Среда педагогического взаимодействия.
Становление любой области научного знания, в т.ч. и педагогики, связано с развитием основных понятий. Одним из таких главных понятий является «педагогический процесс». Педагогический процесс представляет собой «преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их мировоззрении, поведении, деятельности и отношениях»[116]. Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которыесвязаны с содержанием и средствами педагогического взаимодействия. Взаимосвязь педагогов и воспитанников являют собой реальный педагогический процесс.
Протоирей Евгений Шестун в своей книге «Православная педагогика»[117] выделяет три термина: образование, воспитание, обучение.
Нашему пониманию соответствует система из четырех терминов: просвещение, образование, воспитание, обучение.
Наиболее широкое понятие имеет термин просвещение.Он означает преображение души человека. Например, известный всем Старец Кирилл был крещеный, но не образованный. У него было непосредственное освящение его светом Евангельским. Просвещение-это главная часть образования. Его не следует путать с обучением.
Образование – более узкий термин. Образование имеют примерно две трети «просвещённых». Цель образования – восстановить образ Божий в самом человеке. Подобие Богу Адам в свое время потерял. Наша задача уподобиться Богу, стать преподобным, угодным Богу в течение земной жизни. Современная теория образования далеко отходит от этого исконного понятия.
С точки зрения секуляризованной педагогической мысли, в буквальном смысле слово «образование» означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека, владеющего системой сведений. Главным критерием образования здесь считается системность знаний и системность мышления. Православная педагогическая мысль не отвергает важность систематизации знаний и системности мышления для образованного человека. Однако на первое место она ставит духовную природу человека. С православной точки зрения только того можно назвать образованным человеком, кто способен преодолевать свою чувственную природу, находиться в разумных отношениях с Богом и другими людьми, с самим собой, кто умеет правильно распорядиться своей свободой, кто способен отвечать за свои поступки и творения. Только такой человек, в конечном итоге, способен обрести Образ Божий, т.е. быть истинно образованным. Таким образом, православная педагогическая мысль рассматривает образование как «восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека. Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей полноте»[118].
Воспитание – более широкое понятие, чем обучение. Это то, чем нас питают родители, педагоги, среда - все, с чем мы соприкасаемся. Человек воспитывается три месяца после рождения, а всю дальнейшую жизнь идет перевоспитание.
Воспитание означает питание человека духовной пищей с рождения. С самых первых дней жизни у ребенка запечатлеваются слуховые и зрительные впечатления, любовь родителей. Если ребенок в детстве не получил любви, это невосполнимо. По этапам жизненного пути обучение может изображаться следующим образом.
Под руководством педагога ребенок постепенно начинает преобразовываться, приподниматься. Зона ближайшего развития – то, что ребенок может делать сам. Педагогу при этом нужно только проконсультировать, направить его.
Когда Великому Пахомию, основавшему все монастыри, было 18 лет, его призвали в армию. Вечером в его палатку чужие люди принесли одежду, пищу, сказали простые одобряющие слова. Он начал спрашивать, кто это. Ему сказали: «Это христиане – порода людей, обладающих такими качествами». На второй день война закончилась. Он не раздумывая принял христианство. Сначала жил отшельником, потом стал сам организовывать монастыри –– мужские и женские. Великий Пахомий создал десять монастырей. Он нигде не учился, но Бог коснулся его любовью, и этот заряд любви распространился потом на тысячи людей.
Вообще монастырь – это некая воспитательная система уединения. Для людей это своего рода тепличные лабораторные условия праведной жизни. Без монастыря такие люди погибнут.
Великий Пахомий брал в монастырь всех, никому не отказывал, требуя только одного – полного послушания. Он предупреждал, наказывал, выгонял, соблюдая это единственное требование.
Наглядный тому пример: когда Пахомий однажды уехал из монастыря, он попросил не держать поста в лазарете: «Пусть больные едят, что хотят и сколько хотят». Монахи решили сделать по-своему и на этом сократить расходы, т.е. «сделать как лучше». За свободное от ухода за больными время они сплели 500 корзин (за счет экономии времени). Вернувшись, Пахомий приказал сжечь корзины, как «плод греха непослушания».
На самом деле очень важно то, что входит в душу человека через чувства, ум, волю. Если это гнилые образы и слова, они запечатлеваются и «расстреливают» потом человека. Апостол Павел писал: «Что не хочу, то делаю». Иногда человек думает одно, говорит другое, а чувствует третье. Причина тому – разрыв цельности человека, потеря целомудрия.
Понятие «воспитание»трактуется весьма неоднозначно в секуляризованной и православной педагогической среде. Мы определим его как «целенаправленный, организованный, контролируемый процесс, способствующий спасению личности, т.е. ее правильному становлению как для жизни на земле, так и для жизни в вечности»[119].Процесс воспитания нельзя свести ни к процессу обучения, ни к процессу развития, но, в то же время, каждый из них предполагает в себе наличие некоего воспитательного начала: обучения и развития ребенка в том или ином направлении, мы тем самым оказываем на него определенное воспитательное влияние.
Процессом воспитания занимаются не только профессионалы (педагоги образовательных учреждений), но и родители, представители Церкви.
В Анапе есть самый крупный оздоровительный лагерь в Европе. Передовики. Лучший лагерь на побережье. Целый город, порядка 6000 детей и столько же персонала. У них свое радио, телевидение, деньги, магазины. Приехал директор лагеря, и говорит: «Все хорошо, но с духовностью плохо. Храм построили. Хочется, чтоб была в нем деятельность». Мы думали, стоит ли туда ехать. Думается, что стоит, т.к. это модель нашего общества. Мы же не будем всем навязывать. Кто хочет. Потому что сегодня все лагеря – это фабрика растления и разврата.
Обучение – частный случай образования, иначе говоря, передача навыков, опыта, наработанного человечеством.
С точки зрения светской педагогической мысли обучение – «это специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями»[120].Таким образом, основой обучения здесь являются знания, умения и навыки, что необходимо прежде всего для профессионализации человека. Священник Евгений Шестун отмечает по этому поводу, что обучение в таком смысле тождественно приспособлению. «В процессе такого приспособления не происходит изменение духовного опыта, а именно оно служит показателем: протекает процесс обучения или нет. Православный смысл такого изменения определяется словом «покаяние»»[121]. Поэтому с точки зрения православной педагогической мысли главным результатом обучения должно стать изменение, совершенствование духовного опыта человека. Тогда деятельность учения можно трактовать как частный случай покаяния, когда человек осознает свое несовершенство в плане незнания чего-либо и стремится к преображению себя, деятельность преподавателя – как помощь кающемуся, стремящемуся к святости человеку, а обучение – как «специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс поддержки детей в их стремлении к познанию, результатом которого является совершенствование и изменение духовного опыта человека»[122].
В педагогике имеет место еще один термин – развитие. Развитие личности являетсясложнейшим процессом, поэтому современная наука обычно дифференцирует составные компоненты развития, выделяя в нем духовное, физическое, психическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное и другие стороны. Православная педагогическая мысль склонна понимать процесс развития как «поиск и обретение ребенком форм духовного бытия во взаимосвязи с другими его компонентами (физическим, психическим, духовным, интеллектуальным, эмоциональным и др.) в традиции и Предании Церкви»[123].