Основные подходы к воспитанию.
Долгое время практика воспитания детей находилась под влиянием довольно сухих мотивов педагогики Ветхого Завета и мало преображалась тем, что внесло в мир Евангелие. Это неизбежно исказило проблему воспитания ребенка, потому что оно, как говорит профессор прот. В. Зеньковский, «не дышало всей силой христианского понимания человеческой души»[58].
В этом отношении Ян Амос Коменский впервые выступил с признанием в природе ребенка великих даров. В ребенке он усматривал природное влечение к свету, знанию, добру, а роль воспитания сводил только к помощи ребенку в процессе его созревания. Далее Ж.Ж. Руссо,смотря на свой идиллический взгляд на ребенка, возвращает педагогику к той любви, с которой смотрел на детей Новый Завет. Суровость как принцип в деле воспитания становится после Руссо непризнанием добра в душе ребенка. У Л.Н. Толстогоэти взгляды доходят до полного анархизма. Он так умилялся природой ребенка, что снимал «всякие препятствия перед ребенком в его действиях»[59]. Отчасти с Л.Н. Толстым согласиться можно, поскольку и раньше, и довольно часто сейчас процесс воспитания строится без учета интересов ребенка. С этой точки зрения критическая часть «педагогического анархизма» Толстого, как отмечал протоиерей Василий Зеньковский, верна. Действительно, и мы говорили об этом, каждая человеческая душа «должна пройти свой путь», и внешне невозможно устранить того, что «растет изнутри». Исходя из подобных соображений, Л.Н. Толстой и предлагает предоставить ребенку абсолютную свободу. Однако при этом он отрицал не только возможность воспитания, но даже и право на него. Как пишет С.Ю. Дивногорцева, «с точки зрения православной педагогической мысли права на воспитание нельзя отрицать ни в коем случае. На воспитывающем лежит задача угадать логику внутреннего роста ребенка, помочь ему найти самого себя. И эту задачу должны, прежде всего, выполнять близкие ребенку люди – родители и воспитатели. Если они ничего не внесут в душу ребенка, то внесет улица, окружающая обстановка, которая не всегда бывает благоприятной»[60].
Учения Руссо и Толстого положили начало развитию целого рода т. наз. «гуманистических» течений в педагогике и психологии. Так, немецкий педагог Линда создал «педагогику индивидуальности», настаивая на том, что человеку необходимо предоставить полный простор в развитии. Американский педагог Дьюиразвил течение под названием педоцентризм, означающим, что педагогика все свои категории должна определять исходя из интересов и потребностей ребенка. Представители т. наз. гуманистической психологии А.Маслоу, К. Роджерс и др. рассматривали личность ученика как сложную индивидуальную ценность, которая обладает потребностью в самореализации своих возможностей.
Все эти и многие другие течения психолого-педагогической мысли привели к созданию и утверждению в сегодняшней практике образования теории, которая в настоящее время обозначается термином «личностно-ориентированное обучение». Несомненные достоинства здесь есть. Это внимание к внутреннему миру ребенка, к развитию его личности, что, несомненно, впадает в русло христианства. Кроме того, внимание к возрастным и индивидуальным особенностям ребенка привели к мощному развитию и дальнейшему поиску новых, более эффективных методов, форм и средств обучения.
Однако еще протоиерей Василий Зеньковский отмечал, что «чистый атеизм легко соединяется с равнодушием и потому особой силы не имеет, но атеизм, оплодотворенный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и иногда успевает в этом»[61]. Действительно, преувеличение многих, пусть даже положительных черт, т. наз. гуманистической педагогики превращает их в недостатки. Православный взгляд на природу ребенка таков, что она считается поврежденной первородным грехом и требует сначала исцеления, а потом развития. Блаженный Августин по этому поводу говорил о том, что младенцы невинны лишь по своей телесной слабости, а не по душе. «Поэтому, - говорит С.Ю. Дивногорцева, - и нельзя полностью определять содержание, методы, формы воспитания, основываясь исключительно на потребностях ребенка. Кроме того, следование за интересами ребенка, а значит, постоянное развлечение его – игра, спонтанная деятельность и исключительно положительные эмоции – может со временем стать самоцелью, а приобретение знаний уйдет на второй план»[62].
Итак, христианство стоит на позиции любви и уважения ребенка, но не принимает гуманистическую (антропоцентрическую) основу современной светской образовательной системы. Для православной педагогической мысли характерна христоцентрическая основа образования.
Используемая литература
1. Александр (Семенов Тян-Шанский), епископ. Отец Иоанн Кронштадтский. – Париж, 1990.
2. Антология педагогической мысли христианского средневековья. – М., 1994. Т.1.
3. Василий Великий, святитель. Творения. – М., 1846. Ч.3.
4. Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.1.
5. Дернов А.А. Методика Закона Божия. – СПб., 1913.
6. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. – М., 2004, с.16-17.
7. Древние иноческие уставы. – М., 1892.
8. Зеньковский В., прот. Педагогика. – М., 1996.
9. Ильминский Н.И. Беседы о народной школе. – СПб., 1889.
10. Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. - М., 1991. Т.1. Кн.1; Т.4. Кн.2.
11. Иустинн, философ и мученик. Творения. – М., 1892.
12. Климент Александрийский. Педагог. – М., 1996.
13. Писания мужей апостольских. – Рига, 1992.
14. Победоносцев К.П. Сочинения. – СПб., 1996.
15. Поселянин Е. Идеалы христианской жизни. – СПб., 1994.
16. Рачинский С.А. Сельская школа. – М., 1991.
17. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. – Самара, 1998.
18. Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского затворника. – 2-е изд. – М., 1915.
19. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Ч.1. Педагогика. Школа. Человек. – Клин, 2002.
20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.
21. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. Т.8. – М.-Л., 1950.
22. Фаддей, иеромонах. Записки по дидактике. – Уфа, 1902.
23. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). – М., 1899.
24. Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. – М., 1848. Т.2, Т.3.
25. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слову Божьего. – Философские произведения. – Г., 1990.
Дополнительная литература
1.Зеньковский В.В., прот. Дар свободы. – Париж.
2.Зеньковский В.В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1990.
3. Иоанн Златоуст, святитель. О христианском воспитании // О религиозном воспитании детей. Сб. – М., 1993. – С.7-25.
4.Корчак Я. Как любить ребенка. Правила жизни // В кн. «Как любить ребенка». – М., 1990.
5. Лихачев А.Е. Учительное служение Православной Церкви в отношении к подрастающем поколению // Вестник духовного просвещения. - №1. – М., 1994. – С.16-23.
6. Рубинштейн М.М. История педагогических идей. – М., 1912.
7. Русская педагогика в главнейших ее представителях. Хрестоматия / Сост. Демков. – М., 1898.
Тема 2.