Некоторых клинических формах нарушения зрения и причинах слабовидения
Наиболее распространенными формами нарушения зрения являются аномалии рефракции
К ним относятся разная степень близорукости (миопия), дальнозоркости (гиперметропия), дальнозоркий или близорукий астигматизм. Из других форм нарушения зрения можно назвать катаракту, атрофию зрительного нерва, альбинизм, микрофтальм (при глубоком нарушении зрения) и другие Наиболее распространенной формой нарушения зрения является близорукость.
У некоторых детей нередко встречается так называемая амблиопия, развивающаяся вследствие бездействия зрения при отсутствии видимых анатомических
изменений органа зрения, в частности, при содружественном косоглазии.
При аблиопии затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается фиксация взора, восприятие формы и величины предметов. Формы амблиопии и степень снижения зрения могут быть различными. Поэтому при наличии амблиопии на один или оба глаза следует принимать во внимание понижение центрального и периферического зрения, состояние зрительной фиксации, поле взора и др.
При амблиопии, как правило, отмечается нарушение зрительной фиксации и прослеживающих функций глаза. Нарушение фиксации взора и движений глаз у слабовидящих детей при амблиопии замедляют процесс восприятия при чтении, письме, рисовании, рассматривании картинок, чтении географических и исторических карт. Исследования, проведенные Э. С. Аветисовым и рядом других научных работников, показали, что при проведении лечебно-восстановительной работы зрительное восприятие при амблиопии нормализуется.
При некоторых клинических формах нарушения зрения отмечается нистагм глаз. Наличие нистагма свидетельствует о нарушении иннервации глазных мышц, в результате чего снижается мышечный тонус, нарушается фиксация взора, отмечается неравномерность движения глаз, что затрудняет процесс восцриятия предметов и кх изображений. При нистагме ребенок затрудняется в сосредоточении зрительного внимания на рассматриваемых объектах. Эти затруднения особенно значительны при динамическом восприятии.
Среди слабовидящих школьников очень часто встречаются дети с частичной атрофией зрительного нерва, с разнообразными стойкими изменениями сетчатых оболочек глаз, что указывает на перенесенные заболевания центральной нервной системы (менингит, менин-го-энцефалит и др.).
Как отмечалось выше, самыми распространенными формами зрительных дефектов являются аномалии рефракции. Высокие степени аномалии рефракции (аметропия) характеризуются разными изменениями размера глазного яблока. При близорукости глазное яблоко увеличено в передне-заднем размере. При дальнозоркости передне-задний размер глазного яблока несколько меньше При высоких степенях аномалии рефракции возни-
2 М И Земцова 17
кают нарушения в восприятии величины предметов и изображений и оценке расстояний объектов от наблюдателя.
При астигматизме, нередко сопровождающем близорукость или дальнозоркость, вследствие неправильной формы (деформации) роговой оболочки отмечается неправильное преломление света У детей, страдаю-щих~астигматизмом, на сетчатке появляется искаженное изображение формы воспринимаемых предметов в вертикальном, горизонтальном и других направлениях
Нарушения зрения в значительной мере зависят от состояния преломляющих сред глаз (роговицы, хрусталика). Вследствие отклонений от нормы развития преломляющих сред изображения дальних предметов на сетчатке смещаются от наиболее чувствительного слоя сетчатки (в области желтого пятна). В результате этого глаза видят воспринимаемые предметы с большим напряжением и недостаточно отчетливо.
При близорукости в связи со слишком большим увеличением глаза в передне-заднем размере четкого изображения на сетчатке не получается. Ребенок видит удаленные от него на известное расстояние предметы расплывчато. При близорукости отмечаются недостатки при восприятии настенных карт, таблиц, наблюдении дистантно расположенных предметов и процессов во время экскурсий, проведения практических работ на местности и др. У таких детей возникают трудности при чтении, письме, выполнении трудовых операций, восприятии изображений и т. д.
При помощи специально подобранных очков можно корригировать зрение, т. е. перемещать изображения предметов в плоскость наиболее светочувствительной части сетчатки. Тогда ребенок будет видеть предметы с достаточной отчетливостью Таким образом, рэоцрс неполноценного видения при близорукости можно нормализовать.
При дальнозоркости затруднено восприятие предметов, расположенных вблизи и вдали от глаз Дальнозоркие дети испытывают большие трудности во время занятий, предполагающих длительное рассматривание мелких объектов Такие трудности возникают, например, при чтении, письме, восприятии раздаточного материала (текстовых карточек, картинок, чертежей, географических и исторических карт и т п) Дальнозоркость мо-
жег быть корригирована путем подбора спепиальных очков, позволяющих четко различать предметы и изоб ражения.
Различают врожденные и приобретенные формы слабовидения. Наиболее распространенными формами нарушений зрения являются врожденные аномалии развития органа зрения.
При врожденных формах нарушения зрения у детей возникают трудности в формировании непосредственно чувственного опыта, особенно на первых годах обучения в школе. У учащихся с трудом формируются представления об окружающей действительности, жизни и труде людей, о процессах и явлениях природы. Представления о предметах и пространственных отношениях между ними отличаются сравнительной бедностью. Эти дети испытывают трудности при необходимости ориентации в пространстве. Все это нередко затрудняет усвоение знаний, особенно по предметам политехнического цикла.
В связи с этим возникает необходимость в применении учителем разных форм индивидуальной работы с такими детьми. До поступления в школу требуется серьезная подготовка таких детей к систематическому обучению в школе.
При приобретенных формах слабовидения важно учитывать, в результате каких причин и в каком возрасте утрачено зрение Чем в более раннем возрасте наступило понижение зрения, тем более важно формировать у учащихся приемы и способы использования неполноценного зрения во время занятий.
В зависимости от разной структуры дефекта, от разных клинических форм и причин нарушения зрения в той или иной степени страдают разные зрительные функции: острота центрального зрения, периферическое зрение, бинокулярное зрение, цветоразличение и другие функции глаза.
Острота центрального зрения
Острота центрального зрения является основной функцией, от которой в значительной мере зависит состояние других функций зрительной системы. В норме острота зрения равна 1,0. Под ней понимается способ-
2* 19
![]() |
![]() |
VO1(| .500
V.0I6 D -33 3
![]() |
![]() |
V OJ 0-25O
Xо
V.0 3 D 16 87
Рис З Таблицы для определения
V=04 0-12 5
V-0 5 0=100
V.06 0=8 33
О
F V
V-0,7 0 -71*
* Ь С
V.08 ИХ If 4 О ffc *■» А
.0,9 0-555 О X A
V1 It
If t CXA *
остроты зрения у детей
ность глаза различать две светящиеся точки под углом зрения, равным одной минуте. Острота зрения определяется при помощи специальных таблиц, оптотипов и других способов проверки функций зрения. Для проверки зрения у детей используются специальные таблицы (см. рис. 3).
Следует различать, как отмечалось выше, остроту зрения для дали и остроту зрения для близи. При небольшой степени дальнозоркости (гиперметропии и ги-перметропическом астигматизме) острота зрения для близи хуже, чем острота зрения для дали.
При близорукости слабой степени (миопии и миопи-чсском астигматизме) острота зрения при работе на близком расстоянии лучше.
Повышению остроты зрения способствует ношение корригирующих очков, наличие благоприятных условий освещенности, а также регламентирование зрительной нагрузки и др.
В настоящее время научными исследованиями установлено, что нарушение остроты зрения школьников ие является основной функцией, от которой зависит ход психического и физического развития.
Часто встречаются дети с очень низкой остротой зрения. Однако они успешно овладевают системой знаний и умений и не обнаруживают выраженных отклонений в развитии. Вместе с этим бывают случаи, когда при' менее глубоких нарушениях зрения учащиеся затрудняются в овладении учебным материалом.
Острота зрения у школьников может изменяться в процессе учебной работы, как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения (А. И. Каплан, Н. Г. Крач-ковская, Н. В. Серпокрыл и др.). У одних учащихся б условиях школьного обучения острота зрения заметно повышается, у других она снижается, i третьих остается относительно стабильной. Снижение остроты зрения зависит от многих причин: от характера и клинических форм нарушения зрения, от условий обучения, от режима зрительной нагрузки и др. Снижение остроты зрения отмечается также вследствие перенесенных болезней, переутомления, ухудшения функционального состояния центральной нервной системы и всего организма, от особенностей протекания патологического процесса.
При нарушении остроты зрения до известных пре лелов (до 0,1 и ниже) у учащихся возникают значительные трудности во время чтения, письма, восприятия изображений, ориентировки в пространстве. Уча щиеся не могут обозревать с парты написанное hj доске, узнавать географические объекты на карте, воспринимать детали изображений на картинах и т. п.
У них возникают трудности при зрительном восприятии предметов крупных размеров, расположенных на большом расстоянии от наблюдателя (здания, различные сооружения и т. п.), при выполнении практических работ. Их зрительное восприятие характеризуется замедленностью, фрагментарностью, недостатками зрительного анализа.
При благоприятных условиях острота зрения может не только восстанавливаться до прежнего уровня, но и в некоторых случаях повышаться. Этому в значительной мере содействуют лечение, специально направленная коррекционно-воспитательная работа и осуществление системы мероприятий по охране и рациональному использованию зрения при обучении слабовидящих детей.
Чаще всего повышение остроты зрения встречается у дальнозорких детей. У некоторых из них зрение корригируется оптическими стеклами настолько хорошо, что они пользуются зрением, как и нормально видящие дети.
Огромное влияние на состояние остроты зрения, как это будет показано ниже, оказывает состояние освещенности школьных помещений. При достаточном уровне освещенности острота зрения повышается. При низкой освещенности острота зрения снижается. Значительное влияние на состояние остроты зрения оказывает учебная нагрузка учащихся (исследования Е. М. Белостоцкой, В. И. Белецкой, А. Н. Гнеушевой и др.). При некоторых клинических формах нарушения зрения (при атрофии зрительного нерва, миопии с изменением глазного дна, при дальнозоркости и др ) под влиянием учебной нагрузки острота зрения, видимость и другие функции могут изменяться в сторону ухудшения (исследования А. Н. Гнеушевой). При катаракте острота зрения может оставаться неизменной в течение длительного времени, а после операции она повышается (А. И. Каплан).
Снижение остроты зрения отражается на общем самочувствии и работоспособности. Состояние остроты центрального зрения имеет важное значение для формирования непосредственно-чувственного опыта ребенка. Правильность и полнота зрительного восприятия объектов находится в прямой зависимости от состояния зрения. Чтобы показать зависимость точности и полноты восприятия от остроты зрения, приведем результаты изучения 38 учащихся начальных классов с разной степенью нарушения остроты центрального зрения. Детям было предложено узнать с помощью зрения хорошо им знакомые муляжи разных фруктов и овощей: яблоко, груша, слива, апельсин, морковь, картошка, репа. Выяснилось, что дети с остротой зрения от 0,01 до 0,05 правильно опознали 49% предъявленных им объектов, с остротой зрения от 0,06 до 0.09—62% и, наконец, с остротой зрения от 0,1 до 0,3—75%. При предъявлении этих же объектов нормально видящим школьникам наблюдалось безошибочное узнавание каждого из них. Некоторые первоклассники с глубокими нарушениями остроты зрения в пределах 0,01—0,05 при восприятии муляжей обнаруживали грубые уподобления,- ошибки и замены одного объекта другим, например, по признаку цвета муляж картошки называли грушей, репой, муляж сливы — абрикосом и т. п., в то время как нормально видящие дети, а также дети, у которых зрение хорошо корригируется стеклами, безошибочно узнали все предъявленные им муляжи фруктов и овощей. Из этих данных мы видим, что состояние остроты зрения оказывает заметное влияние на правильность узнавания предметов, что нередко связано с формальным усвоением знаний.
Характер восприятия учебного материала и окружающих предметов зависит также от состояния других функций зрительной системы' поля зрения, бинокулярного зрения, цветоразличения, а также от состояния двигательных функций глаза.
Большое влияние на состояние зрительной системы оказывает тяжесть и характер перенесенных заболеваний или нарушений центральной нервной системы. При одной и той же остроте зрения, но при разных клинических формах нарушения и аномалиях развития органа зрения зрительные возможности восприятия слабовидящих детей различны.