И о христианской педагогике в частности
Уже давно, несколько веков есть такой предмет – педагогика. В настоящее время в Духовных семинариях он называется Православная педагогика и психология. Он очень небольшой (72 часа). Для сравнения: на педагогическом факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – 5000 часов, где готовятся профессионалы. Но у нас таких задач нет. Нам хотя бы необходимо сделать общий обзор современного состояния православной педагогики, познакомиться с образовательной областью и определить моменты, которые могут быть вам полезны в жизни, на приходе, в Воскресной школе. Надо сказать, что к педагогике отношение достаточно легковесное. Кто из нас не был педагогом: своих детей воспитывал или чужих? Если не детей, то подчиненных. Нас воспитывали. Обучались мы и в школе, и в ВУЗах. Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое время его воспитательное влияние на других возвращается к нему снова через человеческие взаимоотношения и поступки. Значит, каждый должен знать, особенно священник и преподаватель Воскресной школы, основы науки о становлении и воспитании личности – педагогики. Но при организации данного процесса важно не столько то, что отдаешь, а как отдаешь. Педагогическая наука как раз и раскрывает такие пути и способы осуществления воспитательного влияния, которые обеспечивает его наибольшую эффективность. Она объясняет, как достигается нужный результат воспитания, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений.
Педагогику часто называют не наукой, а искусством. Великий педагог К.Д. Ушинский говорил: «Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле, а только искусствами, имеющими своей целью практическую деятельность… Всякое искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства – не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке»[1]. Но педагогика вышла на уровень научных обобщений, поэтому она называется наукой. К.Д. Ушинский выделяет практическую педагогику, как искусство, как творческий процесс, и теоретическую ее сторону, как теорию, обобщение «искусства воспитания».
Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу, где учителем был часто другой раб, только ученый. Свое название педагогика от греческих слов «пайд» - дитя и «агогос» - веду, т.е. в дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель», т.е. педагогика – это «детоводительство» к какой-то цели. В разные эпохи различные мыслители по-разному определяли эту цель. Со временем слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное, душевное и телесное развитие. В последствии, при обобщении накопленных практических знаний по данному искусству возникла и педагогическая теория. Педагогика стала наукой.
Как особая наука педагогика была выделена из системы философских знаний. Предметом ее исследования как самостоятельной науки является становление человеческой личности и разработка теоретических и методологических проблем ее воспитания как специально организованного педагогического процесса. Таким образом, педагогика как наука сама по себе не воспитывает, не обучает и не развивает. Этими делами занимаются родители, воспитатели и учителя. Педагогика как наука указывает им пути, способы и средства воспитания.
Сама педагогика состоит из двух основных частей: теория обучения (дидактика) и теория воспитания. Есть еще и такие области как организация системы образования, христианская антропология (изучает строение человека, чтоб воздействовать на него более успешно). Главная цель педагогики – образовать единую воспитательную систему, которая бы соединяла две задачи: 1) вертикальная – подготовить к вечной жизни, что проявляется в духовной устремленности человека ввысь к Богу, к райской жизни; 2)горизонтальна – земная жизнь, заключающаяся в воспитании в человеке того, что он имеет на земле: души, ума, сердца. Некий компромисс между вечным и невечным, духовным и телесным.
От одного присутствия в храме у человека выравнивается мировоззрение, ум, чувства, желания. Все приходит в равновесное состояние.
Кто занимается воспитанием? По словам Иоанна Кронштадтского:
1) Семья. Это малая церковь: глава, жена (убранство, духовная атмосфера), дети (послушание) являются отражением.
2) Государство. Российская традиция – православная.
3) Школа (сюда относится детский сад, техникум, институт и т.д.). Ее задача – передать традицию на уровне знаний.
Но в чем заключается главная цель православного воспитания? Помочь воссоздать, раскрыть образ Божий в ребенке.
Кто является участником данного процесса? В педагогике выделяется два участника: это педагог (учитель, воспитатель, родитель, священник) и ребенок. Если изобразить их символически, то получается, что педагог стоит на ступеньку выше ученика. Но все-таки он должен быть рядом с воспитанником, не так далеко то него. Он должен быть выше ровно настолько, чтобы ребенок мог воспринять его и с его помощью приподняться над тем нравственным и интеллектуальным положением, в котором он находится. Педагог при этом – его помощник, в переводе с греческого языка – «детоводитель». Осталось выяснить, куда «водитель»?
В православной педагогике можно допустить, что ребенок – символическое существо. Это может быть и класс, и группа, и школа. Господь Бог воздействует как на самого ребенка, так и на педагога. По закону духовной синергии Господь Бог протягивает руку помощи каждому педагогу. В православной педагогике это выражается в том, что православный педагог, приступая к работе с детьми, прежде чем «вести», должен обратиться за благословением к Богу на всякое дело: «Господи, благослови!» Искусство педагогики состоит в том, чтобы коснуться сердца человека (об этом говорил известный педагог В.А. Сухомлинский[2]). А каким средством – это есть искусство самого педагога.
Один раз мне позвонили со школы и попросили побеседовать с детьми. Захожу в класс: сидят нога на ногу, жуют жвачку - 11 класс. Я остановился, думаю, может выйти, сделать вид, что ошибся дверью. А потом решил, раз Господь привел, надо идти. Стою, не знаю с чего начать. Стал молиться (первый педагогический прием). Говорю: поднимите руки, кто из вас хотел жить счастливо и красиво? Все подняли руки. А кто из вас хотел бы жить счастливо, красиво и очень долго? Вроде бы все подходит, опять все подняли руки. Тогда я им и говорю: «А вы знаете, что в Священном Писании есть такой закон, кто его выполняет, живет красиво, счастливо и очень долго?» Просто констатировал факты. Дальше произошло что-то невероятное: все до единого выплюнули жвачки, достали тетради и ручки, сели в нормальную ученическую позу «ну, давайте, говорите, какой закон? Что делать?» «Чти отца своего и матерь…, тогда будете жить красиво, счастливо и долго». Ну а дальше у нас пошел разговор, что такое почитать родителей? Начали вспоминать прабабушек и прадедушек. И дальше пошел разговор. Когда это закончилось, прошло 3,5 часа. И все как на одном дыхании. Некоторые после беседы подходили и показывали следы на руке, на шее. Бес ночью истязает. Начинаешь разговаривать, у них Богообщения почти нет. Бесообщение почти у всех. И не знают, как от этого избавиться. Через неделю позвонил классный руководитель и говорит, что у них коллективный выход всего класса в храм. Побыли на службе, заказали молебен о здравии, панихиду, у кого-то аж до 7 колена. Некоторые причастились и исповедовались.
Надо начать искать путь и коснуться их сердца. А коснуться сердца педагог может тоже только сердцем, причем открытым. То, что мы прожили, прочувствовали, чем сердце переболело – только этим можно прикоснуться к другому человеку. Иначе это будет просто передача информации.
Самые верующие христиане – учащиеся на 1 курсе семинарии. Это вулкан энергии, живая вера, которой даже заражаешься. На 2 курсе потише. А на 5 – скептики, которых не менее трудно прошибить, чем детей, которые жуют жвачку.
В основе православной педагогики лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь основной цели воспитания и жизни не представляется возможным. Основная цель воспитания и образования достигается не властью Церкви над человеком, а образом жизни, проникнутой духом Церкви, духом православия. Воцерковленная жизнь человека не отменяет и не заменяет попечения о поддержке и развитии задатков ребенка. Естественное развитие ребенка обнимает все стороны человеческого бытия: тело, ум, чувство, волю и дух. Соответственно этому и воспитание должно вестись в нескольких направлениях, оно бывает физическое, умственное, эстетическое, духовно-нравственное и религиозное.
Таким образом, православная педагогика – «воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления. Воцерковить педагогику – это значит наполнить православным смыслом уже сложившийся научный и категориальный строй педагогика как теории, как науки. Педагогика воцерковления – педагогика преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования человека, в добродетели, в святости, в достижении даров Святого Духа»[3].
Рассматривая процесс становления человеческой личности через нравственное самоопределение к духовному рождению и духовному совершенствованию, требующему аскетического подвига, православная педагогика опирается на православное нравственное богословие, на учение Православной Церкви о зарождении и развитии духовной жизни человека, на аскетическое учение Православной Церкви. «Процесс обретения личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта и является предметом православной педагогики»[4].
Как и любая наука, педагогика имеет свои задачи. Следует различать научные и практические задачи педагогики. Научные задачи педагогической науки – вести исследования, а практические задачи системы образования – эффективно осуществлять образование на всех этапах развития личности.
Система педагогических наук.Педагогика как наука развивается благодаря творческому использованию других наук.
- Общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов указывает педагогике философия. От системы философских знаний, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит постановка цели, разработка содержания воспитания, определение его методологии.
- Педагогика направляет воспитание на конкретную человеческую личность, а значит, она должна знать устроение этой личности, взаимосвязь телесного, душевного и духовного в ней. Эти и многие другие знания об организации личности дает педагогике антропология.
- Базу для понимания биологической сущности человека составляет анатомия и физиология.
- На основе психологических знаний педагогика создает эффективные учебно-воспитательные системы.
- Интеграция психологии и педагогики привела в настоящее время к возникновению науки педагогическая психология.
- Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.
- Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих людей занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренпедагогика, детей с нарушениями речи – логопедия.
- Развитие воспитания, истории педагогических учений исследует история педагогики.
- Базовой научной дисциплиной, изучающей закономерности воспитания и разрабатывающей общие основы учебно-воспитательного процесса, является общая педагогика.
- Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные дидакимкм, или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений (методика преподавания русского языка и литературы и т.п.)
- Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.
- Предметом изучения педагогики высшей школы являются закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях.
- В настоящее время существует еще несколько направлений отраслевой педагогики: военная, спортивная, производственная и т.п.
- В последние годы заявляют о себе такие отрасли педагогической науки, как сравнительная педагогика, социальная педагогика и т.п.
Еще К.Д. Ушинский отмечал тот факт, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях. Поэтому идеи различных наук о человеке помогают более глубоко и всесторонне исследовать сущность и закономерности становления личности человека.
На сегодняшний день педагогика – это обширнейшая наука, достаточно разветвленная система знаний. Поэтому современную педагогику правильно было бы назвать системой наук о воспитании.