Компенсаторном развитии детей с нарушением зрения
Еще в 30-х годах советский психолог Л. С. Выготский писал о своеобразии развития аномальных детей.
Своеобразие развития детей с теми или иными дефектами органа зрения обнаруживается в двух направ-
лениях: с одной стороны, отмечаются отрицательные последствия аномального развития вследствие нарушения зрения; с другой стороны, в ходе обучения и воспитания возникают и развиваются компенсаторные процессы, мобилизуются разнообразные защитные средства, противодействующие нарушенному ходу развития и способствующие нормализации деятельности центральной нервной системы и всего организма.
Как известно, человеческий организм располагает огромными резервными возможностями развития, которые в обычных условиях полностью не реализуются.
В коре больших полушарий мозга человека существует богатая и разветвленная система нервных связей. В процессе обучения и накопления опыта нервные связи подвергаются изменению и становятся более сложными, подвижными и многосторонними. Это расширяет -познавательные возможности детей и повышает их обучаемость.
Развитие компенсаторных процессов способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и приводит к нормализации развития детей. Компенсаторная перестройка происходит как за счет использования других сенсорных функций (слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности), так и за счет использования высших форм познавательной деятельности. Большое значение при этом имеют накопленные знания, позволяющие восполнять пробелы зрительного восприятия. Повышение зрительных возможностей осуществляется и за счет использования оптических средств коррекции.
В отличие от других видов чувствительности зрительная система располагает огромными возможностями компенсаторного развития, которые при нормальном зрении, как правило, не используются или в случае необходимости используются лишь частично.
По мере накопления знаний и опыта в процессе обучения возникают различного рода замещения и перестройки, способствующие восстановлению, исправлению недоразвитых функций (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).
Процессы компенсации у аномальных детей имеют специфические особенности. Дело в том, что у детей многие функции центральной нервной системы находятся в состоянии формирования. Детский организм обла-
4* 51
дает огромной пластичностью и податливостью. При оценке возможностей обучаемости ребенка следует учитывать не только сформировавшиеся функции, но и находящиеся в стадии созревания и становления.
Развивающиеся функции центральной нервной системы при правильном обучении и воспитании в состоянии коренным образом изменить весь ход развития ребенка. В связи с этим могут ускориться темпы развития. При этом возникают качественные изменения в психической деятельности учащихся, повышающие обучаемость
Л С Выготский считал, что при формировании психических процессов необходимо учитывать зону ближайшего развития Под этим он понимал положительные перспективные возможности развития в ходе целенаправленного обучения и воспитания.
Ход развития слабовидящих детей подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место у нормаль-i о видящих детей. В связи с этим в принципе сохраняется возрастная периодизация, закономерные соотношения между процессом развития и процессами обучения и воспитания.
При обучении слабовидящих детей используются общие принципы советской дидактики; при этом учитываются особенности психической деятельности, зрительные возможности, а также своеобразие компенсаторного развития
Процессы компенсации формируются в условиях обучения и зависят от содержания, методов и условий учебной работы, а также от развития самостоятельной активной целенаправленной деятельности детей. В связи с этим проблемное обучение, способствующее активизации высших форм познавательной деятельности, имеет важное значение не только для сознательного и глубокого усвоения знаний, но и для компенсации недостатков зрения и разностороннего развития учащихся.
Под влиянием обучения появляются новые психические свойства, способствующие ускорению темпов развития ребенка, формируются новые способы овладения знаниями и умениями, что, в свою очередь, оказывает влияние на улучшение деятельности зрительной системы. Так, например, при осмысленном восприятии может увеличиваться различительная способность, улучшаться бинокулярное зреьие, обеспечивающее дистантное восприятие трехмерного пространства. Поднятие остроты
зрения за счет средств оптической и педагогической коррекции улучшает пространственное зрение, деятельность глазодвигательных функций В результате улучшается поте обозрения предметов, динамическое восприятие, что способствует повышению наблюдательности и ориентации в пространстве Системное развитие зрительных функций обеспечивает формирование полноценных зрительных образов и является важным условием обогащения пространственных представлений, развития наблюдательное"^:, наглядного мышления (М И Земцо-ва, А И Зотов, Б, Т. Корякин, Ю А. Кулагин, А. Г. Литвак. В. Ф, Феоктистова и др ). Накопление зрительного опыта, в свою очередь, ведет к совершенствованию приемов восприятия окружающей действительности и является важным условием усвоения знаний учащимися с нарушениями зрения.
Развитие познавательной деятельности у слабовидящих школьников, обогащение их знаниями и умениями положительно сказывается на всем ходе психического развития. При этом большое значение имеет отношение к слабовидящим в детском коллективе В ходе обучения и воспитания у детей формируются социальные мотивы и потребности, которые оказывают могучее влияние на развитие мышления, речи и других высших форм психической деятечьности Общественно обусловленные социальные мотивы, общение слабовидящих школьников со своими сверстниками и со взрослыми становятся движущей силой развития сознания и личности в целом. Все это приводит к нормализации развития слабовидящих.
При правильном индивидуальном подходе к детям с нарушениями зрения они чувствуют себя полноценными членами ученического коллектива, у них повышается уверенность в своих силах, появляются новые стимулы успешного усвоения знаний и умений. Как отмечалось выше, преобладающее количество таких детей успешно обучается в массовой школе.
Приведем несколько примеров
Саша Ф., 17 лет, ученик X класса, диагноз — близорукость в 6,0 Д. Успешно обучается в математической школе, имеет отличные отметки На утомляемость зре ния не жалуется
Наташа Ш , 16 лет, ученица IX класса массовой школы Диагноз — близорукость Имеет отличные, хорошие
оценки, совмещает занятия в общеобразовательной школе с учебой в музыкальной школе Жалоб на утомление зрения не отмечается
Светлана Б, 14 лет, ученица VI класса массовой школы. Диагноз — дальнозоркий астигматизм, амблио-пия левого глаза, острота зрения на правом глазу 0,6, на левом — 0,5, недостатки зрения не корригируются очками. По всем предметам имеет хорошие и отличные оценки, занимается в студии живописи. Однако у этой девочки периодически отмечается усталость, особенно к концу учебного года. Светлана жалуется на общее утомление и тяжесть в глазах.
Количество примеров, характеризующих высокую успеваемость обучающихся в массовой школе детей с недостатками зрения, можно увеличить.
Вместе с тем, как правило, у этих детей, даже если они не жалуются на утомляемость, наблюдается снижение работоспособности. У некоторых из них отмечаются мало выраженные отклонения в развитии, в частности в физическом развитии: нарушение осанки, позы, некоторые отклонения в точности, силе, скорости движений, недостатки в координации движений (В. А. Афанасьев, Б. В Сермеев, В. А. Кручинин и др.). Эги недостатки физического развития могут быть предупреждены в период обучения детей в школе с помощью профилактических корригирующих упражнений Как правило, большинство этих детей не испытывает трудностей в усвоении знаний.
Компенсация нарушенных функций и восстановление недоразвитых функций у разных детей протекает неодинаково. Это зависит от многих условий: от содержания, методов обучения, от структуры и состава нарушенных функций, от клинических форм нарушения зрения, течения патологического процесса, от возраста, в котором утрачено зрение, а также от применяемых технических и оптических средств коррекции зрения, режима зрительной нагрузки и др.
Знание условий и путей компенсации, восстановления неполноценных функций зрения у слабовидящих школьников поможет учителю наметить перспективы формирования умственных и физических способностей, применить наиболее эффективные пути и средства индивидуального подхода к слабовидящим школьникам, повысить качество их знаний.