Произвольное запоминание и логическая память

В процессе усвоения учебного материала на занятиях учащиеся с недостатками зрения широко пользуются приемами логической переработки и осмысливания вос­принятого. Это может свидетельствовать об относитель­но высоком уровне развития речи, логической памяти, произвольного запоминания. Однако не у всех учащихся в одинаковой степени развиваются высшие формы

6* 67

психической деятельности. Чтобы показать состояние произвольного запоминания и логической памяти у де­тей с нарушением зрения, 38 учащимся III классов (острота зрения 0,04 — 0,2) предлагались для запоми­нания опорные слова: гром, тучи, дождь, ручьи, солнце, птицы, ребята, Жучка, радуга. По этим словам дети должны были составить рассказ и дать ему название.

Выяснилось, что 93% учащихся справились с зада­нием и составили по опорным словам связный рассказ. При составлении рассказа, в связи с трудностями про­извольного запоминания слов и недостатками развития логической памяти, некоторые ограничились составле­нием рассказа в форме несложных предложений. При­ведем пример.

Ученик Вова П., 10 лет Острота зрения правого глаза 0,08, левого — 0,07. Диагноз: атрофия зрительно­го нерва, нистагм обоих глаз В неврологическом стату­се патологических симптомов не выявлено.

ПОСЛЕ ГРОЗЫ

«Тучи затянули солнце, полил сильный дождь. После грозы появилась радуга. Вышло солнышко. Дети стали играть с Жучкой, побежали ручейки».

Большинство детей, пользуясь опорными словами, при составлении рассказа сумели самостоятельно уста­новить логические связи и правильно построить рассказ по смыслу. Вместе с тем некоторые изложили рассказы в виде малосвязанных между собой предложений При составлении рассказа они не могли вспомнить опорные слова и просили их повторить. Иногда они включали в ' рассказ одни и те же слова и выражения.

Приведем для иллюстрации эти рассказы.

Ученик Саша Ч., 11 лет. Острота зрения правого гла­за 0,04, левого — 0,06. Диагноз: подвывих хрусталика обоих глаз. В неврологическом статусе отклонений не выявлено.

ЛЕТОМ

«Солнце светит. Жучка лает. Солнце светит. Дождь идет. Гроза началась... (забыл слова, после паузы про­должил). Гром гремит, ребята бегают, гром гремит, собака лает».

Ученик Сережа С, 12 лет. Острота зрения правого глаза 0,08, левого — 0,02. Врожденная высокая близо­рукость обоих глаз. В неврологическом статусе патоло­гических симптомов не обнаружено.

ЛЕТОМ

«Летом гремел гром... (длительная пауза), а дальше я не могу... (длительная пауза). Ручьи, что ли? Бабочки еще. Ручьи. Ребята. Полил дождь. Потекли ручьи. И утром стала летать бабочка. И дети пошли за грибами в лес. Детский сад увидел разноцветную радугу-дугу».

У этих детей обнаружились большие трудности при составлении рассказов. Не закрепившиеся в памяти опорные слова они заменили другими; не могли устано­вить логические связи между словами и воссоздать смысловое содержание рассказа.

Трудности при составлении рассказов по опорным сло­вам объясняются различными причинами. К числу их относятся следующие: слабое запоминание и сохранение в памяти опорных слов в связи с недостатком нагляд­но-действенного опыта, замедленность воспроизведения слов, неумение сгруппировать слова по смысловому со­держанию и расположить их в логической последова­тельности, недостаток словарного запаса, бедность об­разного мышления.

Многие недостатки в развитии логической памяти и речи не являются специфическими для слабовидящих. Они в значительной мере обусловлены несовершенством методов обучения, недостаточным использованием на­глядно-действенных средств обучения, неумелым приме­нением дифференцированных форм организации учебно­го процесса. Недостатки чувственного опыта, бедность представлений у этих детей оказали отрицательное влияние на развитие произвольного запоминания и ло­гической памяти.

Отклонения в развитии логической памяти детей но­сят вторичный характер- Их можно предупредить путем развития у детей активности и самостоятельности при наблюдении предметов, явлений и процессов окружаю­щей действительности, путем развития связной речи, обогащенной конкретным содержанием. Однако у отдель­ных детей недостатки логической памяти и произвольно-

го запоминания обусловлены отдаленными последствия­ми внутриутробных заболеваний центральной нервной системы и родовыми травмами черепа.

Приведем иллюстрацию. Ученик Ренат Б. Острота зрения правого глаза 0,01, левого — 0,08, возраст 11 лет. Диагноз: атрофия зрительного нерва вследствие родо­вой травмы, башенный череп. Остаточные явления ро­довой травмы.

ГРОМ И ДЕТИ

«Началась гроза. Загремел гром. Дети стали... по­
забыл, я там, ничего не помню... (длительная пауза).
Опорные слова были повторены экспериментатором.
После этого рассказ был продолжен. «Ручейки... (за­
был). Гром загремел. Молния сверкнула. Побежали ру­
чейки. Солнце стало.... Дети стали играть. А эту поза­
был... (имеет в виду радугу)».

Эти дети нуждаются в использовании индивидуаль­ных приемов работы, направленных на развитие логиче­ской памяти и речи.

Наши рекомендации