Обучающихся в массовой школе
Дети с нарушениями зрения весьма неоднородны во многих отношениях. Они различаются по степени снижения зрения, по структуре и составу нарушенных функций, по характеру первичных и вторичных отклонений в развитии, по возможностям компенсации нарушенных и коррекции недоразвитых функций.
Преобладающее большинство детей с нарушениями зрения, подлежащее обучению в массовой школе, характеризуется мало выраженными зрительными недостатками, которые легко корригируются оптическими средствами. Как правило, эти дети справляются с программным материалом. Среди них многие имеют отличные и хорошие отметки. В частности, хорошей успеваемостью характеризуются многие дети с аномалиями рефракции. Такие дети могут заниматься в общих условиях, по обычным учебникам, предназначенным для массовых школ. Однако наличие зрительных недостатков не всегда позволяет им должным образом овладевать учебным материалом при фронтальных методах обучения. Поэтому учителя должны всегда иметь в поле зрения этих учащихся, оказывать им своевременную индивидуальную помощь в учебной работе, предупреждать их неуспеваемость путем систематического контроля за усвоением знаний и применять некоторые индивидуальные формы работы с ними.
В массовых школах преимущественно обучаются дети, у которых снижение остроты центрального зрения относительно небольшое и легко корригируется оптическими стеклами (острота зрения 0,4 и выше). У этих детей не отмечается каких-либо выраженных отклонении от нормы в психическом развитии. При усвоении знаний у них не возникает специфических трудностей, обусловленных снижением остроты зрения.
Среди слабовидящих детей, обучающихся в массовой школе, иногда встречаются учащиеся, у которых низкое
зрение сочетается с другими нарушениями центральной нервной системы. К ним относятся:
а) дети с недоразвитием сенсорных функций слуха,
осязания и др.;
б) дети с нарушениями речи, возникшими в резуль
тате перенесенных органических заболеваний централь
ной нервной системы;
в) дети с нарушениями двигательных функций, свя
занными с поражением опорно-двигательного аппарата;
г) умственно отсталые дети, у которых снижение зре
ния обусловлено врожденными (например, при олиго
френии) или приобретенными формами заболеваний
нервной системы;
д) дети с нарушением эмоционально-волевой сферы
и поведения
В некоторых случаях у слабовидящих школьников, обучающихся в массовой школе, встречаются недостатки в развитии слуха и речевых функций.
При нарушении зрения, сочетающемся с другими недостатками развития, отмечаются трудности в развитии речи и формировании мышления, наблюдается обеднение предметных и пространственных представлений и обнаруживаются задержки ориентации при выполнении движений.
При нарушении слуха у слабовидящих школьников возникают затруднения в формировании лексики, семантики, грамматического строя речи, в развитии мыслительной деятельности. При глубоком нарушении слуха слабовидящие дети не могут обучаться в условиях массовой школы и подлежат направлению в специальные школы для слабослышащих, а при небольшом снижении слуха — в школы слабовидящих детей.
Многие слабовидящие дети страдают недостатками речевого развития, препятствующими усвоению знаний. Некоторые из этих недостатков не являются специфическими для детей с нарушениями зрения Они преодолеваются в процессе использования разных форм логопедической работы в условиях массовой школы. Вместе с тем исследования показали, что у слабовидящих детей чаще, чем у их нормально видящих сверстников, встречаются нарушения фонематического слуха, трудности в процессе чтения и письма Более часто отмечаются бедность словарного запаса и некоторое не-
6 М И Земцова 8J
соответствие между уровнем развития непостредствен-но чувственных и логических связей. У отдельных слабовидящих учащихся наблюдаются глубокие нарушения речи на почве органических заболеваний центральной нервной системы или внутриутробных аномалий развития. Дети с речевыми дефектами функционального характера не подлежат переводу из массовой школы. Что касается детей с речевыми нарушениями органического происхождения, то они обычно направляются для обучения в специальные школы. Некоторые из них переводятся в школы для слабовидящих, другие — в школы глухих или слабослышащих (при нарушении слуха), третьи — в специальные школы для детей с речевыми недостатками.
Среди обучающихся в массовой школе слабовидящих детей иногда встречаются умственно отсталые дети. У таких детей недостатки зрения сочетаются с нарушениями или глубокими задержками развития интеллекта, речи, логической памяти, произвольного внимания, недостатками формирования пространственных представлений и ориентации, а также других высших форм познавательной деятельности. В основе этих нарушений лежит недоразвитие мозга (М. С. Певзнер, В. И. Лубов-ский, М. Б. Эйдинова и др.).
Естественно, что такие дети не могут обучаться в массовой школе и подлежат направлению в специальные школы для слабовидящих детей (в особые классы для умственно отсталых слабовидящих детей).
При встречающихся у слабовидящих детей дефектах подкорковых образований мозга отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения. Такие нарушения проявляются в повышенной возбудимости нервной системы, аффективных (иногда неадекватных) реакциях, в эмоционально-волевой неустойчивости, снижении работоспособности, нарушении отношений к окружающим людям, в неправильной оценке собственной личности, снижении сознательного контроля за поведением. Эти дети иногда характеризуются негативизмом, двигательным беспокойством. Они вступают в конфликты со своими товарищами, отличаются недисциплинированностью (исследования Н. Б. Лурье, М. Б. Эйди-новой и др.)-
Интеллект и другие высшие психические процессы у этих детей, как правило, сохранны. Они успешно
усваивают программу, если по отношению к ним осуществляется индивидуальный подход.
Учитель и классный руководитель должны в первую очередь позаботиться о том, чтобы уберечь их от конфликтных ситуаций, которые могут иметь место в процессе общения таких детей с товарищами по школе и собственными родителями.
Некоторые из этих детей нуждаются в лечебной помощи Таких учащихся должен тщательно обследовать невропатолог или психоневролог.
При наличии необходимых условий слабовидящие дети с нарушением эмоционально-волевой сферы могут обучаться в условиях массовой школы. (Исключение составляют дети с психопатоподобным состоянием и глубокими нарушениями личности).
Последние подлежат направлению в специальные школы или соответствующие медицинские учреждения для лечения.
У отдельных детей слабовидение сочетается с нарушением двигательных функций, такие нарушения могут обусловливаться внутриутробными аномалиями развития, перенесенными органическими заболеваниями центральной нервной системы или травматическими повреждениями мозга. Нарушения двигательной сферы проявляются в расстройствах координации, темпа, ритма, амплитуды движений, диспропорции в развитии органов движений и всей схемы тела.
Двигательные нарушения, сочетающиеся со зрительными недостатками, обусловливают вторичные отклонения в развитии. К ним относятся бедность чувственного опыта, трудности ориентации и др. Интеллект, речь и другие высшие психические функции у таких детей обычно сохранны. Некоторые из них могут обучаться в массовой школе.
Однако во многих случаях они нуждаются в обучении в школах для^детей с нарушениями движений или в школах слабовидящих.
Из анализа разных групп слабовидящих детей можно видеть, что большинство из них нуждается в специальном обучении. Что касается детей, у которых недостатки зрения (при остроте зрения 0,3 и выше) не сочетаются с какими-либо другими дефектами, то они в большинстве случаев подлежат обучению в массовой школе.
6* 83