Охрана и рациональное использование зрения в процессе обучения
Как известно, при сниженном зрении у детей наблюдается повышенная утомляемость. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на их работоспособности. Чтобы предупредить утомляемость и повысить работоспособность детей, необходимо созда1ь соответствующие гигиенические условия. К числу этих условий относятся: повышенные нормативы освещенности, соблюдение режима зрительной нагрузки, использование специальных учебников и раздаточного материала с крупным шрифтом, правильная организация учебной работы и рациональное сочетание ее с трудом и отдыхом, использование таких дидактических приемов, которые обеспечивают включение разных анализаторов и активизируют развитие высших психических процессов (мышление, речь, воссоздающее воображение и др.). Особенно важное значение для успешного обучения слабовидящих школьников имеет правильное сочетание умственной работы детей с практической деятельностью, занятиями физкультурой, спортом и отдыхом.
Остановимся на рассмотрении некоторых гигиенических условий обучения. Учитывая повышенную утомляемость слабовидящих школьников, прежде всего следует строго соблюдать режим зрительной работы. Можно строить учебный процесс таким образом, чтобы средством чувственного восприятия учебного материала было не только зрение, но и слух, осязание, обоняние и другие органы чувств. Это предполагает выполнение таких видов практических и опытнических работ, которые способствуют активизации разных сенсорных систем и развитию у детей зрительно-пространственной ориентации при опоре на практический опыт, формирующийся на основе взаимодействия зрения с другими видами чувствительности.
В целях рационального использования и развития неполноценного зрения необходимо создать условия,
обеспечивающие наиболее эффективное восприятие иллюстративных средств наглядности. К этим условиям относятся, яркость, контрастное/ь, четкость воспринимаемых изображений Яркость воспринимаемых в процессе работы объектов зависит от освещенности Исследования советских и зарубежных гигиенистов и офтальмологов показали, что искусственная освещенность помещений, в которых занимаются учащиеся с пониженным зрением, должна составлять от 500 до 1000—1500 люкс (В И Белецкая и др )
Установлено, что при пониженной освещенности (70—• 150 люкс) острота центрального зрения резко снижается. В условиях недостаточной освещенности снижается работоспособность и повышаегся утомляемость При утомченном зрении слабовидящие начинают испытывать трудности в процессе чтения и письма При чтении и письме буквы начинают казаться расплывчатыми. Их форма и конфигурация кажутся размытыми. Во время чтения и письма учащиеся напрягают зрительно-мышечный аппарат глаза
В связи с этим нарушаются функции адаптации зрительной системы, страдает зрительная фиксация, нарушаются следящие функции глаза. Утомление зрения приводит к расстройству навыков чтения и письма, ухудшению почерка и т. п
При одном и том же построении урока нормально видящие и слабовидящие дети находятся в разных условиях с точки зрения влияния учебной нагрузки на функции зрительной системы, на деятельность центральной нервной системы и организма в целом (работы Е. М Бе-лостоцкой)
В условиях массовой школы не всегда можно создать условия для повышения нормативов освещенности. Поэтому рекомендуется использовать крепящиеся на столе лампы.
В отдельных массовых школах интернатного типа для слабовидящих создаются специальные классы (в основном в начальной школе).
В целях повышения естественной освещенности такие классы для слабовидящих должны иметь ориентацию на юг. Если слабовидящие обучаются в тех же классах, что и нормально видящие, их сажают за парты, которые расположены наиболее близко к источнику света. Светдолжен падатьс левой стороныили прямо.
Говоря о повышении нормативов искусственной освещенности, следует учитывать особенности зрительных нарушений у того или иного конкретного ребенка
В классах, где обучаются слабовидящие дети, необходимо иметь специальные светильники, способствующие рассеиванию света и равномерному освещению помещения
Для слабовидящих детей изготавливаются специальные парты При такой парте сохраняется правильная поза во время учебной работы В результате предупреждается развитие физических недостатков (искривление позвоночника, плоскостопие, нарушение осанки и др). Такая конструкция парты разработана научными сотрудниками Института дефектологии АПН СССР совместно с офтальмологами и гигиенистами Научно-исследовательского института им Гельмгольца (В И. Белецкая, О А Зальцгебер, Р С Муратов)
Когда слабовидящие школьники сидят за предназначенными для нормально видящих партами, рекомендуется использовать пюпигры или специальные подставки д i4 книг
При обучении слабовидящих испотьзуются доски больших размеров Эти доски хороши и для нормально видящих С верху классной доски размещаются софиты для подсвета Благодаря этому обеспечиваются оптимальные условия для восприятия
Слабовидящие дети пользуются тетрадями с особой разлиновкой, облегчающей им зрительную ориентацию для выполнения письменных работ Лучше всего пользоваться черными чернилами Слабовидящим детям можно разрешать писать простыми самопишущими или шариковыми ручками, заправленными черными чернилами. Если коррекция стеклами не обеспечивает нормального видения, детей обучают по специальным учебникам с крупным шрифтом Большинство слабовидящих школьников при коррекции оптическими стеклами (при остроте зрения 0,3 и выше) могут пользоваться предназначенными для нормально видящих детей обычными учебниками и раздаточным материалом.
В целях охраны зрения слабовидящих детей используются различные средства оптической коррекции- специальные настольные ортоскопические лупы, транспаранты с подсветами, специальные измерительные инструменты с оптическими насадками (логарифмическая линейка,
штангенциркуль, угломеры и др ) Благодаря этому значительно облегчается микроориентировка при рассматривании делении на шкалах измерительных инструментов.
Большие трудности возникают у детей при чтении. Расстояние книги от глаз при чтении зависит от остроты центрального зрения При остроте зрения 0,01—0,05 (частичновидящие) читают обычный шрифт учебников с расстояния 3—12 см При остроте зрения 0,06—0,2 слабовидящие читают с расстояния от 17 до 25 см (расстояние от глаз до книги при нормальном зрении 30—35 см). Использование технических средств в некоторых случаях дает возможность читать с расстояния, близкого к норме (А В Долгих) Использование технических средств дает неодинаковый эффект при разной остроте зрения и разной структуре нарушенных функции.
При монокулярном зрении может быть использован так называемый мегаскоп индивидуального пользования. Он значительно увеличивает скорость и правильность чтения плоскопечатного шрифта при глубоком нарушении зрения Однако мегаскоп имеет серьезные недостатки Он может применяться в условиях очень низкого зрения (0,05 и ниже), пользуясь мегаскопом, можно одновременно воспринять не более 5 букв В связи со сказанным мегаскоп может быть использован лишь эпизодически, например при восприятии микроизображений
Более всего повышает эффективность чтения использование ортоскопических строчных луп от 0,05 до 4 кратного увеличения Такие лупы позволяют при чтении сразу обозревать целую строку В результате скорость чтения увеличивается в 1,5—2 раза Ортоскопические лупы 4 кратного увеличения дают положительный эффект в 80% случаев при очень низком зрении (от 0,05 до 0,1). Расстояние от глаз до тетради или книги при использовании ортоскопических луп увеличивается с 5—12 см до 17—25 см (В А Лонина) При обучении слабовидящих детей начальных классов рекомендуется преимущественно использовать специальные учебники и раздаточный материал с крупным шрифтом
Многие слабовидящие дети должны пользоваться специальными читающими станками (конструкция А В Роставцева) с лупой 2-кратного увеличения Эти лупы выпущены ленинградским заводом «Красный гвардеец» Недостатком этих луп являются сферические аберрации, затрудняющие разборчивое восприятие букв при
чтении в начале и в конце строки Эти лупы могут быть рекомендованы для их использования при подготовке домашних заданий В школах с продленным днем рекомендуется оборудовать специальную комнату с хорошей естественной и искусственной освещенностью, где бы слабовидящие могли готовить уроки