Практические работы в связи с изучением биологии
На занятиях по биологии у слабовидящих детей возникают большие трудности при рассматривании и наблюдении микрообъектов. Для преодоления этих трудностей используется специальный раздаточный материал и разные оптические средства (ортоскопические и другие лупы).
133
Важное значение для сознательного усвоения знаний по биологии имеют опытнические и практические занятия на школьном учебно-опыгном участке, в теплице, в уголке живой природы
Наряду < другими школьниками слабовидящие дети привлекаются к разным опытническим работам Под руководством учителя они возделывают грядки, высаживают растения, ухаживают за ними, систематически проводят наблюдения за произрастанием растений в разных условиях
В связи с опытническими работами и наблюдениями за цветочно-декоративными, плодово-ягодными и овощными растениями они выясняют влияние света, тепла, влаги и разнообразных почвенных удобрений на ход развития растений
Слабовидящим школьникам доступны многие виды работы на школьном опытном участке, связанные с выращиванием растений Они м.огут подготавливать почву к посеву, высеивать семена, ухаживать за растениями, производить подкормку, собирать урожай и др При поливе растений следует употреблять ведра и лейки небольших размеров, учитывая, что подъем тяжестей может отрицательно повлиять на состояние зрения.
Для облегчения зрительной ориентации на грядках рекомендуется устанавливать разные ориентиры, к палочкам следует прикреплять этикетки с названиями растений.
У преобладающего большинства слабовидящих зрение снижено в результате близорукости (миопии). Это обязывает очень внимательно относиться к выбору вида труда на учебно-опытном участке
При высокой близорукости, сопровождающейся изменением глазного дна, не следует предлагать работы, связанные с выраженной физической нагрузкой (копка земли лопатой, переноска тяжестей, прополка сорняков и т. п ) Им не следует выполнять работы, связанные с частым нагибанием туловища, наклонением головы и вынужденной позой Нельзя допускать этих детей к работе в условиях загрязненного воздуха и с применением химикатов
Виды сельскохозяйственного труда, дозировка времени для разных групп детей определяется школьным врачом.
Занятия физкультурой и физическое воспитание
Во время занятий физкультурой со слабовидящими надо учитывать их некоторые специфические особенности Установлено, что нарушение и недоразвитие зрительных функций ведет к вторичным отклонениям в физическом развитии детей. В связи с недостатками зрения у них нарушается осанка, поза, координация, точность, скорость движений (А И Афанасьев, Л Ф Касаткин, Б В Сермеев и др ) Основной причиной нарушения осанки у слабовидящих детей является неправильная поза при выполнении различных учебных задании (чтение, письмо, рисование, трудовая деятельность) Желая возможно яучше рассмотреть и воспринять учебный материал при чтении или письме, учащиеся близко наклоняют голову к книге или тетради Вынужденное положение тела и неправильная осанка ведут к искривлени'о позвоночника, плоскостопию и другим дефектам физического развития
В связи с малой подвижностью и сниженной активностью слабовидящих детей в двигательной деятельности у них наблюдаются и недостатки в развитии мышечных усилий, формировании- чувства ритма (В. А. Кручи-нин).
Нарушение осанки влияет на общее состояние разных органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой, нарушение дыхания и кровообращения приводит к повышенной утомляемости.
Для предупреждения нарушения осанки у слабовидящих школьников на уроках физкультуры или на занятиях по лечебной гимнастике необходимо проводить специальные упражнения. Лечебная и корригирующая гимнастика назначается после медицинского осмотра. С некоторыми учащимися проводятся индивидуальные занятия по коррекции недостатков физического развития и подбирается специальный комплекс упражнений.
Перед тем как направить слабовидящих школьников на занятия физкультурой, надо получить рекомендации от врача-офтальмолога. Как известно, при некоторых клинических формах нарушения зрения (осложненная миопия с изменением глазного дна, дистрофические изменения сетчатки, хореоретинит, ретинит) резкие движения, силовые приемы, резкий наклон головы, выраженные физические напряжения противопоказаны.
Следует помнить, что резкие движения, значительные физические усилия и ушибы головы могут повлечь за собой отслойку сетчатки и обусловить полную потерю зрения. Слабовидящие школьники с указанными выше диагнозами, как правило, освобождаются от выполнения многих упражнений (метание и толкание ядра, соскоки и т. п.) во время занятий физкультурой. Иногда упражнение дается в сравнительно облегченном виде, например толкаемое ядро весит не более одного килограмма. Значительно ограничиваются упражнения в равновесии; учащимся предлагается выполнять их на низкой высоте (А. И. Фуре).
Для развития у слабовидящих школьников пространственной и временной ориентации используются разнообразные технические средства, звуковые и световые ориентиры.
Важное коррекционное значение имеет участие слабовидящих детей в подвижных играх во время занятий физкультурой. Во время таких игр формируется точность, координация и скорость движений; вместе с тем формируются внимание, наблюдательность, волевые усилия. Кроме того, игры способствуют формированию некоторых моральных качеств: смелости, решительности, чувства коллективизма, культуры поведения и т. д. Игровая деятельность оказывает положительное влияние на общий тонус центральной нервной системы и на функциональное состояние всего организма. Она создает положительный эмоциональный настрой, вселяет чувство уверенности в своих силах.
Поэтому очень важно привлечь слабовидящих школьников к участию в коллективных играх. Однако при этом следует учитывать, что слабовидящие дети имеют серьезные недостатки ориентации в пространстве, и поэтому необходимо обеспечить меры безопасности.
О трудовом обучении
В процессе овладения трудовыми умениями и навыками слабовидящие учащиеся обнаруживают недостатки зрительно-пространственного анализа и синтеза. В связи с этим затрудняется формирование предметных и пространственных представлений, саморегулирование и самоконтроль при выполнении трудовых движений. У некоторых детей движения не совсем точны и координированы,
то и другое отрицательно сказывается на качестве работы. В результате у детей возникает отрицательное отношение к труду. Иногда постигающие слабовидящих детей в начальных классах ошибки и неудачи служат предметом насмешек со стороны одноклассников.
Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей качественному выполнению работы и сформировать доброжелательное отношение к ним со стороны окружающих. По мере овладения элементарными умениями и навыками дети начинают относиться к труду со все более возрастающим интересом. Они любят моделировать, конструировать, выполнять различные поделки из картона, бумаги и других материалов. Многие из них достигают большого совершенства, в частности, в пластическом моделировании. Следует отметить важное кор-рекционное значение трудового обучения. На этих уроках учащиеся старших классов овладевают многими сложными видами труда (изготовление изделий из металла, дерева, картона; сборка различных узлов, механизмов; работа на металлорежущих станках). Следует соблюдать правила техники безопасности. Так, например, для предохранения глаз от возможного попадания металлической стружки необходимо работать в специальных защитных очках. Кроме того, на рабочих местах должны быть установлены металлические сетки. Следует принять меры, исключающие возможность травмы рук. Слабовидящим школьникам противопоказаны те виды труда, которые связаны с использованием химикатов, требуют значительных физических усилий, происходят в условиях загрязненного воздуха. Важное значение в период обучения в школе имеет политехническая трудовая подготовка. Пользуясь политехническими знаниями, учащиеся успешно овладевают приемами практической работы в учебных мастерских. Особенности обучения слабовидящих труду подробно списаны в специальном пособии'.
Как правило, многие родители освобождают своих детей от всяких видов хозяйственно-бытового труда. В результате дети проявляют в этом смысле полную беспомощность. Понятно, что школа должна восполнять этот недостаток.
1 «Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих». Под ред. М. И. Земцовой. М., «Просвещение», 1969.
Слабовидящие дети, наряду с другими школьниками, могут выполнять работы по уходу за классным помещением (уборка класса во время дежурства, вытирание пыли, уход за комнатными растениями, певчими птицами и т д). Кроме того, они успешно овладевают приемами шитья и кройки, вязания, плетения из шнура и т п Естественно, что при этом необходимо обеспечить соблюдение учащимися правил безопасности
При обучении домоводству следует практически ознакомить слабовидящих детей с разными видами швов, с вышивкой по трафаретам, а также художественным вырезыванием и другими видами декоративно-прикладного искусства
При резком снижении зрения, в частности при частичной атрофии зрительного нерва, во время выполнения тех или иных работ надо широко привлекать осязание
Это делается для того, чтобы учащиеся не слишком напрягали зрение.
Имея в виду охрану зрения учащихся, следует применять различные технические средства. Так, при шитье надо пользоваться игловдевателем, а при вышивании трафаретами
На трудовое обучение слабовидящих школьников следует обратить особое внимание После окончания школы многие из них могут использовать полученные в школе умения и навыки в трудовой деятельности и в жизни.
НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ РАБОТЕ.