Охрана и рациональное использование зрения в процессе обучения

Как известно, при сниженном зрении у детей наблю­дается повышенная утомляемость. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на их работоспособности. Что­бы предупредить утомляемость и повысить работоспособ­ность детей, необходимо созда1ь соответствующие гигие­нические условия. К числу этих условий относятся: по­вышенные нормативы освещенности, соблюдение режима зрительной нагрузки, использование специальных учебни­ков и раздаточного материала с крупным шрифтом, правильная организация учебной работы и рациональное сочетание ее с трудом и отдыхом, использование таких дидактических приемов, которые обеспечивают включе­ние разных анализаторов и активизируют развитие выс­ших психических процессов (мышление, речь, воссозда­ющее воображение и др.). Особенно важное значение для успешного обучения слабовидящих школьников имеет правильное сочетание умственной работы детей с прак­тической деятельностью, занятиями физкультурой, спор­том и отдыхом.

Остановимся на рассмотрении некоторых гигиениче­ских условий обучения. Учитывая повышенную утомляе­мость слабовидящих школьников, прежде всего следует строго соблюдать режим зрительной работы. Можно строить учебный процесс таким образом, чтобы сред­ством чувственного восприятия учебного материала было не только зрение, но и слух, осязание, обоняние и другие органы чувств. Это предполагает выполнение таких ви­дов практических и опытнических работ, которые спо­собствуют активизации разных сенсорных систем и раз­витию у детей зрительно-пространственной ориентации при опоре на практический опыт, формирующийся на ос­нове взаимодействия зрения с другими видами чувстви­тельности.

В целях рационального использования и развития неполноценного зрения необходимо создать условия,

обеспечивающие наиболее эффективное восприятие ил­люстративных средств наглядности. К этим условиям относятся, яркость, контрастное/ь, четкость восприни­маемых изображений Яркость воспринимаемых в про­цессе работы объектов зависит от освещенности Иссле­дования советских и зарубежных гигиенистов и офталь­мологов показали, что искусственная освещенность по­мещений, в которых занимаются учащиеся с понижен­ным зрением, должна составлять от 500 до 1000—1500 люкс (В И Белецкая и др )

Установлено, что при пониженной освещенности (70—• 150 люкс) острота центрального зрения резко снижает­ся. В условиях недостаточной освещенности снижается работоспособность и повышаегся утомляемость При утомченном зрении слабовидящие начинают испыты­вать трудности в процессе чтения и письма При чтении и письме буквы начинают казаться расплывчатыми. Их форма и конфигурация кажутся размытыми. Во время чтения и письма учащиеся напрягают зрительно-мышеч­ный аппарат глаза

В связи с этим нарушаются функции адаптации зри­тельной системы, страдает зрительная фиксация, нару­шаются следящие функции глаза. Утомление зрения при­водит к расстройству навыков чтения и письма, ухудше­нию почерка и т. п

При одном и том же построении урока нормально видящие и слабовидящие дети находятся в разных усло­виях с точки зрения влияния учебной нагрузки на функ­ции зрительной системы, на деятельность центральной нервной системы и организма в целом (работы Е. М Бе-лостоцкой)

В условиях массовой школы не всегда можно создать условия для повышения нормативов освещенности. Поэ­тому рекомендуется использовать крепящиеся на столе лампы.

В отдельных массовых школах интернатного типа для слабовидящих создаются специальные классы (в ос­новном в начальной школе).

В целях повышения естественной освещенности та­кие классы для слабовидящих должны иметь ориента­цию на юг. Если слабовидящие обучаются в тех же классах, что и нормально видящие, их сажают за парты, которые расположены наиболее близко к источнику све­та. Светдолжен падатьс левой стороныили прямо.

Говоря о повышении нормативов искусственной осве­щенности, следует учитывать особенности зрительных на­рушений у того или иного конкретного ребенка

В классах, где обучаются слабовидящие дети, необхо­димо иметь специальные светильники, способствующие рассеиванию света и равномерному освещению помеще­ния

Для слабовидящих детей изготавливаются специаль­ные парты При такой парте сохраняется правильная по­за во время учебной работы В результате предупрежда­ется развитие физических недостатков (искривление поз­воночника, плоскостопие, нарушение осанки и др). Такая конструкция парты разработана научными сот­рудниками Института дефектологии АПН СССР сов­местно с офтальмологами и гигиенистами Научно-иссле­довательского института им Гельмгольца (В И. Бе­лецкая, О А Зальцгебер, Р С Муратов)

Когда слабовидящие школьники сидят за предназна­ченными для нормально видящих партами, рекомендуется использовать пюпигры или специальные подставки д i4 книг

При обучении слабовидящих испотьзуются доски больших размеров Эти доски хороши и для нормально видящих С верху классной доски размещаются софиты для подсвета Благодаря этому обеспечиваются опти­мальные условия для восприятия

Слабовидящие дети пользуются тетрадями с особой разлиновкой, облегчающей им зрительную ориентацию для выполнения письменных работ Лучше всего поль­зоваться черными чернилами Слабовидящим детям мож­но разрешать писать простыми самопишущими или ша­риковыми ручками, заправленными черными чернилами. Если коррекция стеклами не обеспечивает нормального видения, детей обучают по специальным учебникам с крупным шрифтом Большинство слабовидящих школь­ников при коррекции оптическими стеклами (при остро­те зрения 0,3 и выше) могут пользоваться предназначен­ными для нормально видящих детей обычными учебни­ками и раздаточным материалом.

В целях охраны зрения слабовидящих детей исполь­зуются различные средства оптической коррекции- спе­циальные настольные ортоскопические лупы, транспаран­ты с подсветами, специальные измерительные инструмен­ты с оптическими насадками (логарифмическая линейка,

штангенциркуль, угломеры и др ) Благодаря этому зна­чительно облегчается микроориентировка при рассматри­вании делении на шкалах измерительных инструментов.

Большие трудности возникают у детей при чтении. Расстояние книги от глаз при чтении зависит от остро­ты центрального зрения При остроте зрения 0,01—0,05 (частичновидящие) читают обычный шрифт учебников с расстояния 3—12 см При остроте зрения 0,06—0,2 сла­бовидящие читают с расстояния от 17 до 25 см (расстоя­ние от глаз до книги при нормальном зрении 30—35 см). Использование технических средств в некоторых случа­ях дает возможность читать с расстояния, близкого к норме (А В Долгих) Использование технических средств дает неодинаковый эффект при разной остроте зрения и разной структуре нарушенных функции.

При монокулярном зрении может быть использован так называемый мегаскоп индивидуального пользования. Он значительно увеличивает скорость и правильность чтения плоскопечатного шрифта при глубоком наруше­нии зрения Однако мегаскоп имеет серьезные недостат­ки Он может применяться в условиях очень низкого зре­ния (0,05 и ниже), пользуясь мегаскопом, можно одно­временно воспринять не более 5 букв В связи со сказан­ным мегаскоп может быть использован лишь эпизодиче­ски, например при восприятии микроизображений

Более всего повышает эффективность чтения исполь­зование ортоскопических строчных луп от 0,05 до 4 крат­ного увеличения Такие лупы позволяют при чтении сра­зу обозревать целую строку В результате скорость чте­ния увеличивается в 1,5—2 раза Ортоскопические лупы 4 кратного увеличения дают положительный эффект в 80% случаев при очень низком зрении (от 0,05 до 0,1). Расстояние от глаз до тетради или книги при использо­вании ортоскопических луп увеличивается с 5—12 см до 17—25 см (В А Лонина) При обучении слабовидящих детей начальных классов рекомендуется преимуществен­но использовать специальные учебники и раздаточный материал с крупным шрифтом

Многие слабовидящие дети должны пользоваться специальными читающими станками (конструкция А В Роставцева) с лупой 2-кратного увеличения Эти лупы выпущены ленинградским заводом «Красный гвар­деец» Недостатком этих луп являются сферические абер­рации, затрудняющие разборчивое восприятие букв при

чтении в начале и в конце строки Эти лупы могут быть рекомендованы для их использования при подготовке домашних заданий В школах с продленным днем реко­мендуется оборудовать специальную комнату с хорошей естественной и искусственной освещенностью, где бы слабовидящие могли готовить уроки

Наши рекомендации