Результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся.

Принципы обучения.

Принципы дидактики – это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения и отражают выявленные закономерности процесса обучения:

1) научности обучения;

2) связи теории с практикой;

3) системности;

4) сознательности и активности учащихся в обучении;

5) индивидуальный подход к учащимся в условиях коллективной работы;

6) наглядности обучения;

7) доступности обучения;

8) прочности усвоения знаний учащимися.

Принципы обучения – это, как уже отмечалось, руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой.

Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.

В соответствии с этапами формирования и осуществления цикла педагогического управления познавательной и практической деятельностью обучаемых и учитывая нацеленность всех принципов на формирование личности, индивидуальности каждого учащегося, выделяется следующая система принципов обучения в современной общеобразовательной школе.

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

Принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.

Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.

Принцип доступности обучения.

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

Принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Все перечисленные принципы, как это явствует из дальнейшей их характеристики, неравнозначны. В представленной системе они подчинены ведущему принципу – принципу духовно направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Ниже дается их характеристика.

Принцип духовно направленного, развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Сущность этого принципа состоит в том, что обучение направлено не только на освоение знаний и умений. Педагог сознательно должен ставить целью развитие нравственно-эстетических качеств личности, развитие духовности и нравственности личности.

Может ли воспитывать урок математики? Да. Воспитывает строгость, сама организация процесса воспитывает, т.е. о чем принцип говорит, что обучение без воспитательных, нравственных смыслов не существует. Но бывает, что мы сознательно этой цели не ставим.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда.

Принцип научности нацеливает учителя на использование в организации учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.

Учебный материал должен быть связан с научными достижениями, знакомить с достоверными объективно установленными фактами, законами, но не с частными мнениями, легендами, рассказами о чудесах. Учащиеся овладевают поисковыми, исследовательскими методами, научными методами познания. Анализ результатов собственной деятельности, вовлечение учащихся в разрешение научных проблем, поиск информации для обновления сделанных выводов, научных доказательств, наблюдения, опыт, эксперимент.

Например, детям можно дать задание – посчитать, сколько раз за день они произносят слово «я». Они считали, потом приходили. Я им объяснял, что это показатель нашего эгоизма, эгоцентризма, он вылезает независимо от нас. Говорю: давайте бороться с нашим эгоизмом, давайте хотя бы попробуем прожить не без «я», но хотя бы в 2 раза меньше…

Но дело не в этом, меняется само мировоззрение, даже способ общения с людьми меняется, думаешь не о себе, а думаешь немного о другом. Такой эксперимент ни к чему не обязывает, но меняет поведение детей.

Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами, широко привлекается на уроках и внеклассных занятиях местный краеведческий материал и т.п. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил.

Например, первое – изучаемый материал планируется, делится на логические разделы – темы, устанавливая порядок и методику работы с ним; второе – в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока; третье – при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Требование систематичности и последовательности в обучении нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

Народная мудрость говорит: «от простого – к сложному». Давайте начнем с простого и будем усложнять. Если загрузить детей сразу сложным материалом, они растеряются, и будет каша в голове. Поэтому должна быть какая-то система и логика построения содержания учебного материала (чего мы от вас и требуем в учебном плане). Архиепископ Фаддей (успенский) замечает, что следует начинать с известного уже ребенку и переходить к дальнейшему с такой последовательностью, чтобы ученик мог сам легко дойти до нового и неизвестного путем наводящих вопросов. Должна быть соблюдена постепенность и в отношении к самому предмету обучения. В истории это может быть хронологическая последовательность, в математике – последовательное развитие прежде приобретенных знаний[174]. Всякий материал делится на логические разделы, образовательные элементы, и устанавливается порядок их изучения. Устанавливается связь между теорией и фактами, необходимо соблюдать преемственность, каждый урок – это логическое продолжение предыдущего. К.Д.Ушинский говорил: «Только система, конечно выходящая из самой сущности предмета, дает полную власть над нашим знанием; голова, наполненная отрывочными и несвязанными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке, и где сам хозяин ничего найти не может». Действительно, встречаешь на экзамене студента, он все по элементам знает, а в целом у него никакой системы нет, и он запутывается на любом вопросе. С другой стороны: «Голова, где есть только система без знаний, похожа на лавку, где на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто» (К.Д. Ушинский).

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Еще Я.А.Коменский дал несколько правил этого принципа:

- переходить от изучения того, что близко (например, история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);

- переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Непосильный для данного возраста и уровня подготовленности учащихся учебный материал вызывает их быстрое утомление, снижение мотивационного настроя на учение, работоспособность школьников. Но и излишнее упрощение учебного материала, системы заданий приводит к падению интереса учащихся к учению. Это экспериментально доказано и теоретически обосновано в дидактических системах В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В.В. Давыдов пришел к заключению, что обучение уже в начальной школе надо начинать не с простого, близкого, а с общего и главного, не с элементов, частей, а со структуры, с целого.

Л.В. Занков ввел принцип обучения на высоком уровне трудности. Но и он отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего развития, т.е. на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого.

Следовательно, недоступность обучения, трудности, с которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала, и от методического структурирования его, характера, структуры организуемой учителем деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.

Принцип наглядности– один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр. Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции Т.А.Ильиной, подразделить на:

-естественную наглядность (предметы объективной реальности);

-экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);

-объемную наглядность (макеты, фигуры и т. п.).

-изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);

-звуковую наглядность (магнитофон);

-символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);

-внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).

Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Не только все должно быть наглядно проиллюстрировано, здесь должно быть слито единство конкретного и абстрактного в материале. Я.А. Коменский сформулировал «Золотое правило дидактики» следующим образом: эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств. А К.Д. Ушинский так говорил: если вы на уроке можете дать ребенку что-нибудь посмотреть, услышать, потрогать, понюхать, лизнуть, - дайте. Пусть чувства будут задействованы в этом познавательном процессе.

Софья Сергеевна Куломзина так иллюстрирует слова «Да будет свет»: детки, закройте глаза, откройте – да будет свет! И далее – рассказ.

Батюшка один привез из Мертвого моря воду и дал детям попробовать – противная вода. Он говорит – вот такой вкус греха. Батюшка, таким образом, вырабатывает рвотную реакцию на вкус греха. Но нужно подобные методы использовать осторожно, а то бывает, на всю жизнь потрясает. Но действительно, без опоры на чувства мы очень много теряем.

К.Д. Ушинский также говорил: «Учите ребенка пяти неизвестным ему словам, и будет он напрасно мучиться над ними, но свяжите эти слова с картинками, и таких 20 слов ребенок усвоит на лету».

В своем труде «Записки по дидактике» Святитель Фаддей (Успенский) рассматривал наглядность в более широком плане, чем это принято[175]. Она заключается, как говорил святитель, не только в показывании предметов видимой природы. Можно сделать наглядной и религиозную истину, не прибегая непременно к наблюдению над внешней природой. Дитя многое видело в Церкви и потому без труда может слушать беседу не только о предметах обыденной обстановки, но и о священных предметах. В умственной жизни ребенка, кроме внешних чувств, важное значение имеет способность воображения, благодаря которой дитя может, и не видя предмета, воображать его так же живо, как и видя действительный предмет. Учитель, который слишком часто прибегает к наглядности в смысле показывания предметов, не следует природе, а уклоняется от нее. Ученик, привыкший приобретать сведения с помощью наглядных пособий, может потерять веру или сообразительность по отношению к тому, что он не видит и не осязает, например, к истинам веры, к умственному счету и т.д. Кроме видимой наглядности, благодаря воображению, становится возможной умственная наглядность. Рассказы и описания, действующие на воображение своим представлением обстановки или хода событий, могут и должны чаще употребляться в школе. И даже отвлеченные понятия должны быть разъяснены путем приведения примеров из действительности или рассказов, т.е. через художественный образ.

Дитя переживает много чувств и желаний, оно обладает совестью, т.е. природой способностью отличать добро от зла. Поэтому для ребенка могут быть наглядными и те мысли, чувства, подобные которым он испытывал и переживал в своем опыте. «Дитя живет не только телесной жизнью. А если так, - пишет архиепископ Фаддей, - то почему для него нельзя разъяснять так же наглядно, что нехорошо поступать с людьми несправедливо, как разъяснил это пророк Нафан царю Давиду, рассказав ему всем известную причину об единственной овечке бедного, которую заколол богатый, пожалев своих, или разъяснить, что проводящих на земле дурную жизнь ожидают после смерти мучения, как это сделал, например, греческий проповедник перед святым князем Владимиром, показав ему картину Страшного суда?[176]»

Принцип сознательности и творческой активности учащихсяв обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения. Значение этого принципа в системе принципов обучения исключительно четко и выразительно обосновал Л.В. Занков: в обучении, утверждает он, решающее значение имеет овладение теоретическими знаниями, а это значит их осмысление и усвоение на понятийном уровне, осознание прикладного значения теоретических идей; учащиеся должны осознавать технологию учения и владеть приемами учебной работы, приемами оперирования знаниями в вариативных ситуациях учебной деятельности.

Традиционная дидактика, как известно, недооценивает активность учащихся. Педоцентристская дидактика ее переоценивает. Современная система обучения опирается на активность учащихся при руководящей роли преподавателя.

Активности и сознательности в учении можно добиться, если:

- опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности;

- включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;

- использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;

- стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

Сознательность учащихся проявляется, когда ученики осознают цель обучения (смысл обучения), когда сами могут планировать и организовывать свою учебную деятельность. Умеют осмыслить понятия, умеют применить их. Что необходимо педагогу? Чтобы реализовать этот принцип, нужно опираться на имеющиеся интересы учащихся и развивать их познавательные потребности. Уже то, что у них есть, на это надо опираться, как на данность.

Например, прп. Иоанн Лествичник говорил даже такие парадоксальные слова, что нужно опираться на тот мотор, что есть в детях, и не смущаться. Если двигателем ребенка является тщеславие, то нужно опираться на тщеславие. Понимать, что не всю жизнь опираться, а постепенно к противоположному, к смирению двигаться, к добродетели, но опираться на то, что уже есть.

Есть познавательный интерес к половым вопросам, к вопросам политики, криминальным – гремучая смесь, но тем не менее – это двигатель. Умело коснуться этого, не влезать, не погрязнуть, не утопнуть в этих страстях, а как бы, используя этот механизм, все-таки с ними разбирать: что же такое настоящее мужество, а что такое настоящая государственность, все время двигаться. И как принцип должны его помнить, не бороться с тем, что сейчас есть, а опираться на их активность.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.

Есть и другие правила этого принципа, а именно:

– прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;

– для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия;

– прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи;

– прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатом обучения, проверкой и оценкой.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Это означает, что учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: в походах, поездках, кружках, клубах и различных объединениях по интересам и других.

Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, скреплённое их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа связана с реализацией других: активность и система с прочностью, доступность с научностью и т.д.

Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, как его понимает современная дидактика. Они дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса от целеполагания до анализа результатов.

Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление первого, ведущего принципа воспитывающего и развивающего обучения. Именно эта направленность всей системы на решение задач воспитания и выступает первым интегративным свойством системы. Другим ее свойством является направленность на достижение гармоничности педагогических влияний.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы и рекомендации для преподавателя:

1. Учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создания благоприятных условий и анализ учебного процесса.

2. Учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических идей, составляющих ядро современной концепции школьного образования (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, деятельный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебного процесса).

3. Учитель должен видеть противоположные стороны, сопряжённые взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитиями, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

Наши рекомендации