Анализ причин неуспеваемости слабовидящих детей
Успеваемость и развитие детей с нарушениями зрения не находятся в прямой зависимости от зрительных дефектов. Решающее влияние на успеваемость и формирование познавательных процессов оказывают условия и методы обучения и воспитания.
Проведенное Институтом дефектологии АПН СССР изучение состояния знаний слабовидящих детей младшего школьного возраста показало, что преобладающее большинство справляется с программой массовой школы. Однако некоторые из них не успевают. Неуспеваемость этих школьников обусловлена как специфическими, так и общими причинами. К их числу относятся:
а) большой объем программного материала и быст
рые темпы его прохождения. В связи с этим учащиеся
с низким зрением не в состоянии закреплять знания,
что затрудняет сознательное усвоение дальнейших раз
делов программы по тому или иному учебному предмету;
б) недостатки методов обучения и отсутствие учета
своеобразия развития слабовидящих школьников;
в) перегрузка учащихся учебными занятиями, что
приводит к повышению утомляемости, снижению рабо
тоспособности;
г) отсутствие должных гигиенических условий для
работы школьников (специальных учебников с круп
ным шрифтом, раздаточного материала, специальных
пособий, необходимых нормативов освещенности школь
ных помещений и т. п.). Отсутствие гигиенических усло
вий обучения усугубляет недостатки физического разви
тия слабовидящих детей: нарушение осанки, плоскосто
пие, сколиозы, нарушения точности, скорости, координа
ции движений, пространственной и временной ориента»
ции;
д) недостатки и трудности познавательной деятель
ности, обусловленные при низком зрении вторичными
отклонениями от нормы в психическом развитии (бед
ность предметных и пространственных представлений,
недостатки в развитии речи, трудности формирования
образной памяти, произвольного внимания, образного
мышления).
Причины неуспеваемости у слабовидящих могут быть также обусловлены недостаточной педагогической специальной подготовкой учителей и классных руково-
дителей, в результате чего в процессе обучения не учитывается своеобразие развития детей. Слабовидящие дети нередко подравниваются под общий уровень нормально видящих школьников. Иногда неуспеваемость слабовидящих детей обусловлена причинами, не относящимися непосредственно к особенностям их развития. К числу этих причин относятся: отсутствие должных условий воспитания в семье, в результате чего некоторые слабовидящие дети педагогически запущены и не могут справляться с учебным материалом в первые же дни обучения в школе.
Педагогическая запущенность может иметь разные причины. Чаще всего она обусловлена неправильным воспитанием и сложившимися ненормальными семейными отношениями. Это предполагает детальное изучение условий семейного воспитания ребенка и установление необходимых контактов учителя с родителями.
У некоторых детей неуспеваемость обусловлена недостатками поведения и отрицательными чертами личностного характера: негативизм, упрямство, неумение организовать свое поведение, в результате чего складывается ненормальное отношение с учителем, что может отрицательно сказываться на успеваемости. Следует заметить, что такого рода причины не являются специфическими для слабовидящих школьников. Они могут лишь усугублять трудности детей, обусловленные недостатками зрения.
В ряде случаев неуспеваемость слабовидящих детей обусловлена частым отрывом от школы для проведения курса лечения. Иногда ученик по этой причине пропускает занятия в течение очень длительного времени (от 1 до 3 месяцев).
У некоторых слабовидящих школьников, вследствие перенесенных органических заболеваний центральной нервной системы и внутриутробных аномалий развития, могут быть избирательные задержки в психическом развитии, приводящие к серьезным пробелам в их знаниях.
Не располагая необходимыми знаниями психического и физического развития слабовидящих детей, некоторые учителя относят их иногда к умственно отсталым. В действительности интеллект у них сохранен. Отклонения в их развитии объясняются в значительной мере недостатками зрения и вторичными отклонениями в психическом и физическом развитии. При быстрых тем-
пах прохожденья программного материала им трудно усваивать знания. В результате это нередко ведет к стойкой неуспеваемости. При своевременной помощи и систематической индивидуальной работе такие дети могут справляться с учебным материалом.
Среди неуспевающих слабовидящих школьников встречаются дети с астеническими состояниями нервной системы, усугубляющимися зрительной недостаточностью. Эти дети характеризуются эмоциональной неустойчивостью, снижением работоспособности, легкой утомляемостью. При значительном снижении зрения в пределах до 0,2—0,3 таким детям трудно учиться в общих условиях массовой школы Они нуждаются в щадящем режиме зрительной нагрузки, регламентации домашних заданий, в индивидуальной помощи со стороны учителя. В отдельных случаях такие дети выполняют классные письменные работы в сокращенном объеме.
Мы видим, что слабовидящие дети неоднородны в отношении состояния зрения, клинических форм, зрительных нарушений, особенностей психического и физического развития. В связи с этим возникает необходимость в осуществлении дифференцированных форм обучения в условиях массовой школы. Применительно к каждому конкретному слабовидящему ученику надо осушествлять продуманные формы педагогической работы с учетом особенностей его развития.
Чтобы предупредить неуспеваемость учащихся, педагоги должны глубоко изучать детей с нарушениями зрения во всех отношениях. Это поможет выяснить специфические трудности в усвоении знаний, раскрыть причины неуспеваемости каждого ребенка, поставить своеобразный педагогический диагноз отставания, наметить перспективные линии развития ребенка, применить эффективные методические приемы, направленные на преодоление недостатков развития и на сознательное усвоение знаний.
Изучение слабовидящих детей
Учителю массовой школы необходимо иметь представление о зрительных возможностях учащихся, разбираться в диагнозах, причинах снижения зрения, хорошо знать условия, при которых может ухудшаться или
улучшаться зрение, иметь представление об особенностях развития, специфических трудностях усвоения знаний.
Учитель должен завести на каждого слабовидящего ребенка по особой тетради. В ней ему следует отмечать специфические трудности в связи с усвоением знаний, причины этих трудностей, предпринятые учителем меры для их предупреждения и эффект, полученный в результате индивидуальной работы. У учителя должен быть список слабовидящих школьников с указанием степени нарушения зрения, диагноза, рекомендаций врача относительно режима зрительной работы, показаний и противопоказаний к отдельным видам общественно полезного труда, показаний и противопоказаний, относящихся к физическому воспитанию и занятию спортом.
Необходимость изучения слабовидящих детей диктуется еще и тем, что до поступления в школу многие из них не знают об имеющихся у них недостатках зрения. Часто и родители и учителя не подозревают, что у детей возникают трудности при обучении вследствие низкого зрения.
Известно, что некоторые ранее перенесенные болезни могут оказать отрицательное влияние на ход развития ребенка.
Поэтому учителю важно в первые же дни обучения слабовидящего ребенка в школе собрать о нем детальные сведения и выяснить: в каком возрасте и по какой причине у него снизилось зрение; узнать, не было лн у ребенка до поступления в школу каких-либо заболеваний или травматических повреждений центральной нервной системы; не было ли каких-либо иных заболеваний.
Знание состояния здоровья и зрения ребенка, хода его развития поможет учителю выяснить причины, обусловливающие специфические трудности при усвоении знаний, и оказать этим детям своевременную помощь.
В некоторых школах отсутствуют медицинские данные о состоянии здоровья и зрения учащихся. Поэтому учитель должен обратиться к школьному врачу с просьбой детально обследовать состояние зрительных функций, общее состояние центральной нервной системы и всего организма.
ШШ |
ЩШ |
ШШШШш |
I I I I I I I I I I , I I I I I I I t I I I I I I I I I I l-l I I I
Рис. 8 Недостатки письма у слабовидящих детей (I класс)
tli |
JJJJf |
ILL I |
Рис 9 Образец правильного письма слабовидящего (I класс).
Наряду с этим сам учитель может путем наблюдения за учащимися на уроках определить в первые же дни пребывания ребенка в школе, имеющиеся у него зрительные недостатки. Как правило, дети, которые плохо видят, наклоняют голову близко к книге или тетради, небрежно пишут, испытывают трудности при чтении, рассматривании и выполнении рисунков, допускают замены и пропуски букв при списывании. Некоторые слабовидящие дети затрудняются при написании букв. Это выявляется в первый же день их обучения в школе. Они не видят разлиновки в тетрадях В их письме обнаруживается нарушение графического начертания букв и цифр; при этом не соблюдается параллельность штрихов, иногда отсутствуют соединительные линии в слогах и словах, буквы пишутся разобщенно, бывают пропуски букв, удвоения, искажения (рис. 8).
При более высокой остроте зрения (0,1—0,3) специальные недостатки письма обычно не проявляются (рис. 9).
Однако следует учитывать, что далеко не всегда имеющиеся у детей трудности обусловливаются недостатками зрения. Могут быть другие причины нарушения
функций, затрудняющие письмо и восприятие учебного материала.
Из-за незнания учащихся учитель нередко предъявляет к ним требования, не сообразуясь с их зрительными возможностями. Это вызывает отрицательные эмоциональные переживания, снижает интерес к учению. У детей появляется неуверенность в своих силах. Иногда несоответствие требований со стороны учителя к зрительным возможностям учащегося порождает конфликт между учителем и учеником. Нередко конфликт служит поводом к возникновению и развитию невротических реакций у детей.
Некоторые учителя, желая повысить успеваемость этих учащихся, дают им дополнительные задания на дом, оставляют для выполнения заданий в школе. Дополнительные занятия в школе и с родителями дома далеко не всегда дают необходимый эффект в отношении обучения слабовидящих школьников. Некоторые дети с пониженным зрением выполняют домашние задания без соблюдения какого-либо режима зрительной нагрузки в течение 2—2,5 часов подряд. Это не только не способствует улучшению знаний учащихся, но и ведет к повышенной утомляемости и снижению работоспособности.
Многие слабовидящие дети не владеют приемами и способами самостоятельной работы. Учителя же и родители больше обращают внимания на выполнение заданий, чем на развитие у учащихся приемов самостоятельной работы.
Изучение учащихся должно начинаться с ознакомления учителя с медицинскими данными о ребенке. Эти данные он может получить от школьного врача, почерпнуть из бесед с родителями.
При изучении слабовидящих школьников большие обязанности возлагаются и на школьного врача. Он должен организовывать диспансерные комплексные обследования, тщательно вести динамические наблюдения за состоянием здоровья и зрения детей, осуществлять лечебно-профилактические мероприятия, давать рекомендации в отношении гигиены и охраны неполноценного зрения, соблюдения зрительной нагрузки, показаний и противопоказаний к занятиям трудом, физкультурой, спортом и другими видами работ, связанными с выраженными физическими усилиями.
Врач должен иметь представление не только о состоянии здоровья и зрения, но и о характере первичных и вторичных отклонений, о реакции ребенка на учебную нагрузку, о работоспособности, утомляемости. В обязанности врача входит предупреждение заболеваний с помощью оздоровительных мероприятий, которые проводятся с учетом общего состояния здоровья, степени и клинических форм нарушений зрения. Врач постоянно следит за осуществлением гигиенических условий обучения и воспитания слабовидящих детей. Он участвует вместе с руководством школы и учителями в профориентации слабовидящих, сообразуясь с состоянием их здоровья и зрения. Все это предполагает глубокое комплексное обследование и динамическое медицинское наблюдение за детьми, имеющими нарушение зрительной функции.
Врач должен регулярно заполнять медицинскую карту. В нее следует вносить данные, характеризующие общее состояние здоровья, состояние центральной нервной системы, антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки, упитанность и др.), состояние осан-' ки учащихся, показанные и противопоказанные учащимся виды труда и занятий физкультурой и спортом.
В медицинской карте чрезвычайно важно отразить состояние зрения, слуха, двигательной сферы. В медицинскую карту регулярно вносятся данные динамического медицинского наблюдения за учащимися.
Классный руководитель должен составлять на каждого ученика со сниженным зрением педагогическую характеристику. В нее вносятся изменения и дополнения на каждом году обучения.
Можно рекомендовать следующую примерную схему составления такой характеристики:
1. Общие данные: а) фамилия, имя, отчество, год и
место рождения; б) состояние зрения, причины утраты
зрения, диагноз, в каком возрасте произошло сниже
ние зрения.
2. Успеваемость ученика и ее динамика.
3. Утомляемость и работоспособность.
4. Отношение к учителям, родителям и товарищам.
5. Уровень речевого, умственного и физического раз
вития ребенка.
6. Особенности эмоционально-волевой сферы.
7. Нравственные качества и особенности поведения.
8. Интересы, склонности и способности.
9- Умение пользоваться приемами самостоятельной работы на уроках и во время выполнения домашних заданий.
10. Умение пользоваться трудовыми навыками и навыками самообслуживания.
Кроме названного, в педагогической характеристике отмечаются применявшиеся в процессе обучения в школе индивидуальные формы работы и полученные результаты, динамические изменения, происшедшие в состоянии здоровья и зрения ученика (в соответствии с данными медицинского осмотра и заключением врача), происшедшие сдвиги или существенные изменения в психическом и физическом развитии ребенка, а также осуществлявшиеся лечебно-профилактические мероприятия, в особенности по охране зрения. В характеристике должны быть представлены рекомендации педагога и врача в отношении продолжения образования в данной школе и развития отдельных избирательных способностей ребенка (музыка, труд, математика, литература и т. п.). В отношении учащихся выпускных классов, имеющих сниженное зрение, в характеристике даются рекомендации, предусматривающие пути и формы продолжения образования или трудоустройства по той или иной специальности.
Педагогическая характеристика составляется на основе наблюдений за учащимися, изучения особенностей их развития и обучения.
Внесение изменений в характеристику на каждом году обучения школьника позволит учителю выяснить продвижение ученика в успеваемости, индивидуальные особенности развития и своевременно прийти ему на помощь, чтобы предупредить обусловленные сниженным зрением трудности при изучении программного материала.