Тест 3. Методы педагогических исследований

Вопрос 1.

Целенаправленное восприятие педагогического процесса, в результате которого исследователь получает конкретный фактический материал, называется…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. рейтингом

2. моделированием

3. наблюдением

4. беседой

Вопрос 2.

Анализ опыта педагогической деятельности, сложившийся в процессе истории развития образования и педагогики, называется...

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. теоретическим

2. эмпирическим

3. историческим

4. сравнительным

Вопрос 3.

Выявление и анализ мнений о личности учащегося, полученных от различных людей (педагогов, родителей, сверстников), относятся к методу…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. наблюдения

2. беседы

3. обобщения независимых характеристик

4. эксперимента

Вопрос 4.

Научным способом познания объективной реальности является…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. метод воспитания

2. общение

3. метод обучения

4. метод исследования

Вопрос 5.

Создание специальных условий, в которых проверяется выдвинутая автором гипотеза, предполагается в…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. системе мониторинга

2. при рейтинговой системе оценивания

3. лабораторном эксперименте

4. естественном эксперименте

Тест 4. Целеполагание в педагогике

Вопрос 1.Цель образования определяется, исходя из…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. компонентов педагогического процесса

2. способностей личности

3. требований общества в сфере духовного воспроизводства

4. возможностей педагогического процесса

Вопрос 2.На постановку цели воспитания НЕ влияет…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. уровень развития педагогической науки и практики

2. уровень социально-экономического развития общества

3. способ производства

4. идеология и политика государства

Вопрос 3.Развитие умений работать с библиотечным каталогом относится к задачам формирования ____________ культуры.

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. рефлексивной

2. информационной

3. коммуникативной

4. нравственной

Вопрос 4.

К образовательным целям учебного занятия не относят…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. создать дружный коллектив

2. организовать деятельность по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях

3. обеспечить закрепление понятий

4. организовать деятельность учащихся по изучению правил

Вопрос 5.Основная единица педагогического процесса …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. деятельность учащихся

2. учебный год

3. педагогическая задача

4. деятельность педагога

Тест 5. Педагогический процесс

Вопрос 1.К технологическому компоненту педагогического процесса НЕ относятся…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. образовательные технологии

2. формы организации обучения

3. цели воспитания

4. методы воспитания

Вопрос 2.

Принципы педагогического процесса определяются как…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. способы изучения педагогических явлений

2. система основных требований к обучению и воспитанию

3. формы организации обучения

4. объективно существующие, устойчивые связи между педагогическими явлениями

Вопрос 3.

В содержательный компонент педагогического процесса не входят…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. умения и навыки

2. опыт творческой деятельности учащихся

3. средства и методы обучения и воспитания

4. знания

Вопрос 4.Компонентами педагогического процесса являются…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. семья, школа, общество

2. педагоги, учащиеся, родители

3. цели, задачи, содержание, формы и методы процессов обучения и воспитания

4. знания, умения, навыки учащегося

Вопрос 5.

Взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых, называется …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. воспитательной системой

2. образовательным пространством

3. педагогическим процессом

4. педагогической системой

Тест 3. Методы педагогических исследований - student2.ru Почитаем!

  1. Голованова Н.Ф. Педагогика : учеб. для высш. проф. образования - М.: Академия, 2011. - 240 с.
  2. Загвязинский В. И., Атахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для вузов. - 6-е изд., стер.. - М. : Академия, 2010. - 208 с.
  3. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2007.- 320 с.
  4. Фроловская М.Н. Педагогика искусства: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2007.- 130 с.

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

 
 
!

Обратите внимание!

Слово «дидактика» происходит от греческого «didaktikos» – «обучающий». Дидактика – область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Основные категории дидактики: процесс обучения; принципы обучения; содержание образования; знания, умения, навыки; методы обучения; формы организации обучения. Предметом дидактики являются процесс обучения, его закономерности. Как отрасль педагогической науки дидактика получила наиболее четкое представление в труде Я.А. Коменского «Великая дидактика» (1633-1638), в котором она определялась как «всеобщее искусство учить всех всему». При освещении основных категорий дидактики следует аргументировать собственную позицию по вопросам дидактики: для чего учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах? Иными словами, дать научное обоснование целям, отбору содержания, выбору средств и методов обучения, указать основные формы организации обучения.

Понятие «обучение» в контексте образования трактуется как специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Отсюда вытекают цели и ценности процесса обучения. Функции обучения (направленность): воспитывающая, развивающая, образовательная.

Процесс обучения строится на определенных принципах, которыми руководствуется педагог. Если учесть, что принцип от латинского – principium – основа, первоначало, необходимо определить основополагающие принципы эффективного обучения. Принципы обучения представляют собой руководящую идею, основное правило, требование к осуществлению деятельности, нормативные требования, основные положения. Они конкретизируются в таких принципах, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность, активность и др.

Среди категорий дидактики выделяют содержание образования и содержание обучения. Следует выявить соотношение между ними. Наряду с традиционным представлением содержания образования как системы знаний, умений, навыков, овладение которыми закладывает основу для развития человека, утверждается и другая точка зрения (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Содержание образования – часть социального опыта, изоморфное ему; зафиксированное в проектах предметное содержание; часть «ставшей» культуры (Ю.В. Сенько). Содержание обучения – результат взаимодействия «ставшей» культуры (содержания образования) и культур непосредственных участников процесса обучения; «живое» знание. Отсюда и трактовка знаний, умений, навыков в различных парадигмах образования.

Организация «понимающего» обучения, перевод содержания образования в содержание обучения, рождение «живого» знания зависит от выбора методов обучения. Метод (от греч. – metodos – путь к чему-либо) – способ достижения цели. Представьте классификацию методов по различным основаниям, среди которых подход Ю.К. Бабанского: методы организации и осуществления учебной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Выявите наиболее продуктивные методы обучения, определите, от чего зависит их выбор и выбор видов обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, алгоритмическое.

Освещая вопрос о формах обучения, необходимо обратить внимание на появление основной формы обучения – урока (Я.А. Коменский). Определите, какими могут быть цели урока, его тип. В зависимости от цели определите существующую типологию уроков. При этом учитывайте структурные характеристики урока (повторение, объяснение нового, закрепление материала, обобщение, контроль) и учебной деятельности (мотив, постановка учебной задачи – целеполагание, выдвижение гипотез, планирование, проверка гипотез, учебные действия, моделирование, самоконтроль, самооценка).

Тест 3. Методы педагогических исследований - student2.ru Тест 3. Методы педагогических исследований - student2.ru Подумаем!

1) Что является областью исследования дидактики?

2) Назовите основные категории дидактики. Как они взаимосвязаны?

3) Каковы цели обучения в технократической и гуманитарной парадигмах образования?

4) Какими принципами обучения руководствуется современный педагог?

5) Как, на ваш взгляд, соотносятся содержание образования и содержание обучения?

6) Одна из основных категорий образования – знание. Какие ассоциации с понятием «знание» возникают у вас? Соотнесите ваши ассоциативные образы с четырьмя метафорами знания, существующими в культуре. Можно ли в представленных метафорах обнаружить особенности характера взаимодействия «Учитель-Ученик»?

*античная метафора восковой таблички, на которой отпечатываются внешние впечатления;

*метафора сосуда, который наполняется либо нашими внешними впечатлениями, либо текстом, несущем информацию об этих впечатлениях;

*метафора родовспоможения Сократа: знание в человеке, которое он не может осознать сам, и нужен помощник, который майевтическими методами может помочь об-наружить, по-родить это знание;

*евангельская метафора выращивания зерна: знание вырастает в сознании человека как зерно в почве, а это означает, что знание не детерминируется внешним сообщением; оно возникает как результат познающего воображения, стимулированного сообщением, посредником…

7) Как часто ваши школьные учителя обращались к своему жизненному опыту и впечатлениям, общаясь с вами? Как вы к этому относились? Какие трудности подстерегают педагога, который высказывает собственное мнение по проблеме?

8) Зависит ли определение типа урока от намеченной цели?

9) «Отметка» и «оценка» – это синонимы? Если вы разводите эти понятия, то объясните, на каких основаниях? Существует ли проблема оценивания результатов процесса обучения?

Тексты.

?

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995. – С.335-336. Воспользуемся фрагментом стенограммы урока грамоты в 1 классе. Дети знакомятся с буквой «Т». Определите особенности выражения позиции педагога. Какими, на ваш взгляд, могут быть цели данного урока?

– Прочтите, пожалуйста, это предложение. Как вы думаете, может ли помочь нам здесь буква «Т»?

Показываю на предложение: «Я люблю себя, жизнь!»

Короткая пауза.

Вдруг в классе вспыхивает шум.

– Вместо «С» там должно быть «Т»…

– Не «себя», а «тебя»…

– «Т» совсем меняет содержание предложения…

– Должно быть – «Я люблю тебя, жизнь!», а не себя…

– Почему вы так думаете? Разве себя любить нельзя?

– Любить себя можно…

– Как же человек будет любить себя, если не любит жизнь…

– Человек обращается к жизни и говорит ей: «Я люблю тебя, жизнь!»

– Таким образом, вы советуете вместо «С» написать «Т»?

–Да…

Стираю букву «С» в слове «себя» и пишу букву «П».

– Это «П»…Напишите «Т»…

– Ой, простите…

Исправляю «ошибку».

– Сейчас вам нравится это предложение?

– Да… Хорошее предложение.»

?

Пашнев Э.И. Белая ворона / Пашнев Э.И. В году тринадцать месяцев.– Воронеж, 1983. – С. 117-118. Как бы вы ответили себе на вопросы: что делать? что главное в процессе обучения?

Анна Федоровна мучительно думала: что делать? Если уйти из школы, надо начинать новую жизнь. Какую? Она ничего так сильно не чувствовала, как литературу, родной язык. В газетах много писали о школах. Почти в каждом номере что-нибудь было… Одна учительница сшила к уроку русский сарафан и предстала перед своими учениками мастерицей народного промысла… В «Литературной газете» Анна Федоровна причитала об учителе литературы (сельском), который играет «Старуху Изергиль» на скрипке. Он так прямо и писал с восхищением: «По-настоящему понятно не то, что доходит до ума, а то, что доходит до сердца. А музыка знает самые короткие пути к сердцу».

Анна Федоровна не была готова к тому, чтобы сшить себе сарафан, играть на скрипке, ходить колесом перед учениками, одним словом, развлекать, удивлять. Она считала, что учеба – это труд и нельзя его превращать в сплошное удовольствие.

Труд – это когда трудно. А молодые люди легко усваивают предмет, если им не трудно, если им интересно, как в театре, где каждый суффикс старается нарядиться так. Чтобы его не узнали. И они очень скоро начинают потреблять интересное, требовать еще более интересного, в результате теряют способность преодолевать трудности, которые все равно остаются в любом предмете…

Можно превратить каждый урок в спектакль, но тогда будут не ученики, а зрители-иждивенцы. Впрочем, эти мысли ее не были категоричными. Анна Федоровна думала и так, и эдак. Она попробовала бы сыграть им на скрипке Наташу Ростову, если бы умела. Но она не умела.

?


Наши рекомендации