Дошкольное детство (3-6 лет)
Физическое развитие. Физическая активность детей дошкольного возраста очень велика. Они склонны к свободным телодвижениям, простым и неограниченным запретами. Основными мускулами они владеют, и, хотя мелкая работа им еще непосильна, они охотно возятся с красками, кубиками, пластилином, песком. Знакомясь с самим собой и окружающей действительностью, дошкольник исследует границы своих возможностей. Опрос взрослых людей об их детстве выявил удивительный факт – почти все в этом возрасте подвергали свое тело неким испытаниям – что-то специально ели или пили, пробовали на вкус несъедобное, проделывали какие-либо экзотические физические действия. Дошкольный возраст – «самый юный возраст самоубийств, зафиксированный статистикой». Тому называются две основные причины – «переживание экзистенциальной пустоты»[82] и печальные последствия экспериментирования над собственным телом. В этом возрасте ребенку необходимы посильная физическая нагрузка, выполнение элементарных работ по домашнему хозяйству, что обеспечивает ребенку заслуженную радость.
Психическое развитие. Период дошкольного детства называют временем символизма, т.к. логически мыслительные операции только еще формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Символ, как мостик от одной реальности к другой, позволяет ребенку в 4-5летнем возрасте соединять объекты и понятия. Наиболее отчетливо это проявляется в детской игре. Палка может быть символом ружья и коня, камушки могут быть пищей, деньгами, лекарством и т.д. Многие психологи называют игровую деятельность ведущей в дошкольный период. Через игру дети осваивают весь мир, моделируют действительность, которая существует. Дети играют в больницу, в школу, в дочки-матери. Церковные дети играют в Крещение, во встречу архиерея и т.п.
В книге «Под кровом Всевышнего» матушка Наталья Соколова, описывая дошкольное детство своих детей, рассказывает, как они через игру воссоздавали действительность богослужения:
«Помня совет отца Алексея Мечева, мы не запрещали детям играть в богослужение, но и не подталкивали к этому. «Служба» начиналась у них с раннего младенчества. Мы видели следующее: ребенок едва ходить начал, еще не умеет говорить, не понимает речи взрослых, а уже «служит» Богу. Он держит в ручонке вертикально карандаш или палочку, заменяющую ему свечку, встает перед иконами и серьезно, сосредоточенно, не обращая внимания на членов семьи, начинает петь или, вернее, гудеть что-то похожее на «аллилуйя» или «помилуй!». Потом малыш берет за шнурки свой башмачок и медленно, благоговейно раскачивает им, то есть «кадит». И чем старше, тем больше он «служит»: обвязывается пеленкой, заменяющей ему фелонь, торжественно поднимает вверх длинную ленту, считая ее орарем. Рядом с Колей неизменно становился Сима и повторял все движения братца. И никогда ни одной улыбки при этом, ни баловства. Мы с отцом наблюдали только и радовались: дети изливают, как умеют, свои чувства перед Господом»[83].
Еще пример из жизни Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. С детства святой Афанасий так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: «назначал» их священниками и диаконами, а сам подобно епископу со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения.
Святитель Александр (312–326), епископ Александрийский, обратил внимание на эту игру. Убедившись, что святой Афанасий совершал таинство крещения в соответствии с церковным уставом, он признал его действительным и довершил миропомазанием. Призвав родителей святого Афанасия, святитель Александр просил их воспитать мальчика в книжном научении и, когда он придет в возраст, посвятить его на служение Церкви[84].
Безусловно, возникает вопрос: насколько хорошо и благочестиво моделировать в играх церковные Таинства? Конечно, поощрять это не стоит, но и особого значения придавать этому не следует. Просто дети как губка впитывают и примеряют на себе все ситуации из жизни, пробуют себя.
В Древнем Египте, когда ребенок рождался и у него развивался хватательный рефлекс, перед ним раскладывали разные предметы. За что он хватался, по тому предмету и определяли его будущий род занятий. Из множества предметов ребенок, как правило, выбирает один или может быть два. То есть у него появляется определенная тяга к некоему определенному предметному миру. Например, дети часто играют в больницу. Они примеряют на себя и другие виды деятельности. Так идет освоение будущего жизненного мира профессионального и личностного.
Можно и по-другому определить, к чему ребенок больше всего расположен. В этом возрасте мышление детей очень мифологично, они очень любят сказки. Поэтому рассказывать сказки, пересказывать их можно много раз. Многие образы поведения входят через сказку. Сказки любят все − и в дошкольном возрасте и даже взрослые. Некоторые священники делают большую ошибку, рассказывая сказки вперемешку с библейскими историями. В такой ситуации ребенок может воспринять библейскую историю как некую сказку, что очень печально, ведь история не будет для него реальностью. Поэтому лучше разделять эти два момента.
Совместно с игрой в этом возрасте развивается изобразительная деятельность, элементарный труд, зарождаются начатки учения в форме освоения культурного наследия человечества – воспринимаются и запоминаются сказки, мифы, постигается музыка.
Социальная ситуация обусловлена двумя серьезнейшими новообразованиями,сложившимися к началу этого возраста:
1. координация движений позволяет быть более свободным и настойчивым,
2. совершенствуется чувство языка.
Это и позволяет развиваться воображению, творчеству, которые, в свою очередь, развивают в ребёнке чувство инициативы.
Основной характеристикой мышления дошкольника является его эгоцентричная направленность. Впервые детский эгоцентризм был охарактеризован в работах Ж. Пиаже. Скрытая умственная позиция ребёнка, проявляющаяся в тенденции «мир вокруг меня» определяет основные проявления эгоцентризма. Прыгающий мальчик любуется окружением и обращается к маме: «Смотри, мама, как деревья прыгают!». Ребёнок уверен в том, что солнце специально слепит его, луна следует за ним вовремя прогулок, деревья качаются и потому на улице такой ветер.
Узнав о том, что бабушку отвезли в больницу, мама уехала с ней, а папа задержался на работе, Сёма в свои пять лет горько вздохнул «А кто же мне молока нальёт?»
«Расшатывание» эгоцентризма – одна из важнейших воспитательных задач дошкольного возраста. Постепенно, чаще в игре, происходит координация эгоцентричной позиции с позициями других участников игры. В связи с этим происходит и эволюция детских игр – от игры «рядом, но не вместе», к совместной игре и, как к вершине – к игре по правилам. Эгоцентризм уступает место децентрации, когда ребенок научается осознавать свое «Я» в качестве субъекта. После этого уже возможно «отделение» субъекта от объекта, которое позволяет соотносить свою точку зрения с позициями других людей. К концу дошкольного возраста у ребенка должно вызреть умение не рассматривать свою позицию как единственно возможную. Это необходимое условие для начала школьного обучения.
К середине первого класса Сема, который печалился о том, что ему некому налить молока, сказал родителям: «Я вдруг понял, что другие люди, они тоже есть». На что папа философски заметил «Знаешь сын, некоторым людям требуется на это гораздо больше времени, чем семь лет жизни».
В дошкольном возрасте бурно работает воображение. Границы реального и воображаемого миров зачастую не различаются. В этом возрасте ребенок может начать рассказывать реально произошедшую с ним историю и незаметно для самого себя уйти в область фантазирования. Часто это приводит к казусам, когда пяти-шестилетка «вольно» пересказывает родителям, о чем шла речь на занятиях в детском саду или воскресной школе. Специалисты рекомендуют различать детскую ложь и фантазирование. Фантазирование рождается зачастую там, где ребенок не в состоянии логически освоить реальность и принять, соединить в своем изложении всю совокупность причинно-следственных связей. В таком случае говорят о том, что реалистический рассказ психологически неправоподобен для ребенка, потому что он многого не понимает. У детской лжи есть свои мотивы. Этими мотивами являются следующие – «избегание наказания, стремление добыть нечто, чего иначе не получишь, защита друзей от неприятностей, самозащита или защита другого человека, стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, желание не создавать неловкую ситуацию, избегание стыда, охрана личной жизни, защита своей приватности, стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть»[85]. Исследования детской лжи показывают, что ребенку лгать о предметах проще, чем о чувствах, особенно своих – предмет не относится ко мне и потому с ним проще оперировать, чувства принадлежат мне и их труднее превратить во что-то иное.
Очень важным моментом в воспитании дошкольника является приучение его к труду.
Такое воспитание соответствует русским культурным традициям. Раньше уже с 5 лет девочки начинали шить себе приданное, а мальчики помогали отцам в их нелегкой работе. Уже в дошкольном возрасте должно вестись воспитание будущего материнства и отцовства приучением к выполнению соответствующих работ. Инфантильность многих матерей и отцов, их неспособность взять на себя положенный груз, во многом обусловлены упущениями, сделанными воспитателями в этом возрасте.
В возрасте 3 − 6 лет дети могут охотно заниматься самообслуживанием. Не надо приневоливать их по максимуму, а, напротив, следует приобщать к делу, чтобы им было радостно от того, что они моют за собой чашки, убирают, заправляют кроватки, делают все, что им по силам. Конечно, у взрослых их медлительность может вызывать некоторое раздражение, зато у ребенка в это время развивается моторика, самостоятельность.
Есть чересчур активные мамы, которые своей энергией подавляют активность детей в этом возрасте и делают за них все дела. Таким подходом они на долгие годы отбивают всю их самостоятельность и инициативу. Когда ребенок начинал что-то делать, у него все отбирали.
Узнав, что бабушку отвезли в больницу, мама уехала с ней, а папа задержался на работе, мальчик в пять лет горько вздохнул и спросил: «А кто же мне теперь молока нальет?» Это показатель мощного прессинга в семье со стороны взрослых.
У ребенка в этом возрасте очень большой поток фантазии. Он может начать рассказывать историю, которая произошла недавно, а потом сбиться и продолжить уже свою фантазию. Его мышление мифологично: между фантазией и реальностью один шаг, все же лучше эту границу проводить.
У старца Паисия Афонского описывается способ ограничения фантазии. Однажды к нему пришел человек и сказал, что забрался на гору, где около ста змей окружили его, и он еле живым ушел от страха. Старец Паисий спросил: «Что, прямо сто змей?» Человек ответил: «Ну, может не сто, но пятьдесят точно». Паисий вновь задал вопрос: «Что, прямо пятьдесят?» «Ну, не знаю» - усомнился человек ,– «но двадцать было!» «Что, двадцать?» − спросил Паисий − « Ну десять было точно!» «Десять, да???» «Нет, может и пять». «А что, пять ты видел?» «Две их было там». Старец говорит: «Ты их точно видел?» «Нет» – ответил человек – «но они там шипели». то они моют за собой чащю сказку.т пересказ страшеслыми
Вот так и детям нужно время от времени задавать наводящие вопросы. Но любят даже и взрослые фантазировать. Надо просто установить сам факт: было ли то, о чем говорят, на самом деле или это нам представляется? Часто эмоции настолько захлестывают человека, что ничего и не было, а ему представляется, что было.
Духовное воспитание.Главной задачей в духовном воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия. Именно в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться по нужде, т.е. не для себя, а для других. Дошкольный возраст – это возраст, в котором происходит первичная ориентация всей жизни: что будет главным – служить или потреблять? Если ребенка в этом возрасте только развлекали (по принципу: детям – счастливое детство), вырастет еще один представитель «Пепси» поколения. Если же он привык трудиться для других, это даст ему серьезную установку на всю жизнь.
Дошкольное детство Лены и Антона проходило в советское время, и у мамы не было возможности заняться православной педагогикой или организацией воскресной школы. Зато втроем, мама или двое детей, пытались помогать всем, кто в помощи нуждался: стирали пеленки сыну соседки, родившей без мужа, возили еду бедному мальчику и т.д. Сейчас Лена и Антон выросли. У них, естественно, много недостатков. Но когда речь заходит о том, что кто-то нуждается в помощи, для них не составляет проблемы помочь.
Много хороших рассказов о милосердии, помощи ближним, сострадании есть у В.А. Сухомлинского.
Например, спрашивают: «Мальчик, если тебе палец отрезать, тебе больно будет? А если веточку у дерева сорвать, то и дереву ведь также будет.»
Вот так должно формироваться сострадание к людям. В этом, казалось бы, еще совсем незрелом возрасте закладывается направленность личности на всю жизнь: служение или потребление.
В книге «Детство и общество» Э.Эриксон пишет, что очень много людей гордятся тем, что обходятся без религии, тогда как их дети не могут позволить себе такой «роскоши». Возраст начала знакомства с многообразием проявления окружающего мира по сути восприятия является религиозным. Так же, как и в раннем детстве, ребенок интуитивно ощущает существование смысла в окружающем мире. Мир для него «не есть набор случайных и отдельных фактов, но он весь пронизан смысловыми лучами, исходящими из одной точки. Существование Верховного и Благого не требует доказательства для ребенка…»[86]. В идеале, в дошкольном возрасте происходит оформление интуитивного религиозного чувства. Такое оформление ребенок получает в таинствах, в прикосновении к «живой жизни церкви, к вере родителей, а также знакомясь с религиозным материалом, доступным для восприятия в этом возрасте.
С трех – четырех лет дети способны посещать Воскресную школу. Дети уже нуждаются в общении с другими детьми. Такое общение вызывает их интерес. Воскресная школа позволяет это общение организовать с большой духовной пользой.
Учить молиться в этом возрасте можно только своим примером. Если дети видят благоговейную молитву родителей, слышат слова молитв, видят, как родители прикладываются к иконам, им хочется повторить то же самое. Очень хорошо, если есть традиция совместной семейной молитвы. Дети должны быть полноправными участниками такой молитвы. Они хорошо запоминают короткие молитвы и могут их сами произносить, можно чтобы в конце молитвенного правила, каждый сказал несколько слов от себя: о чем он хочет помолиться или за что поблагодарить Бога. Только такие правила не нужно делать длинными. Их продолжительность нужно соизмерять с силами детей.
Воспитывая «молитвенность» в детях взрослые часто хотят пояснить им то, что говорится в молитвах. Делать это нужно очень умело, т.к. в противном случае эффект будет противоположный.
Так Лена, когда выросла, призналась маме: «Когда ты нам в детстве рассказывала о Боге, было очень интересно, но когда ты начинала пояснять слова молитв… мы, конечно, терпели...
В маленьких детях следует укреплять сознание, что молитва – это обращение к Богу, и не только с просьбой, но и с благодарностью.
В этом возрасте дети могут воспринять практически все, что зримо, например, Рождество Христово, Сретение, Рождество Иоанна Предтечи. Некоторые Евангельские причти дети запоминают и воспроизводят наизусть, нужно лишь немного подучивать. Стремление все примеривать на себя часто поражает взрослых.
Маленькая девочка, послушав о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, спросила: «А Пресвятая Богородица была такой же маленькой как я?» В подобной ситуации с детьми можно говорить о том, когда можно начинать жить святой жизнью, объясняя, что можно начать ее.
Следует иметь в виду, что иногда внешняя обрядовая сторона затмевает у детей суть праздника.
Например, маленький мальчик сочинил песню, которая начиналась так: «Яйца покрасили, Христос воскрес». Такой у него сформировался признак Воскресения Христова. Потом этот мальчик стал священником и смеялся, и удивлялся самому себе.
Огромную воспитательную роль играет атмосфера в семье. Софья Куломзина пишет: «Эта атмосфера сильно влияет на формирование «душевного образа» ребенка, определяет развитие детских чувств и детского мышления. Эту общую, трудно определимую словами атмосферу можно определить «миросозерцанием семьи». Мне кажется, что как бы не сложились судьбы людей, выросших в одной семье, у них всегда остается что-то общее в их отношении к жизни, к людям, к самому себе, к радости и горю»[87].
Хотя мир дошкольника не ограничен домом, родители остаются всемогущими для ребенка. Нет опасности, от которой взрослые, как считает ребенок, не могли бы защитить, не произойдет трагедии, если рядом стоит мама. Такое ощущение «любящего и справедливого всемогущества» может быть весьма полезным для развития детских представлений о Боге… Характер родителей оказывает огромное влияние на религиозное сознание ребенка.
С.С. Куломзина также говорит о том, что «пятилетний ребенок, живущий в христианской семье, накапливает достаточные знания о религиозных праздниках и традициях и многое узнает о христианском отношении к жизни. Пасха, венчание, крещение, похороны, освящение домов – все эти красочные события глубоко влияют на детское сознание.
В области религиозного воспитаниия ребенок пяти лет, конечно, далеко не «чистая доска». В благоприятных условиях он накапливает множество религиозных впечатлений, которые затем могут возрастать и развиваться. Даже если он не получил формальной религиозной подготовки, но рос в атмосфере любви и душевного покоя, подчиняясь семейной дисциплине, он вполне подготовлен к сознательному развитию. Если он был лишен такой атмосферы – ему нанесен большой ущерб»[88].
Душа ребёнка не свободна от зла. Прот. В. Зеньковский пишет: «К детской душе (в раннем детстве) больше, чем какой-либо другой поре в нашем развитии, относится притча Господня о пшенице и плевелах. Увы, растут на ниве детской души и плевелы – и в таком странном, для нас часто совершенно непонятном и загадочном соседстве с добром и правдой, что именно к раннему детству нельзя подойти правильно без учения о «первородной греховности»[89].
Святитель Феофан Затворник пишет о том, что нужно воспитывать все силы ребёнка, а именно, ум, волю и сердце: «Начать образование ума нужно со словом. Главное, что должно иметь в виду, это здравые понятия и суждения по началам христианским о всем встречающемся или подлежащем вниманию дитяти: что добро и зло, что хорошо и худо. Это сделать очень легко посредством обыкновенных разговоров и вопросов.
Дитя многожелательно: все его занимает, всё влечёт к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, всего желает и всё, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается своевольным. Поэтому родители должны блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению её в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей нечего не делать без позволения.
Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой должны быть содержимы воспитываемые дети»[90].
В эти годы формируется духовное подсознаниеребенка, которое станет почвой и фундаментом свободной мысли и сознательных действий в будущем.
Кризис семи лет
Завершается дошкольный возраст кризисом семи лет. Если до этого, не смотря на все трудности, ребёнок был очень связан с семьёй, то, начиная с этого возраста, он уже готов к более широкому общению. Основное новообразование, вызывающее этот кризис – утрата детской непосредственности. Появление рефлексии, которая вклинивается между внутренней и внешней жизнью ребёнка, приводит к тому, что его поведение может резко измениться. Если до этого внешнее поведение ребёнка непосредственно выражало происходящие в нём процессы - «что думаю, то и говорю, и делаю», то теперь мышление развилось на столько, что можно «увидеть себя со стороны». Это может привести к манерничанью, вычурности в поведении, кривлянию, паясничанию. Ребёнок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.
Проявлением семилетнего кризиса могут быть демонстрация ребёнком нарочито взрослого поведения, стремление взяться за выполнение «взрослых» дел, «резонёрство» в высказываниях, отстаивание собственной позиции в споре с взрослым. Вместе с этим появляется интерес к собственному внешнему виду, возможны конфликты из-за одежды, которая воспринимается как «одежда для маленьких».
«Однако, - как пишут Склярова Т.В. и Янушкявичене О.Л., - потеря детской непосредственности несёт с собой и много позитивных изменений личности ребёнка 6-7 лет. Возможность увидеть себя со стороны позволяет осмысленно ориентироваться в своих переживаниях. В связи с этим начинают проявляться требовательность к себе, предпринимаются осознанные попытки самонаблюдения, саморегуляции, самонаказания. Возникает опосредованность поведения определёнными правилами. Именно появление этих качеств в психике ребёнка является показателем его готовности ксознательной исповеди»[91].
Во взаимоотношениях с взрослыми складывается новое общение - ребёнок знает, как общаться с врачом, милиционером, продавцом в магазине, он вступает в ролевое взаимодействие, принимая требования ситуации. Общение со сверстником также видоизменяется – усиливаются межличностные тенденции, появляются привязанность, дружба. Вместе с тем, всё большее значение приобретают правила регламентации взаимоотношений со сверстниками, которые зафиксированы в детской субкультуре. Детская субкультура, по мнению специалистов (М.В. Осорина, В.В. Абраменкова) является тем полем, где дети осваивают первые навыки социального взаимодействия. В нём хранятся правила очерёдности, так в затруднительных случаях можно использовать «считалку». Имеются свои «кодексы чести», определяющие, что можно делать в сообществе, а что – нет.
Бытующие в детской субкультуре «дразнилки», по мнению В.В.Абраменковой, несут в себе некоторые воспитательные функции, а также функции «первичной психодиагностики», которые позволяют оперативно определить с кем имеешь дело – сказал «дразнилку» и наблюдаешь реакцию.
Всё это подготавливает вхождение ребёнка в более широкий социальный круг, где будет найдено применение вызревшим внутренним качествам. Это реализуется при поступлении ребёнка в школу.