Особенности восприятия кинопроекционных изображений
Известно, что на занятиях в качестве иллюстративных средств широко используется демонстрация кинофильмов, диафильмов и т. п.
Учителя не всегда представляют, что слабовидящие дети не получают после просмотра кинофильмов необходимой зрительной информации. Более того, некоторые слабовидящие получают на основе просмотра искаженные представления. Иногда они не уясняют в полной мере содержания картины, если предварительно с ними не была проведена подготовительная работа.
Многие слабовидящие дети видят изображения на экране неотчетливо. Они не успевают охватывать происходящие в демонстрируемой картине действия и устанавливать между ними временные и пространственные связи.
В звуковом фильме нечеткие изображения на экране восполняются за счет использования слухового восприятия и словесного объяснения воспринятого. В этих условиях процесс восприятия кинофильмов улучшается.
При отсутствии звукового сопровождения слабовидящие школьники получают очень обедненную информацию о происходящих действиях, особенно в условиях затемненного помещения. Они не в состоянии при быстрой смене кадров прочитать пояснительный текст, что в
свою очередь, затрудняет понимание смыслового содержания демонстрируемой картины.
Чтобы показать, какие трудности при этом возникают у детей, приведем иллюстрации из работы учителя московской школы-интерната № 2 В. А. Бельмера. В целях выяснения особенностей восприятия слабовидящими учащимися киноэкранных изображений он демонстрировал фильм «Крокодил».
Приведем объяснения демонстрируемых кадров слабовидящим учеником VI класса Ж- Т. (острота зрения на правом и на левом глазах—0,1).
ИзоЗражение на экоане | Словесное объяснение ученика |
Берег реки Лежат крокодилы Две маленькие обезьянки подходят к воде и пьют Увидев крокодила, в страхе убегают и взбираются на дерево Изображение утки (крупным планом) Крокодил подкрадывается к уткам Крокодил схватывает утку | Берег реки, лежат лодки По берегу бегают маленькие крокодильчики Утка Крокодил плескается. (Происходящее действие учащийся не понял). |
На вопрос учителя, что видел ученик на картине, он сообщил: «Видел крокодилов и уток, которые плавают».
В связи с недостатком зрительного анализа ученик, как мы видим из его словесных объяснений, не уяснил смыслового содержания картины и не сумел схватить происходящие в фильме действия.
Он вычленил лишь отдельные объекты и путем логической переработки воспринятого пытался установить между ними связь и объяснить происходящие действия. Однако логическое восполнение того, что он не мог зрительно воспринять на картине, оказалось недостаточным для того, чтобы понять основной смысл демонстрируемой картины.
Специфические трудности зрительно-пространственного анализа и синтеза обнаружились не только в своеобразии зрительного вычленения отдельных объектов фильма, но и в особенностях установления логических
5. М И Земцова
причинно-следственных связей между происходящими действиями.
При отсутствии опоры на слуховое восприятие и предварительное словесное объяснение учителя слабовидящие школьники испытывают большие трудности в получении зрительной информации при просмотре кинофильмов и диапроекций. Чем ниже острота центрального зрения, тем беднее информация, которую получают школьники с неполноценным зрением при демонстрации кинокартин. Как показано В. А Бельмером, дети с остротой зрения от 0,06 до 0,1 дали в среднем 41% правильных ответов. Дети с остротой зрения от 0,1 и выше получали в результате просмотра кинофильма достаточно достоверную зрительную информацию. Все эти дети дали правильные ответы, что свидетельствует об уяснении ими смыслового содержания кинофильма.
Учитывая трудности восприятия киноизображений, со слабовидящими школьниками следует проводить перед показом картины подготовительную работу. В результате такой работы они должны уяснить основную идею и смысловое содержание намеченной для демонстрации картины. Формы подготовки учащихся к просмотру фильма могут быть разными: чтение литературных текстов, словесное объяснение, предваряющее или сопровождающее просмотры кинофильма, наблюдения за предметами или процессами в реальной жизни, проведение опытов, звуковое сопровождение фильма, раскрывающее смысл картины, зарисовка персонажей, изображение образов путем лепки, моделирования на уроках труда и изобразительной деятельности и многие другие.