Дифференциация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям

В зависимости от сохранности остроты зрения сре­ди детей с нарушениями зрения можно выделить не­сколько групп, характеризующихся разными зрительны­ми возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве. Естественно, что обучение каждой из групп детей тре­бует использования специфических форм работы учи­теля.

По степени зрительных нарушений и способам вос­приятия учебного материала различаются следующие группы:

а) слепые и практически слепые (так называемые частичновидящие) дети с остротой зрения в пределах от 0 до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу.

Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они поль­зуются в основном тактильно-слуховым способом вос­приятия учебного материала, читают и пишут по си­стеме Брайля. Обучение этих детей в основном осуще­ствляется с помощью осязания и слуха. Часть из них

при чтенчи и письме опираете*! на остаточное зрение. На­ряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чте­ния и письма укрупненного черно-белого шрифта. Одна­ко остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным Оно может обеспечить правильность и не­обходимую скорость восприятия обычного плоскопечат­ного шрифта лишь при использовании осязания Частич­новидящие подлежат обучению в специальных школах для слепых детей или в специальных классах для этих детей при школах слабовидящих. Во время занятий сле­пые и частичновидящие пользуются специальными учеб­никами и учебными пособиями (изданными по системе Брайля), специальными техническими средствами, необ­ходимым дидактическим материалом. Частичновидящие пользуются и оптикой. Все это позволяет овладевать приемами осязательного и зрительного чтения и письма, облегчающими рациональное использование и охрану остаточного зрения.

б) Слабовидящие дети с остротой зрения в пре­
делах от 0,05 до 0,09 с коррекцией стеклами на лучшем
глазу.

У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зре­ния, нарушено пространственное зрение. Все это зат­рудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зри­тельной нагрузки и мероприятиях по охране и рацио­нальному использованию неполноценного зрения во время занятий. Как правило, они подлежат обучению в специальных школах для слабовидящих. При обуче­нии этих детей применяется система специальных тех­нических и оптических средств (накладные ортоскопи-ческие, строчные лупы и др), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных, и недоразви­тых функций Однако их зрение является недостаточно устойчивым. При неблагоприятных условиях оно ухуд­шается В связи с этим такие учащиеся нуждаются в облегченном режиме зрительной нагрузки, в умелом чередовании деятельности, труда и отдыха

в) Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до
0,3—0,4 с коррекцией оптическими стеклами на луч­
шем глазу.

При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно восприни­мают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом ирсйтрайстйе. В связи с необходимостью применять специальные мето­ды и технические средства обучения, соблюдать опре­деленные гигиенические требования такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих Од­нако некоторые из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно обучаться в массовой школе.

г) Дети с остротой центрального зрения 0,4—0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами.

У этих детей не отмечается выраженных вторичных отклонений в психическом развитии Такие дети подле­жат обучению в обычных условиях массовой школы Од­нако по отношению к ним должен соблюдаться некото­рый щадящий режим (освобождение от некоторых обще­ственных поручений и заданий, так как перегрузка учеб­ной работой может отрицательно сказаться на их рабо­тоспособности.

Таким образом, мы видим, что в зависимости от разной степени нарушения остроты центрального зре­ния учащиеся пользуются разными способами восприя­тия учебного материала, что предполагает применение дифференцированных форм их обучения в специальной школе для слабовидящих и в массовой школе.

Наши рекомендации