дети, наконец, повзрослели, постарайся повзрослеть первой (Неизвестная американка)
- Ребенок рождает родителей (Е. Лец – польский поэт и афорист, 20 век)
Тексты
|
Определите, какова педагогическая позиция автора? Подтвердите свой вывод ссылками из текста.
Тому, кто, присматривая за вверенными ему детьми, не в силах подойти к себе критически, угрожает большая опасность, на которую я желаю обратить внимание, тем более что профессиональная гигиена души недостаточно широко известна. Воспитатель, работая над пониманием человека – ребенка и над пониманием общества – группы детей, дорастает до постижения важных и ценных истин; пренебрегая неусыпным трудом над собой, опускается.
Ребенок обогащает меня опытом, влияет на мои взгляды, на мир моих чувств; от ребенка я получаю приказания – и требую от себя, обвиняю себя, оказываю себе снисхождение или снимаю с себя вину. Ребенок поучает меня и воспитывает. Ребенок для воспитателя – книга природы; читая ее, он созревает. Нельзя относиться с пренебрежением к ребенку. Он знает о себе больше, чем я о нем. Он общается с собой все те часы, когда он бодрствует. Я его лишь отгадываю. Поэтому я ошибаюсь: оцениваю его рыночную стоимость и дефекты. Ленивый, недисциплинированный, капризный, врет, ворует – этого мало.
Каков взгляд на себя, отношение к другим детям и к воспитателю; какой он приобрел опыт, и на какие способен усилия и компромиссы? Сколько даст на-гора упорства? Нельзя относиться к детям свысока…
Путь к самовоспитанию и самоопределению ты найдешь сам и в себе, молодой воспитатель. Путем длинного ряда осенений улыбки, взгляда, жеста – слез раскаяния или слез бессилия…
|
Антуан де Сент-Экзюпери Планета людей. Маленький принц . – Л., 1977.
Антуан де Сент-Экзюпери, создавая «Маленького принца», ставил пред собой одну задачу: выразить себя, раскрыть в себе человека. Что мешает и помогает пониманию взрослых и детей?
ü Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек? Они спрашивают: «Сколько твоему другу лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.
ü Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «где-то там живет мой цветок…»
ü Лис: «Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!»
ü Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
ü Люди забыли эту истину, но ты ее не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил
Подумаем!