Произвольное запоминание и логическая память
В процессе усвоения учебного материала на занятиях учащиеся с недостатками зрения широко пользуются приемами логической переработки и осмысливания воспринятого. Это может свидетельствовать об относительно высоком уровне развития речи, логической памяти, произвольного запоминания. Однако не у всех учащихся в одинаковой степени развиваются высшие формы
6* 67
психической деятельности. Чтобы показать состояние произвольного запоминания и логической памяти у детей с нарушением зрения, 38 учащимся III классов (острота зрения 0,04 — 0,2) предлагались для запоминания опорные слова: гром, тучи, дождь, ручьи, солнце, птицы, ребята, Жучка, радуга. По этим словам дети должны были составить рассказ и дать ему название.
Выяснилось, что 93% учащихся справились с заданием и составили по опорным словам связный рассказ. При составлении рассказа, в связи с трудностями произвольного запоминания слов и недостатками развития логической памяти, некоторые ограничились составлением рассказа в форме несложных предложений. Приведем пример.
Ученик Вова П., 10 лет Острота зрения правого глаза 0,08, левого — 0,07. Диагноз: атрофия зрительного нерва, нистагм обоих глаз В неврологическом статусе патологических симптомов не выявлено.
ПОСЛЕ ГРОЗЫ
«Тучи затянули солнце, полил сильный дождь. После грозы появилась радуга. Вышло солнышко. Дети стали играть с Жучкой, побежали ручейки».
Большинство детей, пользуясь опорными словами, при составлении рассказа сумели самостоятельно установить логические связи и правильно построить рассказ по смыслу. Вместе с тем некоторые изложили рассказы в виде малосвязанных между собой предложений При составлении рассказа они не могли вспомнить опорные слова и просили их повторить. Иногда они включали в ' рассказ одни и те же слова и выражения.
Приведем для иллюстрации эти рассказы.
Ученик Саша Ч., 11 лет. Острота зрения правого глаза 0,04, левого — 0,06. Диагноз: подвывих хрусталика обоих глаз. В неврологическом статусе отклонений не выявлено.
ЛЕТОМ
«Солнце светит. Жучка лает. Солнце светит. Дождь идет. Гроза началась... (забыл слова, после паузы продолжил). Гром гремит, ребята бегают, гром гремит, собака лает».
Ученик Сережа С, 12 лет. Острота зрения правого глаза 0,08, левого — 0,02. Врожденная высокая близорукость обоих глаз. В неврологическом статусе патологических симптомов не обнаружено.
ЛЕТОМ
«Летом гремел гром... (длительная пауза), а дальше я не могу... (длительная пауза). Ручьи, что ли? Бабочки еще. Ручьи. Ребята. Полил дождь. Потекли ручьи. И утром стала летать бабочка. И дети пошли за грибами в лес. Детский сад увидел разноцветную радугу-дугу».
У этих детей обнаружились большие трудности при составлении рассказов. Не закрепившиеся в памяти опорные слова они заменили другими; не могли установить логические связи между словами и воссоздать смысловое содержание рассказа.
Трудности при составлении рассказов по опорным словам объясняются различными причинами. К числу их относятся следующие: слабое запоминание и сохранение в памяти опорных слов в связи с недостатком наглядно-действенного опыта, замедленность воспроизведения слов, неумение сгруппировать слова по смысловому содержанию и расположить их в логической последовательности, недостаток словарного запаса, бедность образного мышления.
Многие недостатки в развитии логической памяти и речи не являются специфическими для слабовидящих. Они в значительной мере обусловлены несовершенством методов обучения, недостаточным использованием наглядно-действенных средств обучения, неумелым применением дифференцированных форм организации учебного процесса. Недостатки чувственного опыта, бедность представлений у этих детей оказали отрицательное влияние на развитие произвольного запоминания и логической памяти.
Отклонения в развитии логической памяти детей носят вторичный характер- Их можно предупредить путем развития у детей активности и самостоятельности при наблюдении предметов, явлений и процессов окружающей действительности, путем развития связной речи, обогащенной конкретным содержанием. Однако у отдельных детей недостатки логической памяти и произвольно-
го запоминания обусловлены отдаленными последствиями внутриутробных заболеваний центральной нервной системы и родовыми травмами черепа.
Приведем иллюстрацию. Ученик Ренат Б. Острота зрения правого глаза 0,01, левого — 0,08, возраст 11 лет. Диагноз: атрофия зрительного нерва вследствие родовой травмы, башенный череп. Остаточные явления родовой травмы.
ГРОМ И ДЕТИ
«Началась гроза. Загремел гром. Дети стали... по
забыл, я там, ничего не помню... (длительная пауза).
Опорные слова были повторены экспериментатором.
После этого рассказ был продолжен. «Ручейки... (за
был). Гром загремел. Молния сверкнула. Побежали ру
чейки. Солнце стало.... Дети стали играть. А эту поза
был... (имеет в виду радугу)».
Эти дети нуждаются в использовании индивидуальных приемов работы, направленных на развитие логической памяти и речи.