Восприятие предметов и изображений
Нарушение зрения, играющего столь важную роль в развитии ребенка, сказывается на формировании познавательных процессов (восприятия, пространственных представлений, образного мышления, речи и других психических функций).
Восприятие окружающей действительности у детей с нарушением зрения имеет специфические особенности. При значительном снижении остроты зрения у слабовидящих детей отмечается замедленность восприятия, фрагментарность, страдает полнота обозрения, наблюдательность (Т. Н. Головина, А. И Зотов, Ю. А. Кулагин, А Г Литвак, II Б. Лурье, В А. Феоктистова, И. М Соловьев, Л И. Солнцева, Н. С. Царик и др.). В связи с этим возникают трудности в формировании целостного синтетического образа
Однако, как отмечалось выше, однозначной зависимости между нарушением остроты центрального зрения и формированием зрительно-пространственного синтеза не существует. Бывают случаи, когда при значительном снижении остроты центрального зрения учащиеся воспринимают те или иные объекты значительно быстрее, чем при более высокой остроте центрального зрения. Это зависит от состояния других зрительных функций и всей центральной нервной системы.
При глубоком нарушении остроты центрального зрения (0,1 и ниже) отмечаются трудности узнавания предметов и изображений.
В принципе при зрительном узнавании предметов и изображений процессы анализа и синтеза протекают у слабовидящих так же, как у нормально видящих. Сначала они выделяют отдельные признаки, свойства, характеризующие предмет, сличают их между собой путем мысленного сравнения непосредственно чувственного образа и образа памяти, выделяют признаки общн-ости
и различия, уточняют синтетический образ и называют предмет
Однако при глубоком нарушении зрения выделение признаков предмета при узнавании происходит очень замедленно. Отбор этих признаков и формирование образа иногда базируется на некоторых случайных свойствах или качествах предмета Это в значительной мере объясняется бедностью непосредственно чувственного опыта и трудностью сохранения образов в памяти. То и другое усложняет как процессы узнавания, гак и обобщения
При нарушении зрения у многих детей сохраняется способность осуществлять зрительно-пространственный анализ и синтез в процессе предметных изображений.
Учащиеся свободно выделяют элементарные признаки, характеризующие изображенные предметы Относительно легко вычленяя элементарные признаки, дети с трудом справляются с выделением сложных признаков, восприятие которых связано со зрительно-пространственным синтезом и формированием целостного образа.
Особенности аналитической деятельности проявляются в замедленности восприятия, у некоторых в недостатке умений одновременно обозревать воспринимаемые объекты в их пространственных связях и отношениях. Это особенно отчетливо обнаруживается, когда узнавание предметов и выделение признаков ограничено во времени.
Чтобы показать это, приведем данные изучения процессов узнавания у слабовидящих и нормально видящих школьников начальных классов (острота зрения слабовидящих учащихся от 0,06 до 0,4). Исследование проводилось на электронном тахистоскопе в условиях дефицита времени. Минимальное время экспозиции было 0,01 сек, максимальное 11,1 сек.
Результаты исследования показали, что нормально видящие дети в 100% случаев правильно опознали предъявленные им изображения хорошо знакомых предметов при экспозиции 0,01 сек. В то же время только 33% слабовидящих учащихся опознали предъявленные им на то же время (0,01 сек) изображения. Остальные слабовидящие школьники узнавали предъявляемые им изображения при более длительном времени экспозиции: от 0,02 до 0,1 сек — 25,5%; от 0,2 до 1,1 сек — 28,1%, от 1,2 до 11 сек— 14% (М. И. Земцова и И М. Ро-
манова) Из приведенных данных видно, что в условиях кратковременной экспозиции предметных изображений 66,6% детей с нарушением зрения не успевают опознавать изображение и сформировать хотя бы приближенный образ предъявленного изображения предмета При этом обнаружились большие индивидуальные различия в скорости узнавания изображений У некоторых учащихся процессы различения характеризуются большой замедленностью (от 1,2 до 11 сек).
Особые трудности при опознании изображений встретились у детей с частичной атрофией зрительного нерва При узнавании изображения предметов у них отмечалась не только значительная замедленность восприятия, но и большое количество замен, уподоблений одного изображения предмета другим (сходным с ним).
Почти у всех слабовидящих школьников встретились затруднения при узнавании перспективных изображений на экране (стол, стул, шкаф). В условиях кратковременного предъявления изображения они вначале ничего не замечали на экране; потом постепенно выделяли отдельные линии, углы, обломки контуров.
В связи с трудностями зрительного анализа потребо
валось больше времени на опознание перспективных
изображений ~~
При своеобразии зрительного анализа и синтеза у слабовидящих наблюдается ряд особенностей в формировании и воссоздании образов памяти.
Чтобы показать, как постепенно развертывается во времени зрительный анализ и синтез при узнавании изображений и воссоздании образа у слабовидящих школьников, приведем несколько примеров
Первый случай
Валера Д , ученик II класса. Острота зрения на правом глазу 0,1 на левом — 0,2 с коррекцией. Концентрическое сужение поля зрения до 15—20°. Диагноз — пигментный ретинит, частичная атрофия зрительного нерва
Предъявлялось изображение жука.
Время зкспозтии изображения | Словесное объяснение |
0,01—0,03 сек 0,04 | Ничего не заметил Что то написано, вот верхняя линия |
Продолжение
Время экспозиции изображения | Словесное объяснение |
Тут написаны были слова | |
0,05 | Слова, черта и слова |
0,06 | Сверху — слово, еще слово. |
0,1 | Слова все. |
0,3 | Слова, черта, еще несколько слов |
0,4 | Слова. |
0,5 | Не рассмотрел |
0,7—0,8 | А1 . там жук был, круглое и лап- |
ки, на спине черточки, усики | |
1—1,1 | Жук |
0,0 4 |
0,5 |
О 05 |
0,4 |
0,0 6 |
0,8 |
O.I |
0.3 |
0,4 |
На рис. 7 мы видим, как замедленно и сложно развертывается процесс формирования образа в условиях дефицита времени. Сначала учащийся выделял отдельные линии (как видно из рисунков), которые он определил как написанные слова. Постепенно по мере повторных предъявлений количество выделенных линий увеличивалось, учащийся продолжал их опознавать как слова в строке. Судя по воспроизведенным рисункам, он видел сначала ножки жука, затем выделил часть контура, форму, строение. Наконец, при экспозиции 0,7 сек у него воссоздался целостный синтетический образ жука. Отчетливо обрисовалось контурное очертание, взаимное положение частей, что отчетливо видно из выполненного уча-
Рис 7. Графическое воспро- щимся рисунка жука на
изведение представления «жука» п , ...„„., пячпичр
учеником II класса Валерой Д. Разных стадиях различе-
(цифрами обозначено время ния ПРИ увеличении вре-
экспозиции изображения). мени экспозиции.
Второй случай.
Лариса Ш., ученица I класса, 9 лет. Острота зрения на правом глазу 0,1, на левом — 0,06, концентрическое сужение поля зрения до 40°. Диагноз — частичная атрофия зрительного нерва. Предъявлялось то лее изображение жука.
Время экспозиции изображения | Словесное объяснение | Графическое во'пролзведение |
0,01—0,(5 сек | Что-то есть, не знаю что | V»! II И |
0,06—0,07 | Такая маленькая | |
0,08 | Какой-то кубик | |
0,09—0,2 | вроде тарелочки | |
0,3 | Какие-то точечки .. | |
0,4 | Какой-то утенок | <— |
1,1 | Рыбка | |
1,2—1,3 | Это тоже рыбка. | |
1,4—2,1 | Маленькая рыбка. | |
3,1-4,1 | Не рассмотрела. | |
5,1 | Ну, такое... (узнала, но | |
забыла название). | ||
6,1 | Жук, кругленький, чер- | |
ненький, голова, лапки, по- | ||
лосочки. |
После повторного предъявления словесное объяснение сопровождалось зарисовкой увиденного изображения.
Из словесного и графического воспроизведения изображения видно, что по мере увеличения времени экспозиции образ постепенно обогащается отдельными признаками и деталями. Вначале внимание сосредоточивается на величине предмета, в ходе анализа выделяется форма предмета, возникают разные замены, уподобления. Вначале образ отражает приближенную форму. Ученица воспринимает изображение жука недифференцированно, как что-то округлое: вроде тарелочки, утенка, рыбки, маленькой рыбки; и лишь при значитель-
ном увеличении времени экспозиции, до 6,1 сек, ученица правильно опознала жука, выделила его основные признаки и части
Замедленность и фрагментарность восприятия у слабовидящих детей обусловлены главным образом недостатком фиксации и сохранения в памяти признаков предметов, что затрудняет воссоздание образа, сформированного на обедненной зрительно-сенсорной основе Сложившийся образ памяти при неполноценном зрительном анализе и синтезе отличается неустойчивостью и быстро распадается Однако по мере увеличения времени экспозиций он вновь воссоздается. При этом отмечается отбор более существенных признаков, характеризующих предъявленный предмет При воссоздании образа возникает много искажений и уподоблений, например: жук опознается как тарелочка, рыбка, уточка, божья коровка, черепашка, шкаф опознается как ящик, телевизор, комод, холодильник, тумбочка и т. п
Способы анализирующего восприятия у слабовидящих отличаются своеобразием. У одних учащихся при узнавании отмечается многоступенчатый, развернутый способ постепенного выделения характеризующих предмет частей и признаков Вначале фиксируются частные, случайные признаки; по мере увеличения времени экспозиции информация о признаках предмета постепенно обогащается. У других учащихся узнавание осуществляется в более короткие интервалы времени и имеет более свернутый характер При этом выделяются основные смыслоразличительные признаки, по которым опознается предмет У третьих отмечается как бы одномоментный целостный способ узнавания на основе 1—2 наиболее существенных признаков, по которым в памяти воссоздается целостный расчлененный образ Временная характеристика и точность узнавания, как выяснилось, далеко не всегда находятся в однозначной зависимости от степени нарушения остроты центрального зрения.
В связи с тем что у слабовидящих наблюдаются разные временные характеристики узнавания, разные способы зрительного анализирующего восприятия и фиксации в памяти воспринятого изображения, требуется индивидуальный подход при их обучении Необходимо предусматривать разную дозировку времени для рассматривания учебных пособий, таблиц, карг, схем
и т. п Некоторым учащимся необходимо предварительное словесное объяснение характерных признаков учебного пособия или натурального предмета анализ формы, величины, строения; применение различных форм и приемов показа иллюстративных средств наглядности
Индивидуальные особенности восприятия и формирования представлений у слабовидящих школьников раскрыты в исследованиях Ю А Кулагина Он предъявлял учащимся I—III классов (44 человека) цветные открытки на тему «Времена года» (худ Сутеев) На открытках были изображены картины разных времен года Размер открыток 15x10 см.
Выяснилось, что при рассматривании изображений слабовидящие школьники получают значительно меньше информации, чем их нормально видящие сверстники Для сравнительно полного восприятия картинок слабовидящим требуется больше времени Им понадобилось от 7 до 12 предъявлений Нормально видящие дети воспринимали эти же картинки после 2—5 предъявлений. Сравнительно большое количество предъявлений может свидетельствовать о замедленном развертывании зрительного анализа у слабовидящих детей при рассматривании изображений. Нормально видящие школьники дали сравнительно более богатое описание содержания предъявленных картинок Большинство слабовидящих давало отрывочные описания времен года В словесном описании воссоздавалось содержание картинки по частям, возникали трудности в формировании целостного образа и протекании мыслительных операций обобщения.
Приведем иллюстрации, в которых раскрывается словесное описание одной из предъявленных учащимся картинок Задание заключалось в том, чтобы рассмотреть в течение 2 сек то, что изображено на картинке, и дать описание. Далее время экспозиции картинки увеличивалось еще на 2 сек Учащемуся предлагалось сказать, что он еще увидел Увеличение времени экспозиции картинки продолжалось до тех пор, пока учащийся уже не мог ничего нового добавить к уже им сказанному На открытке на тему «Лето» была изображена ярко освещенная солнцем поляна, самого солнца при этом еще не видно. На переднем плане мальчик держит в обеих руках сорванные грибы Рядом стоит девочка с полной корзиной грибов На среднем плане, позади де
вочки, собака. В левом углу картинки котенок Он изогнул спину и фыркает на большую лягушку. Крупным планом изображен еж, несущий на иголках два гриба. На дальнем плане расположена молодая елка, на которой сидит синица. Внизу, иод елкой, изображен заяц С правой стороны картинки на ветке сидит белка.
Приведем описание учащимися открытки на тему «Лето».
Первый случай.
Коля К-, ученик I класса. Острота центрального зрения 0,2 на оба глаза. Диагноз — частичная атрофия зрительного нерва.
Нумерацией обозначаются повторные предъявления.
1. Киска и девочка или мальчик и цыпленочек (ля
гушка желтая).
2. Волк (собака), грибы и цветочки, еще лес, они в
лесу.
3 Еще ежик, около него гриб растет (еж несет грибы на иглах).
4. Второй цыпленок (на елке синица, под елкой зай
чик, на ветке дерева сидит белка)
5. Три гриба.
6 Зайчик. Сук вроде нагнулся, где зайчик сидит (белка).
7. Трава растет.
Мы видим, что для относительно полного восприятия изображенной на открытке картины мальчику понадобилось 7 предъявлений. При этом он допустил много искажений, замен и уподоблений. Главным образом он выделял предметы, изображенные крупным планом. Процесс зрительного анализа развертывался весьма замедленно, по частям: мальчик постепенно выделял отдельные предметы и устанавливал между ними пространственные и смысловые связи.
Второй случай.
Люба Р., ученица III класса. Острота зрения на правом глазу 0,1, на левом — 0,2. Диагноз — близорукость высокой степени, астигматизм, поле зрения концентрически сужено.
Приведем описание ею той же картинки.
1. Уже лето. Девочка стоит.
2. За девочкой стоит собака, - она высунула язык.
3. Где собака, растут грибы. Слева стоит кошечка.
4. Вдали елка. На одной елке сидит воробей (синица) На елках уже зеленые иголки.
5 У одного дерева сидит заяц.
6. На дереве сидит белка.
Мы видим, что и в этом случае наблюдаются замедленность и фрагментарность зрительно-пространственного синтеза, обусловленные концентрическим сужением поля зрения и снижением остроты центрального зрения. Многие детали картины выпали из поля восприятия. Например, Люба не заметила изображенного мальчика, ежа, лягушки, она фиксировала внимание на изображенных крупным планом предметах Процесс восприятия не упорядочен. Картина описывалась отрывочными предложениями. В связи с сужением поля зрения отмечаются серьезные недостатки в установлении пространственных отношений между предметами. Вместо установления пространственных связей, раскрывающих направления и взаимоположение предметов, Люба нередко оперировала предметным анализом.
Третий случай
Люда С, ученица II класса Острота зрения 0,1. Диагноз— слоистая катаракта; концентрическое сужение поля зрения.
Девочка дала следующее описание открытки на тему «Лето».
1 Там мальчик и девочка пошли в лес. С ними была маленькая кошечка. Он (мальчик) сел на камушек. Мальчик поднял руку и говорит: «Как много тут грибов». У девочки было лукошко.
2. Еще на картинке собака и белка
Из описания картинки видно, что Люда воспринимает изображения целостно и одновременно. Напомним, что в описанных выше случаях имело место фрагментарное восприятие. Люда допускала гораздо меньше замен и уподоблений. Однако в связи с концентрическим сужением поля зрения она не могла опознать некоторые части и детали картинки и восполняла пробелы восприятия логическим способом. Вместе с этим восприятие Люды недостаточно отражает причинно-следственные связи, динамику картины и происходящие действия. Статическое воссоздание образа свидетельствует о недостатке динамического восприятия, обусловленного сужением поля зрения и слоистой катарактой, не позво-
ляющей четко воспринимать изображения предметов и характеризовать их действия.
На полноту и правильность восприятия слабовидящих значительное влияние оказывают условия восприятия. Учащиеся лучше воспринимают цветные картинки, хуже черно-белые силуэты и контурные изображения.
Наибольшие трудности при узнавании изображений встречаются у детей с частичной атрофией зрительного нерва и с осложненной формой близорукости при глубоком нарушении остроты центрального зрения.
При глубоком нарушении зрения у детей, в связи с ненадежностью зрительного анализа, большое значение для правильности узнавания приобретает опора на осязание и слух. Важное значение для узнавания имеет предваряющее восприятие, сопровождающее объяснение, которое дается учителем.