Значение физического, интеллектуального и эстетического воспитания.
Физическое воспитание. Согласно христианской антропологии, человек трехсоставен (дух, душа и тело). Дух и тело имеют взаимное влияние. Воспитание духа во многом зависит от состояния тела, и наоборот. Таким образом, тело – это орудие духа. Поэтому его надо развивать так, чтобы оно содействовало и помогало, а не препятствовало развитию нашей духовной деятельности. Многие святые отцы и учители Церкви обращали внимание на то, что не только духовные и душевные силы нуждаются во внимании, но и тело человека. Они не отвергали важности физического воспитания ребенка, но настаивали на необходимости его подчинения воспитанию духа. Епископ Евсевий (Орлинский) писал: «Никакой вид упражнений не должен простираться более благоразумно-предложенной цели. Мы посредством воспитания должны приготовлять не канатных плясунов или воздушных плавателей, не таких людей, которые бы, посредством опасных и бесполезных предприятий, возбуждали пустое удивление, но здоровых и обладающих нужными качествами членов общества, которые бы во всяком отношении были способны к прохождению Промыслом указанного ими звания»[158]. Поэтому сохранение тела ребенка неповрежденным, его правильное «воспитание» является важным делом в воспитании. Конечно, из соображений аскетизма можно и пренебрегать гигиеной тела и здоровьем, но прот. Василий Зеньковский, например, считал, что «такое отношение к телу есть дерзость по отношению к Богу, Который дол разум для того, чтобы человек содержал свое тело в порядке»[159].
Исходя из этого, С.Ю. Дивногорцева ставит следующие задачи в деле физического воспитания:
- сохранение здоровья, как всего тела, так и каждого из его органов;
- развитие крепости тела, выносливости, легкости движения, ловкости через стимулирование учащихся к занятиям физкультурой;
- воспитание независимости от внешних влияний;
- развитие навыков к деятельности;
- обогащение учащихся санитарно-гигиеническими и психолого-педагогическими знаниями о значении физкультуры в развитии человека.
Святые отцы дают рекомендации, способствующие образованию добрых привычек в области физического воспитания. Т.к. в ребенке прежде всего пробуждаются потребности тела, Святитель Феофан Затворник считал необходимым с самого рождения «поставить их в должные пределы и закрепить навыком, чтобы потом меньше было от них беспокойства»[160]. Епископ Евсевий (Орлинский) отмечал, что, приучая детей к порядку в жизни необходимо остерегаться рабской привязанности к нему, иначе при всяком его нарушении ребенок будет испытывать какие-либо невзгоды. Для этого нужно иногда делать отступления от обыкновенного образа жизни.
Важной задачей является воспитание независимости тела ребенка от внешних влияний – приучение тела к безболезненному перенесению боли, ушибов, сырости, жары, холода. Святитель Феофан пишет: «Кто приобрел такой навык, тот счастливый человек, способный на самые трудные дела, во всякое время и во всяком месте. Душа в таком человеке является полною владычицею тела»[161]. При воспитании детей, как указывал Епископ Евсевий (Орлинский), необходимо смотреть, чтобы «эта независимость не потерялась, что особенно случается от баловства и изнеженности»[162]. Для этого необходимо заранее приучать детей к лишениям и переменам.
Интеллектуальное воспитание. Интеллектуальное воспитание или умственное прямым образом сопряжено с образованием. А образование – это «образ», образование в человеке образа Божия. «Ущербными», по словам святителя Григория Богослова, являются люди, которые либо только заботятся об улучшении своей праведности, но не радят о просвещении своего ума, либо люди, ищущие только знания, но не старающиеся о нравственном самоусовершенствовании. Вся педагогическая система святителя Феофана Затворника коренилась в идее нравственного воспитывающего обучения. Он признавал плодотворным только то образование, которое развивает не один только ум, но главным образом облагораживает сердце. Сначала нужно прочно запечатлеть в сознании и сердце основные православные истины, считал он, а уж затем на подобном крепком фундаменте строить всю систему научного образования. Святой праведный Иоанн Кронштадтский настаивал на том, что образование должно быть не отделимым от воспитания и в известном смысле воспитание должно преобладать, поскольку необходимо стремиться успевать, прежде всего, во внутренней сердечной науке - науке любви, кротости, веры, молитвы, смирения и т.п. Архиепископ Фаддей (Успенский) также считал, что без воспитания образование успешным быть не может. Развитие добрых качеств сердца и правильное развитие воли, отмечал он, более важно, чем развитие ума, и человека мы ценим не столько за его ум, сколько за его доброе сердце или твердую волю и характер.
Ученику нельзя и не нужно «все» знать, а нужно лишь развивать умственные силы, умение ставить и разрешать вопросы. Можно научить правильно анализировать ситуацию, выработать нужные навыки, но желание и воля к труду могут быть развиты только в процессе воспитания. Не соблюдая принципа приоритета воспитания над обучением, школа, как правило, притупляет детей, которые духовно в ней не растут, а лишь слабеют.
Начинать образование ума необходимо вместе со словом, когда дети начинают говорить. Но, как указывал Феофан Затворник, здесь должно идти развитие здравых понятий и суждений, доступных ребенку, например, о христианских началах жизни, о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо. Средство к этому – беседы и рассказы.
Вредно, по замечанию святых отцов, если в душе воспитанника будет жить высокоумие, надменность и тщеславное самодовольство. Дети, особенно талантливые, легко увлекаются желанием все понимать и обо всем судить. Епископ Евсевий (Орлинский) указывал несколько причин этого:
- забота родителей о том, чтобы ребенок был сведущ во всем, на все давал свои суждения;
- представление ребенку родителями непрочным и неразумным всего того, что установлено предшествующими поколениями;
- осмеивание в присутствии воспитанника каких-либо важных предметов и явлений.
Для предохранения от «высокоумия» необходимо, по словам епископа Евсевия (Орлинского), как можно чаще напоминать им о том, что:
- разум человеческий весьма ограничен, и даже самый образованный человек не знает того, что знает Господь Бог. Поэтому истинно мудрые люди, понимая свою ограниченность, всегда отличались скромностью;
- если педшествующие поколения в том или другом ошибались, то это не дает права их презирать, поскольку их предварительные опыты и труды были причиною того, что мы теперь некоторые предметы понимаем лучше их;
- важно, с какой стороны и с какой точки зрения мы смотрим на предметы;
- необходимо избегать всякого высокоумия особенно по отношению к религии, поскольку строительство спасения человечества есть бездна премудрости и любви Божией, которая содержит такие тайны и глубины, которых ограниченный ум человеческий постигнуть не может.
Умственное воспитание должно соотноситься с личными свойствами воспитанника, их дарованиями склонностями. Следует учитывать возрастные особенности овладения умственной деятельностью. Обязанность воспитателя – «раскрывать» ум воспитанника сообразно с его природой.
Эстетическое воспитание.Чувство красоты,как способность, есть в каждом человеке, но в разной мере. Приобщение ребенка к красоте – важная воспитательная задача педагога и родителей. Воспитание чувства прекрасного может служить источником средством к возвышению нравственного состояния человека. Но образование чувства красоты только тогда истинно полезно для христианской нравственности, когда идет под непрерывным влиянием Святой Веры и сыновнего страха к Богу. Поэтому, родителям и воспитателям важно знать, каким образом, не вредя ребенку, способствовать становлению у него чувства красоты, художественно-эстетических потребностей.
Средства, способствующие эстетическому воспитанию:
- церковность: Церковь, иконы, духовное пение.
Детей нужно приучать видеть красоту икон, чувствовать их святость. Икона помогает держать ум в молитве, мысленно восходить к Первообразу. Следует также приучать детей видеть красоту православного храма, понимать его символику, воспитывать отношение к храму как к святому месту.
- природа – прекрасное в творении Божием. Необходимо учить ребенка чувствовать красоту в природе: пение птиц, пейзажи и т.п. Здесь также большое значение имеет воспитание любви к животным.
- произведения искусства, которые, воздействуя на чувства, воспитывают их. Но искусство очень разнообразно, поэтому здесь нужна осторожность. Следует внимательно относиться к чтению детей, приобщению их к музыке. Иллюстрации в книге ни в коей мере не должны быть злыми карикатурами, а наоборот должны помочь ребенку увидеть красоту окружающего мира.
- чтение книг – мощнейший инструмент формирования эстетических вкусов и интересов ребенка. В русской литературе имеется множество прекрасных стихотворений, поэм, прозы с глубоким церковно-религиозным содержанием (сочинения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, В.С. Соловьева и др.). Глубина их содержания и совершенство формы способны сыграть положительную роль не только в эстетическом, но и в религиозном воспитании детей. Полезно обсуждать с детьми прочитанное, приучить их делиться своими впечатлениями о прочитанном.
- музыка обладает большим потенциалом для воспитания детей. Она способна расширить и очистить душу, призывать к молитве или звать в бой, говорить о гармонии мира или звать ко греху. Поэтому к музыкальному воспитанию следует относиться с осторожностью и вниманием. Серьезной музыкой, обращенной у Церкви, к душе человека, является церковная музыка. Ее напевы, как и молитва, выражают многообразие чистых человеческих чувств. Молитвенное пение – это проповедь православной веры. Светская же музыка должна быть возвышенной, очищающей душу. Необходимо приучать детей к церковной, классической и национальной музыке. А начало должно идти от колыбельных песен.
Таким образом, «сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественной эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства[163]». Высшей целью искусства является возвышение человека в нравственном совершенстве. Но пробуждение чувства красоты нуждается в правильном руководстве. Воспитание чувства прекрасного не должно служить во вред религиозному чувству и нравственности. Епископ Евсевий (Орлинский) по этому поводу писал следующее: «Удаление от религии всегда влечет за собой удаление от истинной идеи искусства. С удалением от Бога наука делается обманчивым, ложным светом, а искусство –сосудом со смертельным ядом»[164]. Между тем, «великое и высокое, равно как и прекрасное, должны быть тихим пристанищем для утомленного путника, где бы он наслаждался по временам прекрасными видами и потом опять продолжал свой путь, держась той стези, которая Промыслом ему указана»[165].