Особенности восприятия кинопроекционных изображений

Известно, что на занятиях в качестве иллюстратив­ных средств широко используется демонстрация кино­фильмов, диафильмов и т. п.

Учителя не всегда представляют, что слабовидящие дети не получают после просмотра кинофильмов необ­ходимой зрительной информации. Более того, некото­рые слабовидящие получают на основе просмотра иска­женные представления. Иногда они не уясняют в пол­ной мере содержания картины, если предварительно с ними не была проведена подготовительная работа.

Многие слабовидящие дети видят изображения на экране неотчетливо. Они не успевают охватывать про­исходящие в демонстрируемой картине действия и уста­навливать между ними временные и пространственные связи.

В звуковом фильме нечеткие изображения на экра­не восполняются за счет использования слухового вос­приятия и словесного объяснения воспринятого. В этих условиях процесс восприятия кинофильмов улучшается.

При отсутствии звукового сопровождения слабови­дящие школьники получают очень обедненную инфор­мацию о происходящих действиях, особенно в условиях затемненного помещения. Они не в состоянии при быст­рой смене кадров прочитать пояснительный текст, что в

свою очередь, затрудняет понимание смыслового содер­жания демонстрируемой картины.

Чтобы показать, какие трудности при этом возника­ют у детей, приведем иллюстрации из работы учителя московской школы-интерната № 2 В. А. Бельмера. В целях выяснения особенностей восприятия слабовидя­щими учащимися киноэкранных изображений он демон­стрировал фильм «Крокодил».

Приведем объяснения демонстрируемых кадров сла­бовидящим учеником VI класса Ж- Т. (острота зрения на правом и на левом глазах—0,1).

ИзоЗражение на экоане Словесное объяснение ученика
Берег реки Лежат крокодилы Две маленькие обезьянки под­ходят к воде и пьют Увидев кро­кодила, в страхе убегают и взби­раются на дерево Изображение утки (крупным планом) Крокодил подкрадывается к уткам Крокодил схватывает утку Берег реки, лежат лодки По берегу бегают маленькие крокодильчики Утка Крокодил плескается. (Происходящее действие уча­щийся не понял).

На вопрос учителя, что видел ученик на картине, он сообщил: «Видел крокодилов и уток, которые плавают».

В связи с недостатком зрительного анализа ученик, как мы видим из его словесных объяснений, не уяснил смыслового содержания картины и не сумел схватить происходящие в фильме действия.

Он вычленил лишь отдельные объекты и путем логи­ческой переработки воспринятого пытался установить между ними связь и объяснить происходящие действия. Однако логическое восполнение того, что он не мог зри­тельно воспринять на картине, оказалось недостаточным для того, чтобы понять основной смысл демонстрируе­мой картины.

Специфические трудности зрительно-пространствен­ного анализа и синтеза обнаружились не только в свое­образии зрительного вычленения отдельных объектов фильма, но и в особенностях установления логических

5. М И Земцова



причинно-следственных связей между происходящими действиями.

При отсутствии опоры на слуховое восприятие и предварительное словесное объяснение учителя слабо­видящие школьники испытывают большие трудности в получении зрительной информации при просмотре кино­фильмов и диапроекций. Чем ниже острота центрально­го зрения, тем беднее информация, которую получают школьники с неполноценным зрением при демонстрации кинокартин. Как показано В. А Бельмером, дети с ос­тротой зрения от 0,06 до 0,1 дали в среднем 41% пра­вильных ответов. Дети с остротой зрения от 0,1 и выше получали в результате просмотра кинофильма достаточ­но достоверную зрительную информацию. Все эти дети дали правильные ответы, что свидетельствует об уясне­нии ими смыслового содержания кинофильма.

Учитывая трудности восприятия киноизображений, со слабовидящими школьниками следует проводить пе­ред показом картины подготовительную работу. В ре­зультате такой работы они должны уяснить основную идею и смысловое содержание намеченной для демон­страции картины. Формы подготовки учащихся к про­смотру фильма могут быть разными: чтение литератур­ных текстов, словесное объяснение, предваряющее или сопровождающее просмотры кинофильма, наблюдения за предметами или процессами в реальной жизни, про­ведение опытов, звуковое сопровождение фильма, рас­крывающее смысл картины, зарисовка персонажей, изображение образов путем лепки, моделирования на уроках труда и изобразительной деятельности и многие другие.

Наши рекомендации