Победоносцев Константин Петрович (1827 – 1907 гг.).
К.П. Победоносцев родом из семьи профессора российской словесности Московского университета. Его дед был священником. А сам он стал правоведом. Свыше 25 лет занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Константин Петрович издал много работ в области права, богословия, истории, христианского просвещения и воспитания. Он занимался основанием церковноприходских школ, строительством сельских храмов, изданием молитвословов и доступной благочестивой литературы для народа, заботился о благочинном пении в церквах и усилением церковной благотворительности. Он сумел понять и оценить С.А. Рачинского и его «сельскую школу».
Педагогические заметки К.П. Победоносцева «Ученье и учитель» представляют собой практические советы учителю и размышления о народной школе и ее духовной основе.
Деятельность учителя Победоносцев характеризует как служение: «При самом начале дела не воображай, что всего важнее метод обучения. Всего важнее – в самом начале – сознание своего долга и верности ему…
Если хочешь, чтобы класс твой был спокоен и внимателен, будь спокоен и внимателен сам, - спокоен прежде всего во внешних приемах…
Надо тебе знать каждого из учеников по имени, и по имени звать его. Плохой равнодушный учитель безымянно тыкает своих учеников. В доброй школе я видел доброго учителя, как он звал детей без фамилии по именам…
Когда поправляешь тетради, будь терпелив и внимателен: не ожидай и не требуй всего зараз и от каждого одинаково. Думай, до чего в данную минуту может быть способна голова ученика твоего: чего не поняла сегодня, может понять завтра – не порти ему радость самосознания, когда видишь, что он старается понять и работает головой.
Приходится бороться с ленью и равнодушием. Но помни, что каждое внушение и наказание должно быть действенно. Не затрачивай сразу всю его силу. Иногда довольно взгляда, довольно движения. Когда этого не достаточно – действует слово. Но где довольно одного слова, берегись многословия.
Не раздражайся мелочами и не придавай им значения. Шалун нарисовал на столе твою фигуру, да еще подписал. Что тебе делать? Спокойно сотри ее или вели стереть соседу. Беда, если рассердишься, да еще станешь расследовать. Тогда пример станет заразителен.
Когда сидишь в классе и видишь перед собою 30 ребят, не забывай, что и ты когда-то был совершенно такой же.
И тоже помни: чего требуешь от каждого из учеников своих – и последнего и первого, - то сам ты должен уметь делать. Итак, всякую работу, какую задаешь им, ты должен сначала уметь проделать сам как можно лучше. В этом правда, и без правды – какое учительство!...
Будь естествен: говорить надо так, чтобы ясно понимали те, кому говоришь. Итак, когда говоришь, не от себя исходи, не о себе думай, а о тех, кому говоришь. В них жизнь движется: надобно им слышать живое слово.
Учитель пусть помнит, что он делает великое дело, которое нельзя делать с небрежением…
Когда судят о человеке, надобно отыскивать в нем не одну лишь отрицательную сторону, а прежде всего положительную: мы скорее замечаем, чего нет в человеке, нежели что есть в нем. А что есть – это всего важнее.
Так, обсуждая ученические работы, мы гоняемся за ошибками и их отмечаем. Это мало и эта мерка неправая. Надо уметь смотреть внутрь, сквозь ошибки. Кто умеет, видит сквозь ошибки, к чему способен ученик, что умеет, что может дальше в нем вырасти…
Когда работа употребляется в школе в виде наказания, это плохой показатель: значит работа мало ценится или сама по себе считается тяжким и скучным делом…[54]»
Говорил Победоносцев и об учительской деятельности. Главное, по его мнению, при подготовке учителя то, что он должен пройти «через лабораторию действительного учительства в начальной школе, где приобретается искусство учить не посредством книжных лекций, но обращением с живыми детьми, притом не с теми или другими детьми, но с целой организованной массой детей[55]».
Особо болело сердце К.П. Победоносцева о преподавании Закона Божия. «Ты преподаешь детям Закон Божий… Больше всего берегись делать из Евангелия учебную книгу: это грех. Это значит – в ребенке обесценивать для человека книгу, которая должна быть для него сокровищем и руководством целой жизни. Страшно должно быть для совести разбирать слово жизни на бездушные кусочки и делать из них мучительные вопросы для детей…Есть в школе законоучитель, есть программа, есть балл, показатель знания… Результаты такой постановки учения – поистине чудовищные. Я видел учебники, в которых по пунктам означено, что требуется для спасения души человека, - и экзаменатор сбавляет цифру балла тому, кто не может припомнить всех пунктов… Где тут разум? Где нравственность? Где, наконец, - и прежде всего – вера, о коей мы лицемерно заботимся?[56]»
Настоящее учение, как считает Победоносцев, совершается тогда, когда ученик понимает, для чего он учится. Учитель должен обращаться к двум душевным качествам, на которых утверждается всякое знание: к любознательности и к наблюдательности. Эти качества добрый учитель отыщет в душе у каждого ученика, если возьмет себе за труд вглядеться в нее.
Говоря об общем образовании, Победоносцев среди всех курсов выделял основные предметы, самое существенные знания, которые ученик должен вынести из школы и с которыми он может надежно приступить к высшему образованию. «Это, во-первых, нормальное развитие религиозного знания и настроения, в связи с церковью – духовная, нравственная основа жизни и деятельности. Другое – и очень существенное – это словесное искусство и знание. Хороша та школа, - которая приучает учеников своих мыслить и выражать мысли в слове ясно, точно и определительно»[57].