Тест 3. Методы педагогических исследований
Вопрос 1.
Целенаправленное восприятие педагогического процесса, в результате которого исследователь получает конкретный фактический материал, называется…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. рейтингом
2. моделированием
3. наблюдением
4. беседой
Вопрос 2.
Анализ опыта педагогической деятельности, сложившийся в процессе истории развития образования и педагогики, называется...
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. теоретическим
2. эмпирическим
3. историческим
4. сравнительным
Вопрос 3.
Выявление и анализ мнений о личности учащегося, полученных от различных людей (педагогов, родителей, сверстников), относятся к методу…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. наблюдения
2. беседы
3. обобщения независимых характеристик
4. эксперимента
Вопрос 4.
Научным способом познания объективной реальности является…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. метод воспитания
2. общение
3. метод обучения
4. метод исследования
Вопрос 5.
Создание специальных условий, в которых проверяется выдвинутая автором гипотеза, предполагается в…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. системе мониторинга
2. при рейтинговой системе оценивания
3. лабораторном эксперименте
4. естественном эксперименте
Тест 4. Целеполагание в педагогике
Вопрос 1.Цель образования определяется, исходя из…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. компонентов педагогического процесса
2. способностей личности
3. требований общества в сфере духовного воспроизводства
4. возможностей педагогического процесса
Вопрос 2.На постановку цели воспитания НЕ влияет…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. уровень развития педагогической науки и практики
2. уровень социально-экономического развития общества
3. способ производства
4. идеология и политика государства
Вопрос 3.Развитие умений работать с библиотечным каталогом относится к задачам формирования ____________ культуры.
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. рефлексивной
2. информационной
3. коммуникативной
4. нравственной
Вопрос 4.
К образовательным целям учебного занятия не относят…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. создать дружный коллектив
2. организовать деятельность по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях
3. обеспечить закрепление понятий
4. организовать деятельность учащихся по изучению правил
Вопрос 5.Основная единица педагогического процесса …
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. деятельность учащихся
2. учебный год
3. педагогическая задача
4. деятельность педагога
Тест 5. Педагогический процесс
Вопрос 1.К технологическому компоненту педагогического процесса НЕ относятся…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. образовательные технологии
2. формы организации обучения
3. цели воспитания
4. методы воспитания
Вопрос 2.
Принципы педагогического процесса определяются как…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. способы изучения педагогических явлений
2. система основных требований к обучению и воспитанию
3. формы организации обучения
4. объективно существующие, устойчивые связи между педагогическими явлениями
Вопрос 3.
В содержательный компонент педагогического процесса не входят…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. умения и навыки
2. опыт творческой деятельности учащихся
3. средства и методы обучения и воспитания
4. знания
Вопрос 4.Компонентами педагогического процесса являются…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. семья, школа, общество
2. педагоги, учащиеся, родители
3. цели, задачи, содержание, формы и методы процессов обучения и воспитания
4. знания, умения, навыки учащегося
Вопрос 5.
Взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых, называется …
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. воспитательной системой
2. образовательным пространством
3. педагогическим процессом
4. педагогической системой
Почитаем!
- Голованова Н.Ф. Педагогика : учеб. для высш. проф. образования - М.: Академия, 2011. - 240 с.
- Загвязинский В. И., Атахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для вузов. - 6-е изд., стер.. - М. : Академия, 2010. - 208 с.
- Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2007.- 320 с.
- Фроловская М.Н. Педагогика искусства: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2007.- 130 с.
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
|
Обратите внимание!
Слово «дидактика» происходит от греческого «didaktikos» – «обучающий». Дидактика – область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Основные категории дидактики: процесс обучения; принципы обучения; содержание образования; знания, умения, навыки; методы обучения; формы организации обучения. Предметом дидактики являются процесс обучения, его закономерности. Как отрасль педагогической науки дидактика получила наиболее четкое представление в труде Я.А. Коменского «Великая дидактика» (1633-1638), в котором она определялась как «всеобщее искусство учить всех всему». При освещении основных категорий дидактики следует аргументировать собственную позицию по вопросам дидактики: для чего учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах? Иными словами, дать научное обоснование целям, отбору содержания, выбору средств и методов обучения, указать основные формы организации обучения.
Понятие «обучение» в контексте образования трактуется как специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Отсюда вытекают цели и ценности процесса обучения. Функции обучения (направленность): воспитывающая, развивающая, образовательная.
Процесс обучения строится на определенных принципах, которыми руководствуется педагог. Если учесть, что принцип от латинского – principium – основа, первоначало, необходимо определить основополагающие принципы эффективного обучения. Принципы обучения представляют собой руководящую идею, основное правило, требование к осуществлению деятельности, нормативные требования, основные положения. Они конкретизируются в таких принципах, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность, активность и др.
Среди категорий дидактики выделяют содержание образования и содержание обучения. Следует выявить соотношение между ними. Наряду с традиционным представлением содержания образования как системы знаний, умений, навыков, овладение которыми закладывает основу для развития человека, утверждается и другая точка зрения (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Содержание образования – часть социального опыта, изоморфное ему; зафиксированное в проектах предметное содержание; часть «ставшей» культуры (Ю.В. Сенько). Содержание обучения – результат взаимодействия «ставшей» культуры (содержания образования) и культур непосредственных участников процесса обучения; «живое» знание. Отсюда и трактовка знаний, умений, навыков в различных парадигмах образования.
Организация «понимающего» обучения, перевод содержания образования в содержание обучения, рождение «живого» знания зависит от выбора методов обучения. Метод (от греч. – metodos – путь к чему-либо) – способ достижения цели. Представьте классификацию методов по различным основаниям, среди которых подход Ю.К. Бабанского: методы организации и осуществления учебной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Выявите наиболее продуктивные методы обучения, определите, от чего зависит их выбор и выбор видов обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, алгоритмическое.
Освещая вопрос о формах обучения, необходимо обратить внимание на появление основной формы обучения – урока (Я.А. Коменский). Определите, какими могут быть цели урока, его тип. В зависимости от цели определите существующую типологию уроков. При этом учитывайте структурные характеристики урока (повторение, объяснение нового, закрепление материала, обобщение, контроль) и учебной деятельности (мотив, постановка учебной задачи – целеполагание, выдвижение гипотез, планирование, проверка гипотез, учебные действия, моделирование, самоконтроль, самооценка).
Подумаем!
1) Что является областью исследования дидактики?
2) Назовите основные категории дидактики. Как они взаимосвязаны?
3) Каковы цели обучения в технократической и гуманитарной парадигмах образования?
4) Какими принципами обучения руководствуется современный педагог?
5) Как, на ваш взгляд, соотносятся содержание образования и содержание обучения?
6) Одна из основных категорий образования – знание. Какие ассоциации с понятием «знание» возникают у вас? Соотнесите ваши ассоциативные образы с четырьмя метафорами знания, существующими в культуре. Можно ли в представленных метафорах обнаружить особенности характера взаимодействия «Учитель-Ученик»?
*античная метафора восковой таблички, на которой отпечатываются внешние впечатления;
*метафора сосуда, который наполняется либо нашими внешними впечатлениями, либо текстом, несущем информацию об этих впечатлениях;
*метафора родовспоможения Сократа: знание в человеке, которое он не может осознать сам, и нужен помощник, который майевтическими методами может помочь об-наружить, по-родить это знание;
*евангельская метафора выращивания зерна: знание вырастает в сознании человека как зерно в почве, а это означает, что знание не детерминируется внешним сообщением; оно возникает как результат познающего воображения, стимулированного сообщением, посредником…
7) Как часто ваши школьные учителя обращались к своему жизненному опыту и впечатлениям, общаясь с вами? Как вы к этому относились? Какие трудности подстерегают педагога, который высказывает собственное мнение по проблеме?
8) Зависит ли определение типа урока от намеченной цели?
9) «Отметка» и «оценка» – это синонимы? Если вы разводите эти понятия, то объясните, на каких основаниях? Существует ли проблема оценивания результатов процесса обучения?
Тексты.
|
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995. – С.335-336. Воспользуемся фрагментом стенограммы урока грамоты в 1 классе. Дети знакомятся с буквой «Т». Определите особенности выражения позиции педагога. Какими, на ваш взгляд, могут быть цели данного урока?
– Прочтите, пожалуйста, это предложение. Как вы думаете, может ли помочь нам здесь буква «Т»?
Показываю на предложение: «Я люблю себя, жизнь!»
Короткая пауза.
Вдруг в классе вспыхивает шум.
– Вместо «С» там должно быть «Т»…
– Не «себя», а «тебя»…
– «Т» совсем меняет содержание предложения…
– Должно быть – «Я люблю тебя, жизнь!», а не себя…
– Почему вы так думаете? Разве себя любить нельзя?
– Любить себя можно…
– Как же человек будет любить себя, если не любит жизнь…
– Человек обращается к жизни и говорит ей: «Я люблю тебя, жизнь!»
– Таким образом, вы советуете вместо «С» написать «Т»?
–Да…
Стираю букву «С» в слове «себя» и пишу букву «П».
– Это «П»…Напишите «Т»…
– Ой, простите…
Исправляю «ошибку».
– Сейчас вам нравится это предложение?
– Да… Хорошее предложение.»
|
Пашнев Э.И. Белая ворона / Пашнев Э.И. В году тринадцать месяцев.– Воронеж, 1983. – С. 117-118. Как бы вы ответили себе на вопросы: что делать? что главное в процессе обучения?
Анна Федоровна мучительно думала: что делать? Если уйти из школы, надо начинать новую жизнь. Какую? Она ничего так сильно не чувствовала, как литературу, родной язык. В газетах много писали о школах. Почти в каждом номере что-нибудь было… Одна учительница сшила к уроку русский сарафан и предстала перед своими учениками мастерицей народного промысла… В «Литературной газете» Анна Федоровна причитала об учителе литературы (сельском), который играет «Старуху Изергиль» на скрипке. Он так прямо и писал с восхищением: «По-настоящему понятно не то, что доходит до ума, а то, что доходит до сердца. А музыка знает самые короткие пути к сердцу».
Анна Федоровна не была готова к тому, чтобы сшить себе сарафан, играть на скрипке, ходить колесом перед учениками, одним словом, развлекать, удивлять. Она считала, что учеба – это труд и нельзя его превращать в сплошное удовольствие.
Труд – это когда трудно. А молодые люди легко усваивают предмет, если им не трудно, если им интересно, как в театре, где каждый суффикс старается нарядиться так. Чтобы его не узнали. И они очень скоро начинают потреблять интересное, требовать еще более интересного, в результате теряют способность преодолевать трудности, которые все равно остаются в любом предмете…
Можно превратить каждый урок в спектакль, но тогда будут не ученики, а зрители-иждивенцы. Впрочем, эти мысли ее не были категоричными. Анна Федоровна думала и так, и эдак. Она попробовала бы сыграть им на скрипке Наташу Ростову, если бы умела. Но она не умела.
|