Световая чувствительность глаза
Под световой чувствительностью понимается способность сетчатки глаза воспринимать минимальное пороговое световое раздражение. Световая чувствительность
меняется в зависимости от степени освещения. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения. Так, если человек находится в темноте, а затем переходит в условия яркой освещенности, временно возникает как бы ослепление, через некоторое время оно исчезает. Наоборот, если человек переходит из освещенного места в темное, то в течение 2—3 минут он ничего не видит. В связи с приспособлением зрения к слабому освещению, он начинает постепенно различать окружающие предметы. Световая чувствительность при этом на протяжении некоторого времени нарастает. Это приспособление глаза к уровню освещенности получило название адаптации. Различают световую и темновую адаптацию.
При расстройстве темновой адаптации у некоторых слабовидящих детей отмечаются трудности при ориентации в пространстве в сумерках. Такой вид расстройства зрения получил название куриной слепоты (ночной слепоты). Расстройство ночного зрения наблюдается при разных заболеваниях глаз. При этом световая чувствительность значительно снижается. Состояние световой чувствительности зависит от клинических форм нарушений зрения. При глаукоме, астигматизме, катаракте, атрофии зрительного нерва, при осложненной близорукости наблюдается снижение световой чувствительности. При пигментной дегенерации сетчатки ночное зрение значительно снижено, а механизм дневного зрения сохраняется (В. И. Лубовский).
Двигательные функции глаза
Глазодвигательные функции способствуют лучшей настройке зрения и работе оптической системы глаза при рассматривании предметов.
При нормальном зрении движения глаз позволяют фиксировать взгляд и прослеживать взором воспринимаемые объекты. Дети постепенно овладевают приемам» движений глаз, позволяющими фиксировать взор при восприятии предметов, прослеживать движение предметов (сначала в горизонтальном, потом в вертикальном направлении). По мере укрепления связи между зрительно-сенсорными и двигательными компонентами зрительной системы развиваются произвольные движения глаз, позволяющие производить с помощью мышечного
чувства различные измерительные функции при оценке формы, взаимного положения предметов, расстояний, а также при восприятии предметов в трехмерном пространстве.
Согласно литературным данным (М. Б. Эйдинова и др.) развитие движений глаз протекает наиболее интенсивно в возрасте от трех до пяти месяцев. В этот период отрабатывается фиксация взора (исчезают некоординированные движения глаз. Ребенок научается сосредоточивать внимание на ярких предметах, удаленных от него на 0,5—1 ж, а к двум месяцам он уже замечает яркие предметы на расстоянии 2 м.
Движения глаз сочетаются с движением головы, что позволяет нормально видящему ребенку к четырем месяцам жизни «ощупывать» предметы взором с расстояния 5—6 м (М. Б. Эйдинова).
Зрительное сосредоточение развивается преимущественно в зависимости от формирования умений управлять положением тела в пространстве.
Сочетание движений глаз с движением головы, рук и всего тела связано с возникновением зрительно пространственного синтеза и развитием пространственных представлений.
Зрительное восприятие предметов и схватывание их руками способствуют развитию у детей Оценки места расположения предмета и расстояния до него. В результате многократного сочетания зрительного анализа с •движением рук и движением глаз образуются сложные зрительно-двигательные системные связи, которые служат физиологической основой формирования зрительных представлений и развития зрительно-пространственного анализа и синтеза.
В связи с развитием зрительно-сенсорных и двигательных функций пространственный анализ и синтез совершенствуются, а также развивается зрительное внимание, зрительно-двигательная и зрительно-слуховая память, наглядное мышление и другие высшие формы познавательной деятельности.
У многих слабовидящих детей при патологическом состоянии зрения отмечаются выраженные задержки развития движений глаз, вследствие системных нарушений глазодвигательных функций.
Движения глаз находятся в известной зависимости от остроты зрения. Так, при остроте зрения от 0,06 до 0,2
почти у всех учащихся отмечаются (в той или иной степени) нарушения двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора, нистагмоидные движения, нарушение прослеживающих функций, содружественность в работе правого и левого глаз, изменение амплитуды движений глазных яблок, некоторые ограничения в повороте глаз и др. (Э. С. Аветисов, Н. В. Серпокрыл, И. Л. Смо-льянинова, И. М. Романова и др.). Эти недостатки глазодвигательных функций у слабовидящих детей объясняются как врожденными аномалиями развития органа зрения, так и вторичными отклонениями в развитии мышечной чувствительности глаза; вторичные отклонения связаны с дефектами функций оптической системы зрения. При нарушении мышечной чувствительности глаза затрудняется пространственная оценка воспринимаемых объектов.
Своеобразие процесса видения у слабовидящих проявляется в нарушении соотношения между собственно зрительным различением и двигательными функциями глаза.
Уровень недоразвития двигательных функций глаз у слабовидящих зависит от характера и тяжести дефектов зрения, а главным образом от состояния остроты центрального зрения.
При некоторых формах нарушения центральной нервной системы отклонения в развитии глазодвигательных функций носят первичный характер, например при косоглазии, парезе мышц глаза и др.
Недоразвитие функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет восприятие дистантно расположенных объектов, обозрение окружающей действительности, наблюдение за процессами и явлениями. У слабовидящих учащихся отмечаются также трудности в глазомерной оценке предметов и расстояний, обусловленные нарушениями движений глаз, например во время выполнения и восприятия изображений, проведения измерительных действий, занятий физкультурой, спортом, трудом и др.
При нарушении фиксации взора и функций, обеспечивающих прослеживание движущихся объектов, страдает динамическое зрительное восприятие. Некоторые дети (при остроте зрения 0,1 и ниже) иногда не узнают живых птиц, домашних ж.ивотных даже после предварительного рассматривания на картинках.
Это в значительной мере объясняется неумением этих детей обозревать и наблюдать находящиеся в движении предметы. При чтении рисунков и чертежей нарушение динамического восприятия объясняется неумением правильно соотносить трехмерные объекты с двухмерным изображением на плоскости.
В связи с недоразвитием зрительно-сенсорных и глазодвигательных функций у слабовидящих школьников возникают определенные трудности при формировании сложных синтетических зрительно-пространственных образов.
Глазодвигательные функции в процессе обучения могут развиваться и совершенствоваться за счет образования более сложных системных связей между зрительными и двигательными компонентами глаза.
Для успешного развития нарушенных движений 1лаз важно создавать условия, которые позволяли бы слабовидящим детям целенаправленно наблюдав предметы, процессы и явления действительности, обозревать окружающий мир, опираясь на осязание, слух и другие виды чувствительности, формировать сложные синтетические образы предметов и явлений действительности, совершенствовать приемы пространственной ориентации при передвижении, во время занятий физкультурой, трудом, ритмикой, игровой деятельностью.
Важное значение для развития глазодвигательных функций имеет специальная система целенаправленных упражнений, в процессе выполнения кЪторых формируются приемы восприятия предметов при их рассматривании, развиваются глазомер, приемы приближенных измерительных оценок объектов и отношений между ними.
В целях формирования глазодвигательных функций применяются специальные дидактические упражнения, способствующие развитию восприятия формы, размеров, предметов, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и т. п. Они могут использоваться во время изучения геометрического материала, системы метрических мер, проведения измерительных и графических работ в связи с обучением математике, черчению, рисованию, труду и другим учебным предметам.
Большое воспитательное значение имеют также различные упражнения в обведении контуров фигур, вырезывании, выпиливании, лепке, конструировании, выполнении различных аппликационных работ и др.
Важным средством развития движений глаз могут служить подвижные игры с транспортными игрушками, а также подвижные игры, связанные с ориентацией детей в пространстве: игра в мяч, городки, серсо, кегли и т. п.
Подвижные игры, требующие фиксации взора, оценки расстояния, направления движений, помогают формировать приемы зрительного восприятия, связанные с совершенствованием глазодвигательных функций и зрительно-пространственного анализа и синтеза. Использование этих приемов особенно важно для тех слабовидящих детей, у которых недоразвито мышечное чувство глаза.
Изменение корковых функций зрительнсй системы при нарушении зрения
Образование в процессе развития ребенка разносторонних внутрисистемных и межсистемных связей определило доминирующую роль зрения в восприятии окружающей действительности, в ориентации в пространстве, в познавательной и трудовой деятельности. Такая роль зрения обеспечивается сложным анатомическим устройством глаз, высокой организацией зрительной системы, ее тесной связью с разными сенсорными функциями и корой больших полушарий мозга. При нарушении или недоразвитии зрения значительно обедняется информация, поступающая в кору больших полушарий мозга. Снижение потока зрительных импульсов, * поступающих в мозг с сетчатки глаза, ведет к изменению функциональной деятельности коры: отмечается снижение или полное исчезновение в затылочной области так называемого альфа-ритма, перестраивается вся корковая нейродинамика (А. М. Зимкина, Л. А. Новикова, Е. Н. Соколов).
У некоторых слабовидящих школьников отмечается нарушение корковой ритмики в затылочной области коры, что может свидетельствовать о чрезвычайном перенапряжении центральной нервной системы при патологии зрения (Н. Н. Зислина).
Электрическая активность мозга изменяется в зависимости от степени нарушения зрения (Л. А. Новикова). При остроте зрения 0 (абсолютная слепота) альфа-ритм регистрируется в 14% случаев; при 0,04 — в 38%; при 0,05—0,09 —в 65%; при 0,1 - 0,3 —в 77%. Нарушение альфа-ритма в затылочной области может служить пока-
4 М И. Земцоаа 49
зателем изменения функционального состояния остроты зрения.
При нарушении зрения изменяется также и амплитудная характеристика регистрируемых на энцефалограмме кривых. По мере снижения зрения отмечается все более депрессивный вид кривой. При остроте зрения О амплитудные колебания в 30 мкв отмечаются в 77% случаев. При остроте зрения 0,05—0,04 такие колебания наблюдаются в 60% случаев; при 0,05—0,09 — в 53%; при 0,1—0,3 —в 27%.
В зависимости от степени нарушения остроты центрального зрения изменяется распределение импульсов, поступающих из сетчатки глаза в кору. Если при нормальном зрении фокус электрической активности мозга находится в затылочной области, то при резком снижении зрения и при слепоте фокус электрической активности перемещается в центральную область коры. Так, при абсолютной слепоте фокус электрической активности в затылочной области отмечается в 14% случаев, в центральной области в 46%. При остроте зрения в пределах 0,05—0,09 фокус электрической активности в затылочной области отмечается в 47,5% случаев, в центральной—в 32,5%- При остроте зрения в пределах 0,1—0,3 фокус электрической активности в затылочной области отмечается в 74% случаев, в центральной области — в 17% (Л. А. Новикова).
Перестройка нейродинамических процессов в коре при нарушениях зрения возникает в связи с сокращением поступления в кору зрительных импульсов с сетчатки глаза.
Перестройка корковой нейродинамики зависит от состава и структуры нарушенных функций, с одной стороны, и от развивающихся процессов компенсации — с другой. Изменения корковой ритмики при разной степени нарушений зрения у учащихся могут указывать на сложные процессы, которые захватывают всю организацию работы зрительной системы.