Призвание учителя церковной школы.
Одним из основополагающих моментов в создании педагогической среды воскресной школы является личность учителя. Характер учительского труда можно в полной мере осмыслить только как православное служение. Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, т.е. на то, что есть наиболее возвышенного в человеке, на открытие в душе ребенка образа Божьего, что вернее всего содействует истинному благу людей. «В пределах школы, - пишет свящ. Е.Шестун, - учителю вручаются важные полномочия: ему передается родительская власть, он учит и воспитывает детей, наказывает и награждает, руководит ими, дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что учитель имеет дело с детьми слабыми, неопытными, мало знающими, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания»[129].
Учитывая высоту и важность должности учителя, каждый, кто готовится к этому жертвенному служению, прежде всего должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. «Если общение с детьми, участие в их росте и развитии духовно обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растете, делаетесь все более самим собой, - вы можете быть уверены, что у вас призвание педагога»[130], - пишет С.С. Куломзина. Апостол вопрошает: «Все ли учители?» (1 Кор. 12:29). Другой предостерегает непризванных: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). На призвание учителя нужно смотреть как на дар Божий. Не имеющий призвания, но взявшийся за учительство только потому, что ему некуда было деваться или не нашлось более выгодного занятия, сам становится мучеником, а для детей – мучителем.
Учительское звание не обещает ни выгоды, ни удобств. Это звание миссионера. Русский православный педагог Рачинский сказал об этом так: «Нужен личный подвиг, бесконечно тяжелый, до смешного скромный – и потому великий»[131]. Учитель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважение и сердечным расположением родителей, внутренней животворящей и укрепляющей радостью.
Учитель имеет большое влияние на личность ребенка. Но более всего он воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью. Поэтому учитель должен обладать, по крайней мере, следующими нравственными качествами:
- истинной религиозностью, исповедуемой не только умом и словом, но сердцем и жизнью. Основополагающей чертой характера педагога должно быть истинное, нелицемерное благочестие.
- любовью к детям, т.к. только любовь порождает доверие, необходимое в воспитании детей. Только у любящего педагога воспитательное влияние будет действительно сильным и плодотворным. Но истинная любовь – это не потворство и уступчивость. Любовь должна быть строгой. Здравая любовь имеет своей целью благо ребенка, спасение его души.
- любовью к своему Отечеству и народу. Нельзя воспитывать в других патриотов, если сам этого чувства не имеешь.
- добросовестностью в исполнении своих обязанностей. Добросовестный человек трудится не для вида, не для угождения, а по любви и совести. Поэтому он постоянно следит за собою, за своим сердцем, языком и образом жизни.
- терпеливостью, что, как правило, приобретается личным опытом и трудом.
- твердостью характера. Это качество способствует выработке определенных целей, правил в жизни и умению согласовывать с ними свои слова, мысли и поступки. Слабохарактерность человека нигде так не вредна, как в деле воспитания.
- справедливостью, поскольку всякое пристрастие тяжело отзывается на воспитанниках.
- искренней ласковостью и приветливостью. Лицо воспитателя должно быть открытое и дружелюбное, а вся его внешность в целом – степенная и спокойная. Умеренная живость и энергия учителя сообщаются, как правило, детям и дают им бодрое и радостное настроение[132].
Используемая литература
1. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: Учеб.пособие. – М.: ПСТГУ, 2004.
2. Зеньковский В., прот. Педагогика. – М: ПСТБИ, 1996.
3. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М., 1993
4. Куломзина С.С. Что значит молиться Богу? – М: Православный паломник, 2002.
5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2000.
6. Просветитель. – М., 1994. - №1, с.111.
7. Серафим (Роуз), иером. Православное воспитание и окружающий мир // http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics/206/1488/
8. Шестун Е., свящ. Православная педагогика. – Самара, 1998.
Дополнительная литература
1. Василевская В.Я. Учение Ушинского о воспитании // Вестник РХД, №129 – С.75-90, №130. – С.83-110. – Париж, 1979.
2. Зеньковский В., прот. Наша эпоха // В кн. «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии». – М., 1993.
3. Зеньковский В., прот. О религиозном воспитании в семье // Вопросы православной педагогики. – Вып.1. – М., 1992. – С.53-77.
4. Зеньковский В., прот. Основы православной педагогики // Вопросы православной педагогики. – Вып.1. – М., 1992. – С.3-8.
5. Зеньковский В., прот. Церковь и школа // В кн. «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии». – М., 1993.
6. Медушеский В.В. Христианизация светского образования // Путь православия. - №1. – М., 1993. – С.87-100.
Тема 5.