Компенсаторном развитии детей с нарушением зрения

Еще в 30-х годах советский психолог Л. С. Выготский писал о своеобразии развития аномальных детей.

Своеобразие развития детей с теми или иными де­фектами органа зрения обнаруживается в двух направ-

лениях: с одной стороны, отмечаются отрицательные последствия аномального развития вследствие наруше­ния зрения; с другой стороны, в ходе обучения и воспи­тания возникают и развиваются компенсаторные про­цессы, мобилизуются разнообразные защитные средства, противодействующие нарушенному ходу развития и спо­собствующие нормализации деятельности центральной нервной системы и всего организма.

Как известно, человеческий организм располагает огромными резервными возможностями развития, кото­рые в обычных условиях полностью не реализуются.

В коре больших полушарий мозга человека сущест­вует богатая и разветвленная система нервных связей. В процессе обучения и накопления опыта нервные связи подвергаются изменению и становятся более сложными, подвижными и многосторонними. Это расширяет -позна­вательные возможности детей и повышает их обучае­мость.

Развитие компенсаторных процессов способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и приводит к нормализации развития детей. Компенсаторная перестройка происходит как за счет использования других сенсорных функций (слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности), так и за счет использования высших форм познаватель­ной деятельности. Большое значение при этом имеют на­копленные знания, позволяющие восполнять пробелы зрительного восприятия. Повышение зрительных воз­можностей осуществляется и за счет использования оп­тических средств коррекции.

В отличие от других видов чувствительности зритель­ная система располагает огромными возможностями ком­пенсаторного развития, которые при нормальном зре­нии, как правило, не используются или в случае необхо­димости используются лишь частично.

По мере накопления знаний и опыта в процессе обу­чения возникают различного рода замещения и перест­ройки, способствующие восстановлению, исправлению недоразвитых функций (А. В. Запорожец, А. Н. Леон­тьев, А. Р. Лурия и др.).

Процессы компенсации у аномальных детей имеют специфические особенности. Дело в том, что у детей многие функции центральной нервной системы находят­ся в состоянии формирования. Детский организм обла-

4* 51

дает огромной пластичностью и податливостью. При оценке возможностей обучаемости ребенка следует учи­тывать не только сформировавшиеся функции, но и на­ходящиеся в стадии созревания и становления.

Развивающиеся функции центральной нервной систе­мы при правильном обучении и воспитании в состоянии коренным образом изменить весь ход развития ребенка. В связи с этим могут ускориться темпы развития. При этом возникают качественные изменения в психической деятельности учащихся, повышающие обучаемость

Л С Выготский считал, что при формировании пси­хических процессов необходимо учитывать зону ближай­шего развития Под этим он понимал положительные перспективные возможности развития в ходе целенаправ­ленного обучения и воспитания.

Ход развития слабовидящих детей подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место у нормаль-i о видящих детей. В связи с этим в принципе сохраня­ется возрастная периодизация, закономерные соотноше­ния между процессом развития и процессами обучения и воспитания.

При обучении слабовидящих детей используются об­щие принципы советской дидактики; при этом учитыва­ются особенности психической деятельности, зрительные возможности, а также своеобразие компенсаторного развития

Процессы компенсации формируются в условиях обу­чения и зависят от содержания, методов и условий учеб­ной работы, а также от развития самостоятельной актив­ной целенаправленной деятельности детей. В связи с этим проблемное обучение, способствующее активизации высших форм познавательной деятельности, имеет важ­ное значение не только для сознательного и глубокого усвоения знаний, но и для компенсации недостатков зре­ния и разностороннего развития учащихся.

Под влиянием обучения появляются новые психичес­кие свойства, способствующие ускорению темпов разви­тия ребенка, формируются новые способы овладения знаниями и умениями, что, в свою очередь, оказывает влияние на улучшение деятельности зрительной системы. Так, например, при осмысленном восприятии может увеличиваться различительная способность, улучшаться бинокулярное зреьие, обеспечивающее дистантное вос­приятие трехмерного пространства. Поднятие остроты




зрения за счет средств оптической и педагогической кор­рекции улучшает пространственное зрение, деятельность глазодвигательных функций В результате улучшается поте обозрения предметов, динамическое восприятие, что способствует повышению наблюдательности и ориента­ции в пространстве Системное развитие зрительных функций обеспечивает формирование полноценных зри­тельных образов и является важным условием обога­щения пространственных представлений, развития на­блюдательное"^:, наглядного мышления (М И Земцо-ва, А И Зотов, Б, Т. Корякин, Ю А. Кулагин, А. Г. Литвак. В. Ф, Феоктистова и др ). Накопление зритель­ного опыта, в свою очередь, ведет к совершенствованию приемов восприятия окружающей действительности и является важным условием усвоения знаний учащимися с нарушениями зрения.

Развитие познавательной деятельности у слабовидя­щих школьников, обогащение их знаниями и умениями положительно сказывается на всем ходе психичес­кого развития. При этом большое значение имеет отно­шение к слабовидящим в детском коллективе В ходе обучения и воспитания у детей формируются социаль­ные мотивы и потребности, которые оказывают могучее влияние на развитие мышления, речи и других высших форм психической деятечьности Общественно обуслов­ленные социальные мотивы, общение слабовидящих школьников со своими сверстниками и со взрослыми становятся движущей силой развития сознания и лич­ности в целом. Все это приводит к нормализации раз­вития слабовидящих.

При правильном индивидуальном подходе к детям с нарушениями зрения они чувствуют себя полноценными членами ученического коллектива, у них повышается уве­ренность в своих силах, появляются новые стимулы ус­пешного усвоения знаний и умений. Как отмечалось выше, преобладающее количество таких детей успешно обучается в массовой школе.

Приведем несколько примеров

Саша Ф., 17 лет, ученик X класса, диагноз — близо­рукость в 6,0 Д. Успешно обучается в математической школе, имеет отличные отметки На утомляемость зре ния не жалуется

Наташа Ш , 16 лет, ученица IX класса массовой шко­лы Диагноз — близорукость Имеет отличные, хорошие

оценки, совмещает занятия в общеобразовательной шко­ле с учебой в музыкальной школе Жалоб на утомление зрения не отмечается

Светлана Б, 14 лет, ученица VI класса массовой школы. Диагноз — дальнозоркий астигматизм, амблио-пия левого глаза, острота зрения на правом глазу 0,6, на левом — 0,5, недостатки зрения не корригируются очками. По всем предметам имеет хорошие и отлич­ные оценки, занимается в студии живописи. Однако у этой девочки периодически отмечается усталость, осо­бенно к концу учебного года. Светлана жалуется на общее утомление и тяжесть в глазах.

Количество примеров, характеризующих высокую успеваемость обучающихся в массовой школе детей с недостатками зрения, можно увеличить.

Вместе с тем, как правило, у этих детей, даже если они не жалуются на утомляемость, наблюдается сниже­ние работоспособности. У некоторых из них отмечаются мало выраженные отклонения в развитии, в частности в физическом развитии: нарушение осанки, позы, неко­торые отклонения в точности, силе, скорости движений, недостатки в координации движений (В. А. Афанасьев, Б. В Сермеев, В. А. Кручинин и др.). Эги недостатки физического развития могут быть предупреждены в пе­риод обучения детей в школе с помощью профилакти­ческих корригирующих упражнений Как правило, боль­шинство этих детей не испытывает трудностей в усвое­нии знаний.

Компенсация нарушенных функций и восстановление недоразвитых функций у разных детей протекает неоди­наково. Это зависит от многих условий: от содержания, методов обучения, от структуры и состава нарушенных функций, от клинических форм нарушения зрения, тече­ния патологического процесса, от возраста, в котором утрачено зрение, а также от применяемых технических и оптических средств коррекции зрения, режима зри­тельной нагрузки и др.

Знание условий и путей компенсации, восстановле­ния неполноценных функций зрения у слабовидящих школьников поможет учителю наметить перспективы формирования умственных и физических способностей, применить наиболее эффективные пути и средства ин­дивидуального подхода к слабовидящим школьникам, повысить качество их знаний.


Наши рекомендации