Нужно этим детям отдать часть своей жизни.
Важнее всего, как сложатся отношения взрослого – руководителя – священника либо мирянина с молодежью. Учителю важно завоевать их доверие, стать другом, важно проявлять понимание, симпатию и искренний интерес к жизни подростка, но оставаться твердым в своих убеждениях. Именно это ищут ученики: друга – честного, достойного доверия, принимающего их такими, какие они есть, чьи убеждения, как они чувствуют, связаны с их интересами.
Такие требования, вообще говоря, должны предъявляться и к учителям, желающим преподавать подросткам основы православной культуры в школе. Этот курс должен быть ориентирован не на получение знаний, а на приобщение ученика к Высшим ценностям жизни,а такое приобщение невозможно без личностного общения.
Но если все же, несмотря на все усилия, подросток от церкви отходит, а такое вполне может быть, нельзя заставлять его ходить в церковь. Признавая существование такого рода проблем, В.В.Зеньковский предупреждает родителей и педагогов о том, что основная беда заключается не в том, что дети перестают ходить в церковь, а в тех душевных переменах, которые стоят за этим. «И как бывает опасно, а порой даже гибельно для религиозной жизни подростка, когда в период сложной душевной работы, период тревожных исканий мятущейся души, родители или школа думают не о том, чтобы войти в эту внутреннюю драму души, а заставляют идти в Церковь! Ничего кроме лицемерия, недоброй враждебности к религиозной жизни не дают такие меры»[106]. Опытный педагог уверяет своих читателей в том, что к Церкви никого не нужно принуждать, ибо Она так полна красоты и правды: «Нужно, чтобы каждой душе дано было найти в Церкви отзвук на ее искания и запросы, дано было опытно познать правду и силу Церкви»[107].
Кризис подросткового возраста, самости ликвидируется тем, что ребенок становится в позицию взрослого. Ему доверяют такие вещи, которые доверяют только взрослому. И клуб «Витязь», о.Андрей Воронин относятся к детям как ко взрослым. Это принципиально правильная позиция. Другой позиции быть не может. Но нужно понимать, что взрослыми они быть не могут, что через десять минут он будет как ребенок. Но все равно педагогу нужно встать в эту позицию. Так происходит самое главное духовное развитие.
Если дети подросткового возраста остаются в храме, это показатель того, что до этого духовное воспитание было правильным, оно было без насилия, не ломало волю ребенка. Бывает, что подростковый возраст проходит гладко, спокойно. Это показатель того, что все предыдущее воспитание было достаточно хорошим, корректным и в духовном плане, и в плане свободной воли, свободная воля ребенка утверждалась достаточно мудро.
Юношеский возраст
(15-18 лет, до 20 лет)
Физическое развитие.Юность – период завершения физического созревания человека. К этому возрасту, как правило, выравниваются подростковая угловатость и диспропорции тела, обусловленные неравномерностью созревания. Юноши догоняют и опережают в физическом развитии девушек. Во всех культурах к этому возрасту человек уже готов к преодолению физических испытаний и лишений – в некоторых странах не только юноши, но девушки призываются на службу в армию, уже не действуют возрастные ограничения при приёме на физически тяжёлую работу, самый большой процент олимпийских чемпионов составляют представители этого возраста. Однако, в этом возрасте, также как и в подростковом, очень актуальным остаётся повышенное внимание к своей физической форме. Некоторые юноши и девушки склонны находить у себя физические отклонения, даже тогда, когда все показатели соответствуют норме. В крайних случаях такая повышенная чувствительность приводит к нарушениям невротического характера.
В своей книге протоиерей Борис Ничипоров пишет о расстройствах психики, определяемых как дисморфофобический синдром. Его характеризуют бредовые идеи мнимого физического недостатка, идеи отношения («все смотрят на мой ужасный нос»), депрессия с суицидальными тенденциями[108].
Психическое развитие.Период юности называют последним временем детства и первым возрастом взрослости. Основная задача юности – дать личности вступить в зрелость. Все силы души – духовная, интеллектуальная, физическая, по мнению В.В.Зеньковского, вполне созрели для этого.
Юность аккумулирует в себе все новообразования предыдущих возрастови они проявляются в юности в новом качестве.От раннего детства возвращается к юности эстетический тип мироощущения, чувство светлой бесконечности. Младший школьный возраст закладывает внимание к законам и порядкам мира внешнего, социального и морального. Новое их качество проявляется в том, что повзрослевший человек стремится не просто приспособиться к существующим законам, но и самому менять ситуацию, утверждая этот закон. «Наконец от отрочества в юность приходит могучая сила пола, но как бы укрощенная и просветленная…, обычно находящая свой объект, в восторженном поклонении которому расцветают все лучшие силы души»[109].
Этот период связан с началом профессионального и личностного самоопределения – окончание школьной учёбы, начало профессионального обучения или первая самостоятельная трудовая деятельность, окрепшие личностные привязанности.
В это время юноша как старичок задумывается о том, как он прожил свою жизнь, как будет жить. Главный момент – разрешить для себя вопрос: «Какой смысл в человеческой жизни? Зачем жить?» У него происходит ломка всех ценностей. Если до этого его ценностями были ровесники, родители, то теперь юноша один на один: с Богом, со своей совестью, со своей судьбой. Он думает: «Кем я буду? На что я способен? Кто я такой?» Его мучат, как говорил Ф.М. Достоевский, «самые проклятые вопросы»: «А зачем жить?» Необходимо разрешить этот вопрос. Ему надо испытать себя. Он не понимает, на что он способен. Ему надо определиться, кем он будет в этой жизни. Начинается мучительное искание, метание.
Ведущей деятельностью юности становится поиск своего места в жизни.
Основные новообразования – осознание самого себя как целостной, многомерной личности,появление жизненных планов (выстраивание стратегии), вызревает готовность к самоопределению.
Вместе с тем, юность ограничена в своём понимании всей полноты того, что происходит в ней и того, что происходит в окружающей действительности. Именно эта недальновидность юности обнаруживает её принадлежность к детству. Неумение адекватно оценить собственное состояние, «социальная слепота», которые связаны с отсутствием житейского опыта, могут привести к тому, что цельность и возвышенность чувств будут подменены «лёгкой жизнью» по принципу «получи от жизни всё» или фанатическому устранению всего того, что мешает юношескому радикализму. Физическая и интеллектуальная зрелость провоцирует юность на самый высокий уровень притязаний, юношеский максимализм часто не позволяет делать самого простого и необходимого. В учебе зачастую проявляется стремление к внешним достижениям – притягательными становятся высокий материальный или социальный статус будущей специальности, стремление понравится преподавателям. Общей тенденцией, характеризующей период юношеского становления, является стремление всё испытать, впитать, пережить.
Завершение юношеского периода связывают с кризисом юности (примерно 17 лет).
Основное содержаниеэтого кризиса – встреча реальной жизни с её идеальными представлениями.Чем более осознаются расхождения в том, что «сам придумал о себе и своей жизни» и тем, что в какой-то момент осознал как реальность, тем острее происходят внутренние переживания.
Когда я закончил школу, мне казалось, что студенты – это святые люди. Все, кто учится в институте – это сливки общества. Я покинул дом, приехал поступать в огромный политехнический институт. И когда нас поселили в общежитии, и я увидел, как живут студенты, пришел такой ужас. Там были пьянки, разврат. Как будто в какую-то помойку попал. Я даже долго не смог находиться в такой среде. Для меня было шоком, что студенчество так низко живет. Я не смог там находиться, уехал. Такой рубец остался надолго.
Помогают пережить кризис подготовленность к крупным переменам в жизни, способность принимать решения и отвечать за них, умение намечать жизненные перспективы – далёкие и близкие, умение освобождаться от иллюзий, но при этом сохранять в своей душе идеалы. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к негативу – алкоголизму, наркомании, вовлечению в тоталитарные группировки, суициду.
Юношеский возраст имеет первое место в мире по самоубийству.
Приходит к священнику человек, психически здоровый, все есть для жизни: квартира, достаток, родители нормальные, учится в институте. Все равно суицидальные попытки покончить собой.
С одной стороны – обостренный поиск смысла жизни. А с другой – под напором рационального рассмотрения жизни теряется вера. Юноша сталкивается с жестокостью жизни. Родителям и педагогам всегда надо думать, что говорить, чтоб с ищущим сочувствия юношей или девушкой не оборвать последнюю ниточку. И тут часто происходит непоправимое.
Подводя итог характеристике юности, ещё раз подчеркнуть, что это ещё не взрослый возраст. И здесь специалисты предупреждают о возможных опасностях для развития личности юноши или девушки. Г.С.Абрамова видит опасность этого возраста в том, что «отношения близости, соперничества, борьбы переживаются в связи с людьми, подобными себе, со сверстниками. Это рождает предвзятость в отношениях, неприятия самого себя и других…Может быть, отчасти потому ранние браки и обладают такой хрупкостью, что за ними стоит страх перед одиночеством, а не переживание полноты жизни…»[110].
Стремление и готовность в реальной жизни продемонстрировать ответы на основные вопросы юности: Кто я? Чего хочу? Что я могу? – обозначают границу перехода в новый период развития. Принятие ответственности за свою жизнь связано с вступлением в пору молодости.
Духовное развитие.Для быстро развивающихся детей в 15-16 лет, для других – позже наступает период сомнения в существующих нравственных ценностях. Это время – время перехода подростка в свою новую пору юности. Подросток вдруг отвергает все и сомневается во всем, отвергает, чтобы сделать свой собственный уникальный выбор системы ценностной иерархии. Можно сказать, что главная задачаэтого возраста – выбор Божьего пути.И многие в этом возрасте или чуть позже такой выбор делают. И если юноша самприходит к необходимости жить для Бога, то его духовная жизнь приобретает настоящую силу и глубину. Протоиерей Владимир Воробьёв пишет: «Потом наступит время, когда можно будет сказать:«Ну, вот ты теперь большой, ты вырос, давай поговорим серьезно…И складывается какая-то общая жизнь с духовником, личные отношения на серьезном уровне, которые для подростка становятся очень ценными».
Прот. Василий Зеньковский пишет о юности: «Это пора выбора пути жизни и составления планов, по преимуществу пора свободы и творческой независимости, пора грандиозных замыслов, ярких утопий, героических решений… Духовный мир не оттеснен «приспособлением» к жизни, как во втором детстве, он свободен и полон того дыхания бесконечности, которое никогда не выступает… так пленительно, как именно в юности… Как часто именно в эту пору в живом и горячем порыве отдает себя юность на всю жизнь на какой-либо подвиг и остается свободно верной всю жизнь свою ему… В юности достигает полноты субъективного и объективного своего созревания дар свободы»[111].
Однако существует возможность и другого выбора: «Возможно даже, что юность в горении сердца и в чистом энтузиазме отдаст себя разрушению религии в мире…»[112]. Также может быть сделан выбор жизни, направленной на потребление и на материальную выгоду и т.д.
Самым тяжелым для педагога является то, что когда его воспитанник делает решительный шаг, педагог остается за порогом. Решительный шаг воспитанник делает без него. В каком-то смысле педагога можно сравнить с «другом жениха» в древних восточных традициях (этот образ Иисус Христос употребляет, когда говорит об Иоанне Крестителе). Такой друг должен был все подготовить к свадьбе, а потом остаться стеречь у порога в свадебный шатер, когда жених входил в свою радость. При этом многие педагоги могли бы добавить: «Хорошо, если в радость, а если в разрушение себя самого?» Увы, и такое возможно. Но что-то делать возможно было лишь раньше. Раньше нужно было стараться, чтобы в душе у воспитанника сложился образ Бога – Любви, а не суженный образ Бога – Судии, раньше нужно было стараться помочь полюбить все церковное, научить радости жить для других. Теперь по крайней мере слова помочь не в силах. В. Зеньковский пишет: «Духовная слепота (лишь у избранных свыше людей устраняемая силой внутреннего свечения) не может быть устранена никаким «образованием», вообще через интеллект, юность изнутри должна увидеть себя в Боге»[113]. Осуществление выбора таинственно в своей сути, и происходит в самой глубине сущности человека. Об этом хорошо писал протоиерей Борис Ничипоров[114].
Чем же все-таки может помочь педагог?Только молитвой и любовью.Может помочь тем, что не отстранится от бунтующего воспитанника, будет, насколько ему будет позволено, принимать участие в жизни воспитуемого, будет просить, но не требовать, помощи в делах милосердия, будет приглашать с собой в Церковь. И вполне может случиться, что почувствованное еще в подростковом возрасте Братство людей, воспитанник осознает как единственно возможное единение в Боге.
Обратим внимание еще на одну возможную опасность. В духовной жизни могут превалировать эгоцентрические тенденции. «Тщеславие и честолюбие расцветают в душе молодых людей пышным цветом, поэтому священнику приходится постоянно переключать юношей и девушек с мнения о самих себе, на объективные интересы дела. Очень важно, чтобы пастырь, уделяющий внимание духовному окормлению молодежи, хорошо чувствовал, куда направлены чувства и мысли его юных прихожан, и понимал, насколько их намерения адекватны. Очень часто для воцерковляющихся юношей и девушек привлекательным становится путь монашеской жизни. Испытав первые разочарования и потрясения от безответной любви, неудачной сессии в институте, они настойчиво просят своих духовников благословить их на послушание в монастыре с намерением, затем в нем остаться. Если вовремя не распознать за этими «благими порывами» болезненного состояния души, произошедшего вследствие уязвленного самолюбия, тщеславие и честолюбие могут привести молодых людей к жестоким и горьким разочарованиям»[115].
Что в этом возрасте можно предложить?Прежде всего - это романтика, молодежные лагеря.
В Самаре проходит юношеский фестиваль, где 300-400 тысяч юношей и девушек собираются в первых числах июля на склоне горы. Это такая вот романтика: съехаться, пообщаться, послушать музыку. Для них очень важен разговор у ночного костра. Приехала наша группа миссионеров, 12 человек, а кришнаитов приехало 12 тысяч. Но ничего, трудятся, привлекают к себе, беседуют. Насколько мы еще слабы, не можем собрать со всей Русской Православной Церкви 1 тысячу хороших миссионеров. А ребята ведь сильно ищущие, они еще не определились. Для них действительно нужно посидеть у костра и поговорить.
Об этой форме работы говорит и о. Андрей. Когда он создает экстремальную ситуацию, во время привала разжигает костер и начинается разговор по душам. Это не воскресная школа, а действительно то, что от души к душе идет напрямую.
О.Виталий Уткин (в Рязани) также использует такой метод. Он устраивает крестный ход в одну сторону 12 км. Приходят, все падают, физически вымотались, сил грешить нет, лежат, но готовы общаться.
Уровни принятия морали
Исходя из многолетней практической работы с детьми разных возрастов, а также, опираясь на исследования различных психологов и педагогов: прот. Василия Зеньковского, Софьи Куломзиной и др., в соответствии с концепцией Кольберга, можно выделить три уровня в нравственном восприятии детей. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.
1. Уровень принятия морали авторитета
- принятие морали родителей;
- принятие морали учителя;
2. Уровень принятия морали социума
- принятие морали сверстников;
- принятие морали общества;
3. Уровень автономной совести
- сомнение в существующих нравственных ценностях;
- собственный выбор системы ценностной иерархии.
Попытаемся осмыслить эту схему с точки зрения христианской антропологии.
Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он будет выбирать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо, и что плохо. Затем он принимает в свою душу мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников, и, наконец, всего общества. И вот тут-то наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие.
Используемая литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-Екатеринбург, 1999.
2. Борис Ничипоров, прот. Времена и сроки. М., 2002.
3. Вениамин (Федченков), митр. О вере, неверии и сомнении. Спб., 1992.
4. Владимир Воробьев, прот. Покаяние. Исповедь: Духовное руководство. – М., 1997.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. Вопросы детской (возрастной) психологии. М., 1984.
6. Глеб Каледа, прот. Домашняя Церковь. М., 2001.
7. Зеньковский В., прот. Педагогика. – М., ПСТБИ, 1996.
8. Зеньковский В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
9. Зеньковский В., прот. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
10. Коменский Я.А. Избранные пед.сочинения. Т.1. М., 1982.
11. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993.
12. Куломзина С.С. Семья – малая церковь. Паломник, 1997.
13. Мошкова И.Н. «Рекомендации социальным работникам по работе с молодежью», www.synergia.itn.ru.
14. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
15. Просветитель. №2-3, М., 1995.
16. Сестра Магдалина. Мыли о детях в православной церкви сегодня. Отд. рел. обр. и кат., М., 1993.
17. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М., Покров, 2004.
18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. М., 2000.
19. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.
20. Соколова Н. Под кровом Всевышняго.
21. Старец Сампсон. «Народная библиотека», М., 1994.
22. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского...//т.I, "Наставление христианское" - С.161
23. Феофан Затворник, святитель. Как сохранить благодать святого крещения. М., 1997.
24. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. М., 1899.
25. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. М., 2001.
Дополнительная литература
1.Возрастная и педагогическая психология. Учебник. – М., 1993.
2. Зеньковский В., прот. О религиозном воспитании в семье // Вопросы православной педагогики. – Вып.1. – С.53-77.
3. Калашников А., свящ. О руководителях юношества и программе их работы // Вопросы православной педагогики. – Вып.1. – С.40-46.
4. Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. – М., 1991.
5. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М., 1992.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
7. Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1994.
Тема 4.