Системный характер нарушения зрения
И вторичные отклонения в развитии
Слабовидящих детей
При аномальном развитии детей с сенсорными недостатками (слабовидящие, глухие и др ) отмечаются:
а) первичные отклонения в деятельности функций,
обусловленные повреждением того или иного органа
вследствие заболеваний или травматических повреж
дений организма;
б) вторичные отклонения в виде временного недо
развития некоторых психических и двигательных функ
ций, тесно связанных с пострадавшими сенсорными функ
циями. Так, при нарушении зрения, как отмечалось
выше, обнаруживаются затруднения в развитии двига
тельных функций, ориентации в пространстве, восприя
тии, в формировании предметных и пространственных
представлений Все это обусловливает специфические
трудности при обучении.
Прежде всего отмечаются отклонения в развитии самой зрительной системы. Это так называемые внутрисистемные функциональные нарушения зрения (острота зрения, поле зрения, цветоразличение и др.). Нарушения зрительной системы отрицательно сказываются на формировании других систем, тесно связанных со зрением (двигательная ориентация, пространственное и предметное восприятие с помощью осязания или слуха и т. д.).
При внутрисистемном нарушении или недоразвитии какой-либо функции зрения в той или иной степени могут пострадать другие звенья зрительной системы. Так, например, при снижении до определенного уровня остроты центрального зрения часто отмечается сужение поля зрения. При нарушении бинокулярною, стереоско-
пического, зрения отмечаются отклонения в развитии двигательных функций глаза (недостатки фиксации взора, снижение амплитуды движения глаз, нарушение прослеживающих функций), недостатки контрастного различения. Недоразвитие или нарушение двигательных функций глаза, в свою очередь ограничивает возможности обозрения окружающего мира, затрудняет развитие динамического восприятия, пространственной ориентации. Все это значительно затрудняет формирование зрительно-сенсорных функций. Обеднение сенсорного опыта при сохранности интеллекта и речи у слабовидящих детей иногда обусловливает диспропорции в развитии непосредственно чувственных систем связей, с одной стороны, и словеснологических связей — с другой.
При межсистемном нарушении функций отмечаются недостатки и задержки не только в развитии психических функций, но имеют место также недостатки в физическом развитии и формировании движений.
Отсутствие необходимого самоконтроля и саморегулирования движений при неполноценном зрении отрицательно сказывается на двигательных функциях. Исследования показывают, что у слабовидящих школьников отмечаются замедленность темпа движений, недостатки координации и точности, отклонения в развитии чувства ритма и пространственной ориентации, в частности, во время занятий физкультурой, спортом, трудом. У них нарушается также микроориентировка при чтении, письме, рисовании и других видах деятельности, связанных с использованием зрения. Все это обусловливает специфические трудности обучения детей с нарушениями зрения.
Степень выраженности вторичных отклонений в развитии зависит от многих причин: от возраста, в котором наступило нарушение зрения, от индивидуальных и типологических особенностей учащихся, от разных причин снижения зрения, структуры и состава нарушенных функций, а также от компенсаторных возможностей и условий обучения и воспитания.
Вторичные отклонения в развитии можно предупредить Возникшие отклонения могут быть преодолены в процессе правильно организованного обучения.
Нормализация хода развития слабовидящего ребенка зависит от характера и степени нарушения функций,
с одной стороны, и процессов компенсации и коррекции, с другой. Развитие процессов компенсации связано с мобилизацией резервных возможностей как внутри зрительной системы, так и в других сенсорных системах. Наиболее успешно процессы компенсации и восстановления функций зрения осуществляются в результате коррекционно-воспитательнои работы, в ходе обучения и воспитания детей, сочетающихся с лечебно-восстановительной работой.
Процесс нормализации развития ребенка зависит главным образом от содержания, методов и условий обучения. Путем специально направленного обучения можно на очень ограниченной чувственной основе нормализовать психическое и физическое развитие.
Исследования дефектологов (А. И. Мещеряков, И А Соколянский, А В. Ярмоленко и др ) показали, что в условиях специального обучения даже слепоглухонемые дети могут достигнуть высокого совершенства в сенсорном и умственном развитии, получить среднее, а в некоторых случаях и высшее образование.