Тема: «теоретико-практические основы развития физичесих (двигательных) качеств и способностей»

ЛЕКЦИЯ № 5

ТЕМА: «ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ И СПОСОБНОСТЕЙ»

План

1. Характеристика физических (двигательных) качеств. Принципы, методы их воспитания.

2. Быстрота (скоростные способности) и методика её воспитания.

3. Сила (силовые способности) и методика её воспитания.

4. Выносливость и методика её воспитания.

5. Ловкость и методика её воспитания.

6. Гибкость и методика её воспитания.

ОТВЕТ 1.

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТА – это социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, которые выражают его физическую готовность осуществлять двигательную деятельность.

Иногда этот термин обозначают «Двигательные качества». Эти термины используются как равнозначные.

Применительно к динамике физических качеств употребляют термины «Развитие» и «Воспитание». Термин «Развитие» характеризует естественное изменение качеств в процессе жизни, а «Воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост их показателей.

Таким образом, под воспитанием физических качеств понимают педагогический процесс формирования определенных совокупностей, биологических и психических свойств человека, которые повышают его физическую подготовленность.

Успешность в любой деятельности будет зависеть от физических способностей. ФС – это относительно устойчивые функциональные особенности органов и структур организма (врожденного и приобретенного характера), взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательного действия. Врожденные особенности определяются соответствующими задатками, а приобретенные – социальной и экологической средой жизнеобитания человека.

Воспитание физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека, которые развиваются на основе определенных закономерностей.

1. ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ. В процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды интенсивных количественных и качественных изменений отдельных его органов и структур. Если в эти периоды оказывать педагогические воздействия на опережающие в своем развитии органы и структуры, то эффект в развитии соответствующих физических способностей значительно превысит результат, достигаемый в период их относительной стабилизации.

2. ЭТАПНОСТЬ РАЗВИТИЯ. По мере выполнения одной и той же нагрузки эффект развития физических способностей снижается. Чтобы постоянно поддерживать эффект развития на высоком уровне, необходимо изменять содержание нагрузки, условия ее выполнения. Этапы развития физических качеств: начальное воздействие; углубленное воздействие; несоответствие нагрузки возросшим функциональным возможностям организма.

3. ФАЗНОСТЬ РАЗВИТИЯ. Здесь говорится о зависимости педагогического воздействия от состояния физической работоспособности организма. Фазы работоспособности: нарастание; относительная стабилизация; временное снижение; суперкомпенсация (фаза повышенной работоспособности).

4. ПЕРЕНОС РАЗВИТИЯ. Наличие связей между уровнями развития нескольких физических способностей. То есть при развитии одного физического качества, некоторые его компонентов связанные с другим физическим качеством и представленные в структуре этой способности и оно будет развиваться, хотя и не столь интенсивно.

С учетом этих закономерностей были разработаны принципы воспитания физических качеств.

1. СООТВЕТСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ. Исходит из закономерностей гетерохронного развития физических способностей. Учет благоприятных (сенситивных) периодов в процессе биологического созревания организма.

2. РАЗВИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТ. Учет закономерностей этапности развития физических способностей требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий.

3. СОПРЯЖЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Учет закономерности переноса в развитие физических способностей. Выделяют два направления: накопление потенциала качества; формирование способностей его эффективной реализации.

4. ВАРИАТИВНОСТЬ. Здесь выделяют два методических требования:

- содержание двигательных задач должно постоянно видоизменяться и обеспечивать проявление различных сочетаний физических способностей, выражающих соответствующее качество;

- условия решения двигательных задач обязаны стимулировать на достижение максимального результата.

Круговой метод.

Представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включают от 4 до 10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений и проходит круг от одного до нескольких раз, в зависимости от решаемых на занятии задач. Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.

ОТВЕТ 2.

БЫСТРОТА или скоростные способности – способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

В ФВ выделяют три основные формы проявления быстроты:

- быстрота двигательной реакции (латентное время простых и сложных реакций). В быстроте двигательной реакции выделяют: простые реакции – ответ заранее известным действием на заранее известный, внезапно появляющийся сигнал и сложные реакции: реакция выбора – выбор нужного действия из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнёра или окружающей обстановки и реакция на движущийся объект;

- скорость выполнения одиночного движения;

- частота движений.

Производная от этих показателей - скорость передвижения в пространстве, которая является главным показателем быстроты. Скоростные способности определяются - деятельностью нейромоторного механизма (нервная и мышечная системы) и - способностью быстрейшей мобилизации состава двигательного действия. Первая во многом обусловлено генетически и мало поддается воздействию. Вторая - поддается тренировке и это главный резерв повышения уровня быстроты. Она зависит от индивидуальных особенностей и возможностей занимающихся.

Все три формы взаимосвязаны, в чистом виде редко бывают. Комплексно формы скоростных способностей проявляются в сложных двигательных актах:

1) элементарные формы в различных сочетаниях и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими навыками;

2) достижение высокой дистанционной скорости, умение быстро набирать скорость на старте;

3) быстро и точно выполнить движение с учетом обстановки, переключения и т.д.

Большое значение здесь имеет нервно-мышечная координация, характер мышечных волокон (быстрее, медленнее), уровень развития силы, координационных способностей, биохимических процессов.

При комплексных формах выделяют три режима скоростной работы:

1) ациклический (однократное взрывное усилие);

2) стартовый разгон (быстрое наращивание скорости с места, с задачей достигать максимума в кратчайшее время);

3) дистанционный (связанный с поддержанием заданной скорости передвижения по дистанции).

Зоны мощности при скоростной работе:

1-я - максимальная анаэробная мощность (5-15с) - решающее значение приобретает способность моторных центров активизировать максимальное количество двигательных единиц;

2-я - около максимально - анаэробной мощности (15-45с) - те же механизмы, что и в 1-й, способность организма к ресинтезу АТФ за счет гликогена мышц. Важное место отводится психологической устойчивости к скоростно-силовой работе в условиях утомления.

Формы быстроты специфичны и независимы друг от друга. Показатель времени реакции не связан с показателями скорости движения, результативность старта в беге и конькобежном спорте, плавании не связан с дистанционной скоростью и т.п. Это требует дифференцированного подхода к совершенствованию спортивных способностей.

ОТВЕТ 3.

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц.

Сила проявляется в двух режимах:

Первый - изометрический (статический), без изменения длины мышцы при напряжении;

Второй - изотонический (динамический), с изменением длины мышцы при напряжении. Здесь выделяют два варианта:

- концентрический(преодолевающий-например: поднимание ног), при котором сопротивление преодолевается за счет напряжения мышц при уменьшении их длины;

- эксцентрический (уступающий-например: опускание ног), когда осуществляется противодействие сопротивлению при увеличении длины мышц.

Основные виды силовых качеств: максимальная сила, скоростная сила, силовая выносливость.

Максимальная сила- наивысшие возможности, которые человек (спортсмен) способен проявить при максимальном произвольном мышечном сокращении. Уровень максимальной силы выявляется в величине внешних сопротивлений, которое спортсмен преодолевать или нейтрализует при полной мобилизации возможностей своей нервно-мышечной системы.

Максимальную силу не следует отождествлять с абсолютной силой, которая отражает резервные возможности нервно-мышечной системы (специальное условие, экстремальные ситуации).

Максимальная сила во многом определяет спортивный результат в тяжёлой атлетике, легкоатлетических метаниях, спортивной гимнастике и др.

Скоростная сила— это способность нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в минимально короткое время.

Решающее влияние скоростная сила оказывает на результаты в спринте (бег, плавание, конькобежный спорт, велоспорт, л/атлетика и др.). Скоростная сила в условиях больших сопротивлений определяют как взрывную силу, с небольшим и средним сопротивлением с высокой начальной скоростью.

Силовая выносливость- способность длительное время поддерживать достаточно высокие силовые показатели. Это проявляется в способности спортсмена преодолевать утомление, в достижении большого количества повторений движений или продолжительного приложения силы в условиях противодействия внешнему сопротивлению (гимнастика, горные лыжи, различные виды борьбы).

Все виды силовых качеств в спорте проявляются во взаимодействии, в соответствии со спецификой вида спорта, технико-тактического арсенала, взаимосвязи с другими качествами, между силовыми качествами.

Не всегда повышение максимальной силы полезно (настольный теннис, волейбол), может вызвать отрицательный эффект.

Важное значение имеет место повышение способности спортсменов к реализации силовых качеств в условиях тренировочной и соревновательной деятельности конкретного вида спорта, что требует оптимальной взаимосвязи силы со спортивной техникой, деятельностью вегетативной нервной системы, другими двигательным качеством.

ОТВЕТ 4.

Выносливость - способность человека эффективно выполнять работу на заданном уровне до первых признаков выраженного утомления, выраженного в снижении работоспособности. В физическом воспитании и спорте выносливость это способность эффективно выполнять физическое упражнение (двигательное действие), преодолевая развивающееся утомление. Определяется выносливость продолжительностью работы, выполненной до отказа - до полного исчерпания энергетических ресурсов.

Выносливость определяется временем функционирования и заданной интенсивностью до полного исчерпания имеющихся энергетических ресурсов. Функциональные возможности человека в упражнениях на выносливость проявляются в аэробных (с доступом 02) и анаэробных (без доступа 02)условиях.

В физиологии выделяют четыре зоны относительной мощности:

1 - максимальная, 2 - субмаксимальная, 3 - большая, 4 - умеренная.

Важное значение имеет соответствие организма спортсмена требованиям конкретного вида спорта, эффективность техники и тактического мышления, его психические возможности: то есть то, что обеспечивает высокий уровень мышечной активности в тренировочной и соревновательной деятельности, отдаляет и противодействует процессу развития утомления.

Выносливость подразделяют на общую и специальную.

Общая выносливость - способность длительное время выполнять работу умеренной интенсивности (аэробного характера), в которой участвует значительная часть мышечного аппарата: продолжительный бег в умеренном темпе, езда на велосипеде, передвижение на лыжах.

В ряде видов спорта в структуру общей выносливости входят способности к длительной и эффективной работе скоростно-силового, анаэробного, сложнокоординационного характера. Поэтому общую выносливость точнее следует определять как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства, повышение адаптации к нагрузкам и наличию явлений переноса тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.

Общая выносливость играет важную роль в жизнедеятельности организма, служит показателем здоровья, это основа для специальной выносливости.

Специальная выносливость - способность эффективно выполнять работу и преодолевать утомление в условиях соревновательной деятельности в конкретном виде спорта. Выделяют специальную тренировочную выносливость (Л.П. Матвеев) и специальную соревновательную выносливость.

Специальная выносливость зависит от особенностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники двигательных действий, уровня развития других качеств и способностей.

Проявление выносливости зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональных и биохимических процессов; личностных и психических характеристик, наследственных; экономичности использования энергетического и функционального потенциала организма.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет, наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Показатели выносливости: первый - время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность работы. Визуально определить трудно когда начнет снижаться интенсивность (нужны приборы, тренажеры); второй - время преодоления достаточно длинной дистанции (минимальное время преодоления заданной дистанции (ходьба, бег, плавание и др.); в игровых видах спорта и единоборстве замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности; в гимнастике стабильность техники выполнения действий.

Основными средствами для развития специальной выносливости являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма. Примеры.

1. Бег 800м: первый отрезок 300м, отдых 20с; второй отрезок 200м, отдых 15с; третий отрезок 100м, отдых 10с; четвертый отрезок 100м, отдых 10с; пятый отрезок 100м.

2. Спортивная борьба: броски манекена (многократно); проведение частей схватки с одним или несколькими партнерами (многократно); тренировочные схватки соревновательного характера в течение времени, превышающего ограниченное правилами соревнований;

3. Волейбол, две команды в расстановке: подача-организация защитных действий - нападение; прием подачи - нападение - защитные действия; подача-защита-нападение. Задания выполняются многократно в различных расстановках, с вариантами замен и т.п.

ОТВЕТ 5.

Ловкость — способность человека рационально и быстро осваивать новое двигательное действие; успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Это сложное комплексное двигательное качество, основу которого составляют двигательно-координационные способности (ДКС).

ДКС включают следующие характеристики:

- способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движения («чувство пространства», «чувство времени», «чувство темпа», «мышечное чувство»);

- способность поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие;

- способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Факторы, определяющие проявление ловкости (координационные способности):

- способность человека к точному анализу движений;

- деятельность анализаторов (особенно двигательного);

- сложность двигательного задания;

- уровень развития других двигательных качеств;

- мотив, смелость и решительность;

- возраст;

- общая двигательная подготовленность выполняющего движение (школа движений, база двигательных навыков, уровень овладения сходными движениями и др.).

Задачи развития ловкости (ДКС):

- совершенствование способности строить (осваивать по имеющему образцу или создавать самостоятельно) новые формы двигательных действий, достигая при этом необходимой точности, экономичности и эффективности движений;

- совершенствование способности перестраивать сложившиеся формы координации движений, в соответствии с меняющимися обстоятельствами;

- - повышение устойчивости сформированных рациональных форм координации движений по отношению к неблагоприятному воздействию утомления и других факторов.

Средства развития ловкости (ДКС):

- физические упражнения повышенной координационной сложности;

- физические упражнения, содержащие элементы новизны;

- физические упражнения, требующие быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно изменившейся обстановкой;

- физические упражнения с преимущественной направленностью на психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий;

- специальные физические упражнения для совершенствования координации движений, учитывающих особенности вида деятельности: подводящие, способствующие освоению новых форм движений; развивающие непосредственно координационные способности, проявляющиеся в конкретном виде деятельности.

ОТВЕТ 6.

Гибкость– способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от подвижности суставов и эластичности мышц.

Факторы, определяющие гибкость:

- анатомический;

- центрально-нервная регуляция тонуса мышц;

- напряжение мышц антагонистов;

- степень совершенства межмышечной координации;

- функциональное состояние организма на данный момент.

Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения, которая выражается в угловых градусах и линейных мерах.

Выделяют активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость– способность достигать больших амплитуд движений в каком либо суставе за счёт активности мышечных групп, проходящих через этот сустав.

Пассивная гибкость – определяется наивысшей амплитудой движений, которую можно достичь за счёт внешних сил.

Гибкость зависит от внешней температуры среды (при повышении температуры она увеличивается) и она отрицательно связана с силовыми способностями (занятия силовыми упражнениями могут вести к ограничению подвижности в суставах).

Методика развития гибкости.

Для воспитания гибкости используют упражнения:

- с увеличенной (максимальной) амплитудой;

- активные (махи, рывки, наклоны, вращательные движения);

- пассивные (движения с помощью партнёра, амортизаторов);

- статические (сохранение неподвижного положения с предельной амплитудой в течении 6-9 секунд).

Активную гибкость развивают в начале основной части занятия, когда мышцы «разогреты», пассивную гибкость – в конце занятия на фоне утомления мышц.

Тесты для определения развития гибкости.

1. Стоя на стуле наклон вперёд с выпрямленными ногами (см).

2. Движение прямой ноги в тазобедренном суставе: 1) назад-вверх, 2) в сторону-вверх, 3) вперёд-вверх (градусы).

3. Круговое движение прямыми руками в плечевом суставе с гимнастической палкой («выкрут»).

ЛЕКЦИЯ № 5

ТЕМА: «ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ И СПОСОБНОСТЕЙ»

План

1. Характеристика физических (двигательных) качеств. Принципы, методы их воспитания.

2. Быстрота (скоростные способности) и методика её воспитания.

3. Сила (силовые способности) и методика её воспитания.

4. Выносливость и методика её воспитания.

5. Ловкость и методика её воспитания.

6. Гибкость и методика её воспитания.

ОТВЕТ 1.

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТА – это социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, которые выражают его физическую готовность осуществлять двигательную деятельность.

Иногда этот термин обозначают «Двигательные качества». Эти термины используются как равнозначные.

Применительно к динамике физических качеств употребляют термины «Развитие» и «Воспитание». Термин «Развитие» характеризует естественное изменение качеств в процессе жизни, а «Воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост их показателей.

Таким образом, под воспитанием физических качеств понимают педагогический процесс формирования определенных совокупностей, биологических и психических свойств человека, которые повышают его физическую подготовленность.

Успешность в любой деятельности будет зависеть от физических способностей. ФС – это относительно устойчивые функциональные особенности органов и структур организма (врожденного и приобретенного характера), взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательного действия. Врожденные особенности определяются соответствующими задатками, а приобретенные – социальной и экологической средой жизнеобитания человека.

Воспитание физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека, которые развиваются на основе определенных закономерностей.

1. ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ. В процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды интенсивных количественных и качественных изменений отдельных его органов и структур. Если в эти периоды оказывать педагогические воздействия на опережающие в своем развитии органы и структуры, то эффект в развитии соответствующих физических способностей значительно превысит результат, достигаемый в период их относительной стабилизации.

2. ЭТАПНОСТЬ РАЗВИТИЯ. По мере выполнения одной и той же нагрузки эффект развития физических способностей снижается. Чтобы постоянно поддерживать эффект развития на высоком уровне, необходимо изменять содержание нагрузки, условия ее выполнения. Этапы развития физических качеств: начальное воздействие; углубленное воздействие; несоответствие нагрузки возросшим функциональным возможностям организма.

3. ФАЗНОСТЬ РАЗВИТИЯ. Здесь говорится о зависимости педагогического воздействия от состояния физической работоспособности организма. Фазы работоспособности: нарастание; относительная стабилизация; временное снижение; суперкомпенсация (фаза повышенной работоспособности).

4. ПЕРЕНОС РАЗВИТИЯ. Наличие связей между уровнями развития нескольких физических способностей. То есть при развитии одного физического качества, некоторые его компонентов связанные с другим физическим качеством и представленные в структуре этой способности и оно будет развиваться, хотя и не столь интенсивно.

С учетом этих закономерностей были разработаны принципы воспитания физических качеств.

1. СООТВЕТСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ. Исходит из закономерностей гетерохронного развития физических способностей. Учет благоприятных (сенситивных) периодов в процессе биологического созревания организма.

2. РАЗВИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТ. Учет закономерностей этапности развития физических способностей требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий.

3. СОПРЯЖЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Учет закономерности переноса в развитие физических способностей. Выделяют два направления: накопление потенциала качества; формирование способностей его эффективной реализации.

4. ВАРИАТИВНОСТЬ. Здесь выделяют два методических требования:

- содержание двигательных задач должно постоянно видоизменяться и обеспечивать проявление различных сочетаний физических способностей, выражающих соответствующее качество;

- условия решения двигательных задач обязаны стимулировать на достижение максимального результата.

Наши рекомендации