Рачинский Сергей Александрович (1833 – 1902 гг.).
С.А. Рачинский родом из богатой помещичьей семьи. В свое время был приглашен занять кафедру ботаники в Московском университете. Позже защитил докторскую диссертацию. Но, переехав в родовое имение в Татево Смоленской губернии, он почувствовал неудовлетворенность своей жизнью. Она обрела смысл и начала доставлять ему большую радость после того, как он стал сельским учителем.
Школу С.А. Рачинского и уклад в ней жизни описал Е. Поселянин в своей книге «Идеалы христианской жизни»[49]. Простая, светлая, с большими окнами классная комната была украшена множеством картин и рисунков из Божественной и русской истории, рисунками его учеников. Тут же висел большой снимок с изображения Богоматери работы Васнецова. На стенах висели таблицы с красивыми заставками и орнаментами, написанные крупным славянским уставом рукою Рачинского и заключавшие тропари двунадесятых праздников, догматики и другие молитвы и церковные песнопения. Школа блистала чрезвычайной опрятностью и порядком, и все это поддерживалось учениками под наблюдением Рачинского. Дети сами мыли полы, выметали сор и пыль, рубили дрова, топили печи, таскали воду, ходили за провизией; только для приготовления обеда была старушка. С.А. Рачинский настолько отдал себя детям, что один из посетителей школы даже заметил: «Он был не только учителем своих учеников, мне кажется, мало будет назвать его отцом. Школа была его домом, школьники – его семья, для которой он работал, не покладая рук».
С раннего утра до поздней ночи проводил Рачинский в своем ежедневном подвиге. В 6 часов дети, жившие в общежитии, вставали и шли на молитву. Сергей Александрович произносил начальный и заключительный молитвенный возглас, как это положено мирянам. Дежурный ученик читал положенные молитвы, они заканчивались общим пением. Затем следовал завтрак. От завтрака до 9 часов производились хозяйственные работы. С 9 до полудня шли занятия. В старшей группе преподавал сам Рачинский. В полдень был обед. Перед обедом и после него пели молитвы. Посты в школе строго соблюдались. Овощи к столу шли из школьного огорода. Затем до 14 часов было свободное время, зимой отгребали снег около школы, летом работали в огороде. С 14 часов шли уроки. В 16 часов ребята полдничали, затем отдыхали, играли на дворе или прогуливались, а с 18 до 21 продолжались занятия. В 22 вечера читались вечерние молитвы. В субботу и праздничные дни Рачинский читал и объяснял очередное воскресное или праздничное Евангелие. Все вместе ходили на богослужение.
Свои наблюдения над крестьянскими мальчиками и русской душой вообще, свой богатый педагогический опыт С.А. Рачинский изложил в статьях, собранных впоследствии в одну книгу «Сельская школа»[50], которая явилась итогом его жизни и творчества.
При всеобщем равнодушии к просвещению народа, при том, что религиозный элемент был введен в обучение только как уступка «невежественным требованиям простонародья», уровень сельских школ постепенно поднимался и они приобретали все более религиозный характер.
В народном представлении грамотность всегда рассматривалась как ключ к Божественному Писанию, и Рачинский особое внимание обращал на изучение церковно-славянского языка, церковного пения. Религиозный характер присущ русской школе; он постоянно вносится в нее самими учениками, ибо она – школа христианская. Христианская потому, что дети ищут в ней Христа, и основная задача народно-школьной педагогики – сделать из детей добрых христиан.
Вопрос об учительском составе народной школы для Рачинского один из основных, и он неоднократно со вниманием останавливается на нем. По его определению, «учительство в русской школе не есть ремесло, но призвание, низшая ступень того призвания, которое необходимо, чтобы сделаться хорошим священником»[51]. Но одним учителем, по мнению Рачинского, не исчерпываются учебные силы школы. Рядом с ним во всякой школе, заслуживающей название нормальной, действует законоучитель – священник, и школьное дело должно быть осуществлением учительского призвания Церкви. «Благо той школе, - восклицает Рачинский, - которая обладает таким законоучителем! Она не умрет, какие бы ее не постигали внешние и внутренние невзгоды. Она пустит и глубокие корни, и широкие ветви»[52]. Священник в школе – не только учитель, но пастырь и духовник. Вокруг священника должен собираться остальной учительский состав. «Хороший священник – душа школы; школа – якорь спасения для священника»[53]. Школа должна принять характер приходской школы. Церковность школы Рачинский понимает более широко, это характеристика ее внутреннего строя, ее духа.
Рачинский подчеркивает, что классное изучение Закона Божия должно сопровождаться практическим участием школьников в богослужении в качестве чтецов и певцов. С этим связано преподавание в школе церковно-славянского языка и церковного пения. Рачинский подчеркивает воспитательный смысл церковно-славянского зыка. Этот язык открывает доступ к сокровищам духовным – к Священному Писанию, к богослужебным книгам.