Русская педагогика в трудах деятелей народной школы.
Ильминский Николай Иванович (1822 – 1892 гг.)родом из семьи священника. Прошел курс духовного училища, пензенской семинарии и казанской духовной академии. Академический курс в то время делился на два отделения – низшее (историческое и математическое, на котором он учился) и высшее. Кроимее того, Ильминский стал бакалавром татарского и арабского языков. Позже он стал преподавателем на миссионерском отделении академии. Николай Иванович стал проводить в жизнь своивзгляды о том, что инородцам нужны образовательные книги на их родном языке. Он перевел на татаский язык букварь с краткой Священной Историей, сокращенным катехизисом, нравоучениями и молитвами. Перевел и издал книги Ветхого Завета.
В 1864 году была открыта школа для крещенотатарского населения. Главные предметы обучения в ней – Закон Божий, молитвы, Священная История и катехизис.
В «Беседах о народной школе»[48] Ильминский сформулировал свои воззрения на воспитание и обучение в народной школе. По его определению, задача народной школы (низшего училища) – выпускать людей, обладающих нравственными качествами. Школа не должна ограничиваться при образовании нравственного человека одним теоретическим учением. Ей надо вырастить и укрепить человека в добрых делах, в чувствах богобоязненных и честных.
Н.И. Ильминский дает подробное объяснение воспитания. Воспитание означает, по его мнению, развитие и увеличение. Увеличение бывает: 1) внешнее и механическое; 2) органическое и живое. Примером первого, по его словам, служит строящийся из кирпича дом; примером второго – жизнь растений и животных. Растение увеличивается изнутри согласно своей природе, причем внешние условия – почва, свет, воздух – служат лишь материалами, которые растение принимает и перерабатывает с помощью своих органов. То же происходит и с животным. Воспитатель может способствовать развитию животного и растительного организмов тем, что доставляет необходимые условия для их жизни и охраняет от вредных влияний.
Второй способ развития свойствен и душе человеческой – которая, по учению Церкви, отличается от тела, хотя с ним тесно соединена, и отчасти от него зависит, и имеет свои силы и законы, свою форму деятельности, свое духовное развитие. Так мы представляем человеческую душу, уподобляя предметам вещественным, не будучи в состоянии понять и представить действенное существо духовных предметов.
Народная школа, по мысли Н.И. Ильминского, воспитывая человека, должна содействовать органическому внутреннему росту душевных сил и способностей в религиозно-нравственном направлении, доставляя необходимую для того пищу и устраняя от вредных влияний.
Школа в воспитании ребенка составляет новый мир по обстановке, отношениям, речам и приемам, и сельским детям поэтому приходится долго приноравливаться к ее порядкам. Правильнее, если школа будет направляться в духе тех же семейных привычек, с какими дети поступают в нее. Школа, желая вложить в детей доброе, светлое, разумное, выработанное человечеством, должна не пренебрегать домашним воспитанием, а уподобиться садовнику, который прививает к сильному дичку ветку облагороженного дерева, и эта ветка срастается с дичком, в органическом единении растет и развивается и дает нежные и сладкие плоды. Народный учитель должен стоять к ученикам в отношениях семейных – не господином учителем, а по имени и отчеству, дядюшкой, дедушкой, иметь авторитет отца, дяди, деда, старшего брата. Вот эта задача органического, живого развития и стоит перед школой.
Наше богослужение в избытке содержит в себе религиозные элементы: молитвенные, догматические, нравственные, церковно-исторические, озаренные общим молитвенным характером. В церкви совершается молитва, по преимуществу происходит действительная религиозная жизнь. Здесь воспитывается страх Божий и любовь к Богу; здесь слышит и изучает ребенок на слух молитвы и символ веры. Православный христианин учится молиться именно в церкви, а не в школе. Отсюда необходимо, чтобы церковное богослужение совершалось благочинно и производило на юное поколение назидательное и священное впечатление; чтобы возношения, чтение и пение были внятны, раздельны и вразумительны. Если дети не научатся молитве и страху Божию в церкви, то в школе они тем более этому не научатся. Школа призвана лишь разъяснять или напоминать молитвенные тексты, рассказывать о священных предметах, возбуждая и разрабатывая молитвенные чувства, приобретенные в храме.
Таковы взгляды Николая Ивановича на религиозно-нравственное воспитание, которое должны давать сельскому населению наши родные школы. Эти взгляды он применял всецело у себя в семинарии и крещенотатарской школе. Народная школа Ильминского, изображенная в его «Беседах», религиозна, ибо предмет ее – развитие в детях любви к Богу и ближнему; она исторична, ибо ее постановка связана с историческим развитием религиозных убеждений; она народна, ибо народ требует религиозного учения для спасения души, а эта школа и учит спасению души путем всепрощающей христианской любви; она нравственна, ибо преследует исполнение детьми величайших нравственных законов о любви к Богу и любви к ближнему.