Управление организацией проекта «Духовно-нравственное воспитание молодого поколения россиян».
Возрождение системы социального воспитания, организацию ее инфраструктуры целесообразно осуществлять в рамках ПНП «Образование». Общей задачей национальных проектов является повышение качества жизни россиян. Оно не сводится к материальными благами - «не хлебом единым жив человек». Возможности ПНП «Образование» далеко не исчерпаны. В настоящее время он предусматривает, в основном, распределение финансовых ресурсов, но пока не позиционируется в общественном сознании как поддерживаемая властью общенациональная стратегия развития образования, обеспечивающая воспитание нового человека для новой России. Концепция духовно-нравственного воспитания молодых россиян может стать идейным основание ПНП «Образование» и поднять его на качественно новую ступень. В свою очередь, для системы духовно-нравственного воспитания включение в приоритетный государственный проект означает полноценную реализацию, так как в этом случае она приобретает общероссийское значение. Как возможный вариант модели государственно-общественного взаимодействия в области духовно-нравственного воспитания приводится нижеследующая схема.
Алгоритм создания инфраструктуры государственно-общественной системы духовно-нравственного воспитания
N этапа | Мероприятия | Примерные Сроки |
1. | Организация Федерального центра духовно-нравственного воспитания (ФЦДНВ) в структуре Минобрнауки. Назначение исполняющего обязанности руководителя ФЦДНВ приказом министра | |
2. | Подготовка ФЦДНВ программных документов, нормативной документации, согласование организационных вопросов с органами государственной власти на федеральном и региональных уровнях. Подготовка Общероссийского съезда (совещания) по организации духовно-нравственного воспитания | |
3. | Проведение Общероссийского съезда (совещания) по организации духовно-нравственного воспитания с участием представителей государства, научно-педагогической общественности, российских церквей, политических партий и общественных организаций. Обсуждение и принятие программных документов, в том числе «Концепции (Национальной доктрины) духовно-нравственного воспитания» и обращения к Президенту и Правительству РФ с предложением расширить ПНП «Образование» путем включения в него нового направления: «Духовно-нравственное воспитание молодого поколения россиян». | |
4. | Принятие Президентом и Правительством РФ предложений Съезда | |
5. | Создание Совета по духовно-нравственному воспитанию при Президенте РФ | |
6. | Утверждение Советом по предложению Президента РФ кандидатуры руководителя ФЦДНВ | |
7. | Организация Советов и Центров в регионах России |
Заключение.
В современной России и мире в целом складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической, культурной ценностью является человеческий ресурс. Модернизация общества не может осуществляться за счет недооценки его приоритетного значения. Не случайно в Законе РФ «Об образовании» и ряде последующих документов интересы личности поставлены на первое место. Цель современной школы – создание условий, обеспечивающих полноценную реализацию каждого ребенка.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое место поставлены те черты, которые в российском сознании всегда почитались как главные. Это свидетельствует о назревшей потребности в возрождении традиций отечественного воспитания. Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно-нравственных ориентиров в политику государства, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связаны с воспитанием человека высокой культуры.
Духовно-нравственное воспитание – это реальная возможность восстановления социального института, преемственного по отношению к лучшим педагогическим традициям прошлого и способного ответить на вызовы времени. Духовно-нравственное воспитание, восходящее к отечественному культурному, прежде всего православному, наследию, обеспечивает условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, культуру, самого себя. Эта цель достигается только тогда, когда усилиями различных социальных субъектов создается открытое воспитательное пространство. Оно позволяет преодолеть конфликт между школой и средой, противоречия между ценностями, декларируемыми педагогами и диктуемыми логикой реальной жизни. Интеграция возможностей государства, церкви, общественных организаций, школы, семьи в решении проблем воспитания молодых россиян будет способствовать гражданской консолидации, национальному единению.
Духовно ориентированная цивилизация может стать приоритетной национальной идеей, а духовно-нравственное воспитание – важнейшим общенациональным делом, которое сплотит народ и позволит России выйти на новые исторические рубежи.
Используемая литература
1. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. – М., 2004.
2. Добротолюбие, т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.
3. Зеньковский В., прот. О религиозном воспитании в семье // Вопросы православной педагогики. Выпуск 1. – М., 1992.
4. Зеньковский В., прот. Педагогика. – М., 1996.
5. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М.: Лодья, 1998.
6. Иоанн Златоуст, святитель. Бесед.2 на 2 к Фессал. На Иоанн. 59.
7. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на книгу Бытия//Полное собрание творений в русском переводе. Т. IV. Кн. I.
8. Каледа Глеб, прот. Домашняя Церковь. – М., 2001.
9. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М., 1993.
10. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 1934.
11. Маслов Иоанн, доцент. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении // Магистерская диссертация. – Загорск, 1981.
12. Орлинский Евсевий (еп. Могилевский). О воспитании детей в духе христианского благочестия. – М., 1844.
13. Творение иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. – М., 1881. Ч.1.
14. Тихон Задонский, свт. Воспитание детей // Духовный посох: избранные места из трудов архипастыря. – М: Благовест, 2003.
15. Феофан Затворник, свт. Основы православного воспитания. – Киев, 2002.
16. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. – М., 1899.
17. Четвериков Сергий, прот. О трудностях религиозной жизни в детстве и юности // Сб.: Школа православного воспитания. – М., 1999.
18. Школа православного воспитания / сост. А.Н. Стрижев. – М., 1999.
Дополнительная литература
- Зеньковский В., прот. Дар свободы. Этюд. // Религиозно-педагогическая библиотека. – Вып. 4. – Париж, 1933.
- Зеньковский В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Главы 6,7. – М., 1993.
- Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. – Рига, 1929.
- Каледа Глеб, прот. Семья как школа любви // Просветитель. Вестник духовного просвещения. - №2-3. – М., 1995. – С.53-56.
- Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания // Путь православия. - №1. – М., 1993. – С.214-238.
- Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические сочинения. – М., 1985.
- Пирогов Н.И. Образование и воспитание // Избранные педагогические сочинения. – М., 1985.
- Сестра Магдалина. О религиозном воспитании детей. – М., 1993.
Тема 6.
Теория обучения (дидактика).
Ценность любого инструмента
определяется тем, чьи руки его держат.
Народная пословица