Аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей
М.И. 3EMUOBA
УЧИТЕЛЮ
О ДЕТЯХ
С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ
М. И. ЗЕМЦОВА
УЧИТЕЛЮ
О ДЕТЯХ
С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ
МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1973
371.9 3-55
Рекомендовано к изданию
Рсдакционно-издательским советом
АПН СССР
Земцова М. И.
355 Учителю о детях с нарушениями зрения. М., «Просвещение», 1973. 159 с. с ил.
В книге раскрываются особенности развития детей ,. нарушениями зрения, освещаются способы и приемы, с помощью которых можно предупредить или преодолеть неуспеваемость такчх детей Пособие рассчитано на учителе?1 1"а(.с.-Вых шьол и может быть ис"Э1ыовано воспитателями и школьгн'мл ррд гами
0065-268
3ЖоТ(оз)-73 >78~73 371-9
Издательство «Просвещение» 1973
ПРЕДИСЛОВИЕ
Для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в нашей стране создана дифференцированная сеть специальных общеобразовательных трудовых политехнических школ. В этих школах слепые и слабовидящие учащиеся получают общее образование, политехническую и трудовую подготовку, идейное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание. Им обеспечиваются условия для всестороннего развития умственных и физических способностей.
Но значительное число слабовидящих детей в настоящее время обучается в массовых школах в одних и тех же классах с нормально видящими школьниками. Естественно, что в массовой школе нельзя полностью воспроизвести те специфические условия, какие имеются в специальных школах. Поэтому при обучении этих детей учителя массовой школы нередко встречаются с затруднениями, которые усугубляются незнанием характера и структуры зрительных дефектов, своеобразия психического и физического развития при слабовидении. В связи с этим при обучении в массовой школе такие дети не всегда получают своевременную помощь, в которой они нуждаются, что нередко приводит к стойкой неуспеваемости и второгодничеству.
Чтобы предотвратить трудности в обучении и неуспеваемость слабовидящих детей, учителю необходимо знать их во всрх отношениях.
Разностороннее знание структуры зрительных дефектов, состава нарушенных функций зрения, характера вторичных отклонений в физическом и умственном развитии позволит учителю найти эффективные методы обучения и воспитания учащихся при разных формах аномального развития.
В предлагаемой вниманию учителя книге делается первая попытка рассмотреть вопросы научно обоснован-
i:oro обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы. Наибольшее внимание при этом уделяется той категории детей с нарушениями зрения, которые испытывают специфические трудности в процессе обучения. В книге освещаются основы обучения слабовидящих, некоторые данные, характеризующие нарушения функций зрения, особенности познавательной деятельности при нарушении зрения, пути и условия компенсации и коррекции нарушенных и недоразвитых функций, некоторые методы и принципы организации обучения и, наконец, гигиенические требования к учебной работе.
Главная задача нашей книги — помочь учителю массовой школы повысить успеваемость и обеспечить развитие умственных и физических способностей слабовидящих детей.
Автор с глубокой благодарностью воспримет все замечания и предложения, направленные на дальнейшее совершенствование книги. Замечания и предложения просьба направлять по адресу: Москва, Погодинская ул., д. 8, Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР.
АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ, ПУТИ КОРРЕКЦИИ И КОМПЕНСАЦИИ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
Основные понятия об анатомическом устройстве глаза и функциях зрения
Зрительный анализатор является сложной функциональной системой, включающей воспринимающий прибор зрения (глаз), зрительный нерв, по которому из окружающей среды сигналы поступают в кору больших полушарий мозга, и наконец воспринимающие клетки в затылочной области коры и рассеянные зрительные элементы в других областях коры.
Высокая организация нервных элементов зрительной системы обеспечивает сложный зрительно-пространственный анализ и синтез воспринимаемых предметов, процессов и, явлений действительности.
Кратко остановимся на описании элементов зрительной системы.
Глазное яблоко (рис. 1) состоит из наружной оболочки— склеры. Передняя часть склеры переходит в прозрачную ткань— роговицу. Наружные волокна склеры
Ресничная мышца |
Стекловидная масса Центральная ямка Зрительная ось |
Роговица Радужная оболочка Передняя камера |
Сосудистая оболочка
Рис 1. Схема глаза человека.
образуют твердую оболочку зрительного нерва. Изнутри склера выстлана богатой кровеносными сосудами оболочкой, носящей название сосудистого тракта, в котором различаются три части: сосудистая оболочка, ресничное тело и радужная оболочка (радужка). Впереди сосудистая оболочка постепенно уплощается, образуя ресничное тело, в состав которого входят ресничная и аккомодационная мышцы. С помощью последней устанавливается глаз для зрительного восприятия предметов, находящихся на различных расстояниях от наблюдателя. Ресничная мышца иннервируется волокнами глазодвигательного нерва. Радужная оболочка составляет часть сосудистого тракта с отверстием посредине — зрачком. Радужка у разных людей имеет разный цвет, что зависит от содержания в ней пигмента. В радужке имеются мышцы, с помощью которых суживается и расширяется зрачок. За радужкой расположен хрусталик. Позади хрусталика все пространство глазного яблока заполнено стекловидным телом. Внутренняя оболочка глазного яблока — сетчатка расположена с внутренней стороны сосудистого тракта. По своему строению она является наиболее сложной и несет важные функции зрения, обеспечивающие процесс зрительного восприятия.
Сетчатка глаза состоит из нескольких слоев нервных клеток, заканчивающихся концевыми аппаратами: палочками и колбочками, которые являются рецепторами света. Палочки характеризуются высокой чувствительностью к слабым интенсивностям света и являются аппаратами сумеречного и ночного зрения. Колбочки являются аппаратами дневного зрения. В сетчатке глаза насчитывается 130 миллионов палочек, которые размещены главным образом по периферии сетчатки глаза, от них зависит состояние поля зрения. В сетчатке же имеется 7 миллионов колбочек, размещенных в центральной части сетчатой оболочки, преимущественно в области желтого пятна. От них зависит состояние центрального зрения и цветоразличение. Наиболее важное значение имеет центральная часть сетчатки— желтое пятно, имеющее углубление — центральную ямку. Желтое пятно лежит кнаружи от соска (диска) зрительного нерва. Центральная ямка состоит из одних колбочек. В желтом пятне за пределами центральной ямки размещаются палочки, количество которых увеличивается к периферии сетчатки. Место вхождения зрительного нерва (слепое пятно) лишено фоторецепторов.
Левое поле зрения
Правое поле зрения
Левый 'ПОЗ |
Правый глаз Зрительный нерв Ци пиарный узел Подкорковый зрительный узел |
Хиазма - Зрительный тракт |
Зрительный центр в коре за -тылочной области мозга
Рис 2. Зрительные нервные пути.
Нервное возбуждение, возникающее в сетчатке глаза, под влиянием световой энергии, передается в проводящие нейроны, длинные отростки которых выходят из глазного яблока и образуют зрительный нерв. Волокна зрительных нервов обоих глаз после частичного перекреста (хиазмы) выходят в виде отдельных нервных стволов, так называемого зрительного тракта (см. рис.2). Зрительный тракт кончается в первичных зрительных центрах подкорки (наружном коленчатом теле, зрительном бугре и переднем четверохолмии). Из наружного коленчатого тела зрительные нервные пути идут к корковым зрительным центрам, расположенным в затылочной области. При световом воздействии подкорка оказывает влияние на общий тонус центральной нервной системы и на эмоционально-волевую сферу человека. В подкорковых образованиях происходит частичное переключение импульсов со зрительных нервных путей на слуховые, двигательные и другие, что частично обеспечивает связь зрения с другими видами чувствительности. В своей функциональной деятельности глаз тесно связан с корой больших полушарий мозга и
находится под постоянным ее воздействием. Благодаря этому обеспечиваются сложные процессы зрительно-пространственного анализа и синтеза. В коре через многочисленные разветвления нервных путей происходит переброска импульсов из слуховой, двигательной и других областей в затылочную область. Это позволяет осуществлять зрительно-пространственную ориентацию с участием других сенсорных функций.
Слабовидящих детей
При аномальном развитии детей с сенсорными недостатками (слабовидящие, глухие и др ) отмечаются:
а) первичные отклонения в деятельности функций,
обусловленные повреждением того или иного органа
вследствие заболеваний или травматических повреж
дений организма;
б) вторичные отклонения в виде временного недо
развития некоторых психических и двигательных функ
ций, тесно связанных с пострадавшими сенсорными функ
циями. Так, при нарушении зрения, как отмечалось
выше, обнаруживаются затруднения в развитии двига
тельных функций, ориентации в пространстве, восприя
тии, в формировании предметных и пространственных
представлений Все это обусловливает специфические
трудности при обучении.
Прежде всего отмечаются отклонения в развитии самой зрительной системы. Это так называемые внутрисистемные функциональные нарушения зрения (острота зрения, поле зрения, цветоразличение и др.). Нарушения зрительной системы отрицательно сказываются на формировании других систем, тесно связанных со зрением (двигательная ориентация, пространственное и предметное восприятие с помощью осязания или слуха и т. д.).
При внутрисистемном нарушении или недоразвитии какой-либо функции зрения в той или иной степени могут пострадать другие звенья зрительной системы. Так, например, при снижении до определенного уровня остроты центрального зрения часто отмечается сужение поля зрения. При нарушении бинокулярною, стереоско-
пического, зрения отмечаются отклонения в развитии двигательных функций глаза (недостатки фиксации взора, снижение амплитуды движения глаз, нарушение прослеживающих функций), недостатки контрастного различения. Недоразвитие или нарушение двигательных функций глаза, в свою очередь ограничивает возможности обозрения окружающего мира, затрудняет развитие динамического восприятия, пространственной ориентации. Все это значительно затрудняет формирование зрительно-сенсорных функций. Обеднение сенсорного опыта при сохранности интеллекта и речи у слабовидящих детей иногда обусловливает диспропорции в развитии непосредственно чувственных систем связей, с одной стороны, и словеснологических связей — с другой.
При межсистемном нарушении функций отмечаются недостатки и задержки не только в развитии психических функций, но имеют место также недостатки в физическом развитии и формировании движений.
Отсутствие необходимого самоконтроля и саморегулирования движений при неполноценном зрении отрицательно сказывается на двигательных функциях. Исследования показывают, что у слабовидящих школьников отмечаются замедленность темпа движений, недостатки координации и точности, отклонения в развитии чувства ритма и пространственной ориентации, в частности, во время занятий физкультурой, спортом, трудом. У них нарушается также микроориентировка при чтении, письме, рисовании и других видах деятельности, связанных с использованием зрения. Все это обусловливает специфические трудности обучения детей с нарушениями зрения.
Степень выраженности вторичных отклонений в развитии зависит от многих причин: от возраста, в котором наступило нарушение зрения, от индивидуальных и типологических особенностей учащихся, от разных причин снижения зрения, структуры и состава нарушенных функций, а также от компенсаторных возможностей и условий обучения и воспитания.
Вторичные отклонения в развитии можно предупредить Возникшие отклонения могут быть преодолены в процессе правильно организованного обучения.
Нормализация хода развития слабовидящего ребенка зависит от характера и степени нарушения функций,
с одной стороны, и процессов компенсации и коррекции, с другой. Развитие процессов компенсации связано с мобилизацией резервных возможностей как внутри зрительной системы, так и в других сенсорных системах. Наиболее успешно процессы компенсации и восстановления функций зрения осуществляются в результате коррекционно-воспитательнои работы, в ходе обучения и воспитания детей, сочетающихся с лечебно-восстановительной работой.
Процесс нормализации развития ребенка зависит главным образом от содержания, методов и условий обучения. Путем специально направленного обучения можно на очень ограниченной чувственной основе нормализовать психическое и физическое развитие.
Исследования дефектологов (А. И. Мещеряков, И А Соколянский, А В. Ярмоленко и др ) показали, что в условиях специального обучения даже слепоглухонемые дети могут достигнуть высокого совершенства в сенсорном и умственном развитии, получить среднее, а в некоторых случаях и высшее образование.
Острота центрального зрения
Острота центрального зрения является основной функцией, от которой в значительной мере зависит состояние других функций зрительной системы. В норме острота зрения равна 1,0. Под ней понимается способ-
2* 19
VO1(| .500
V.0I6 D -33 3
V OJ 0-25O
Xо
V.0 3 D 16 87
Рис З Таблицы для определения
V=04 0-12 5
V-0 5 0=100
V.06 0=8 33
О
F V
V-0,7 0 -71*
* Ь С
V.08 ИХ If 4 О ffc *■» А
.0,9 0-555 О X A
V1 It
If t CXA *
остроты зрения у детей
ность глаза различать две светящиеся точки под углом зрения, равным одной минуте. Острота зрения определяется при помощи специальных таблиц, оптотипов и других способов проверки функций зрения. Для проверки зрения у детей используются специальные таблицы (см. рис. 3).
Следует различать, как отмечалось выше, остроту зрения для дали и остроту зрения для близи. При небольшой степени дальнозоркости (гиперметропии и ги-перметропическом астигматизме) острота зрения для близи хуже, чем острота зрения для дали.
При близорукости слабой степени (миопии и миопи-чсском астигматизме) острота зрения при работе на близком расстоянии лучше.
Повышению остроты зрения способствует ношение корригирующих очков, наличие благоприятных условий освещенности, а также регламентирование зрительной нагрузки и др.
В настоящее время научными исследованиями установлено, что нарушение остроты зрения школьников ие является основной функцией, от которой зависит ход психического и физического развития.
Часто встречаются дети с очень низкой остротой зрения. Однако они успешно овладевают системой знаний и умений и не обнаруживают выраженных отклонений в развитии. Вместе с этим бывают случаи, когда при' менее глубоких нарушениях зрения учащиеся затрудняются в овладении учебным материалом.
Острота зрения у школьников может изменяться в процессе учебной работы, как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения (А. И. Каплан, Н. Г. Крач-ковская, Н. В. Серпокрыл и др.). У одних учащихся б условиях школьного обучения острота зрения заметно повышается, у других она снижается, i третьих остается относительно стабильной. Снижение остроты зрения зависит от многих причин: от характера и клинических форм нарушения зрения, от условий обучения, от режима зрительной нагрузки и др. Снижение остроты зрения отмечается также вследствие перенесенных болезней, переутомления, ухудшения функционального состояния центральной нервной системы и всего организма, от особенностей протекания патологического процесса.
При нарушении остроты зрения до известных пре лелов (до 0,1 и ниже) у учащихся возникают значительные трудности во время чтения, письма, восприятия изображений, ориентировки в пространстве. Уча щиеся не могут обозревать с парты написанное hj доске, узнавать географические объекты на карте, воспринимать детали изображений на картинах и т. п.
У них возникают трудности при зрительном восприятии предметов крупных размеров, расположенных на большом расстоянии от наблюдателя (здания, различные сооружения и т. п.), при выполнении практических работ. Их зрительное восприятие характеризуется замедленностью, фрагментарностью, недостатками зрительного анализа.
При благоприятных условиях острота зрения может не только восстанавливаться до прежнего уровня, но и в некоторых случаях повышаться. Этому в значительной мере содействуют лечение, специально направленная коррекционно-воспитательная работа и осуществление системы мероприятий по охране и рациональному использованию зрения при обучении слабовидящих детей.
Чаще всего повышение остроты зрения встречается у дальнозорких детей. У некоторых из них зрение корригируется оптическими стеклами настолько хорошо, что они пользуются зрением, как и нормально видящие дети.
Огромное влияние на состояние остроты зрения, как это будет показано ниже, оказывает состояние освещенности школьных помещений. При достаточном уровне освещенности острота зрения повышается. При низкой освещенности острота зрения снижается. Значительное влияние на состояние остроты зрения оказывает учебная нагрузка учащихся (исследования Е. М. Белостоцкой, В. И. Белецкой, А. Н. Гнеушевой и др.). При некоторых клинических формах нарушения зрения (при атрофии зрительного нерва, миопии с изменением глазного дна, при дальнозоркости и др ) под влиянием учебной нагрузки острота зрения, видимость и другие функции могут изменяться в сторону ухудшения (исследования А. Н. Гнеушевой). При катаракте острота зрения может оставаться неизменной в течение длительного времени, а после операции она повышается (А. И. Каплан).
Снижение остроты зрения отражается на общем самочувствии и работоспособности. Состояние остроты центрального зрения имеет важное значение для формирования непосредственно-чувственного опыта ребенка. Правильность и полнота зрительного восприятия объектов находится в прямой зависимости от состояния зрения. Чтобы показать зависимость точности и полноты восприятия от остроты зрения, приведем результаты изучения 38 учащихся начальных классов с разной степенью нарушения остроты центрального зрения. Детям было предложено узнать с помощью зрения хорошо им знакомые муляжи разных фруктов и овощей: яблоко, груша, слива, апельсин, морковь, картошка, репа. Выяснилось, что дети с остротой зрения от 0,01 до 0,05 правильно опознали 49% предъявленных им объектов, с остротой зрения от 0,06 до 0.09—62% и, наконец, с остротой зрения от 0,1 до 0,3—75%. При предъявлении этих же объектов нормально видящим школьникам наблюдалось безошибочное узнавание каждого из них. Некоторые первоклассники с глубокими нарушениями остроты зрения в пределах 0,01—0,05 при восприятии муляжей обнаруживали грубые уподобления,- ошибки и замены одного объекта другим, например, по признаку цвета муляж картошки называли грушей, репой, муляж сливы — абрикосом и т. п., в то время как нормально видящие дети, а также дети, у которых зрение хорошо корригируется стеклами, безошибочно узнали все предъявленные им муляжи фруктов и овощей. Из этих данных мы видим, что состояние остроты зрения оказывает заметное влияние на правильность узнавания предметов, что нередко связано с формальным усвоением знаний.
Характер восприятия учебного материала и окружающих предметов зависит также от состояния других функций зрительной системы' поля зрения, бинокулярного зрения, цветоразличения, а также от состояния двигательных функций глаза.
Большое влияние на состояние зрительной системы оказывает тяжесть и характер перенесенных заболеваний или нарушений центральной нервной системы. При одной и той же остроте зрения, но при разных клинических формах нарушения и аномалиях развития органа зрения зрительные возможности восприятия слабовидящих детей различны.
Двигательные функции глаза
Глазодвигательные функции способствуют лучшей настройке зрения и работе оптической системы глаза при рассматривании предметов.
При нормальном зрении движения глаз позволяют фиксировать взгляд и прослеживать взором воспринимаемые объекты. Дети постепенно овладевают приемам» движений глаз, позволяющими фиксировать взор при восприятии предметов, прослеживать движение предметов (сначала в горизонтальном, потом в вертикальном направлении). По мере укрепления связи между зрительно-сенсорными и двигательными компонентами зрительной системы развиваются произвольные движения глаз, позволяющие производить с помощью мышечного
чувства различные измерительные функции при оценке формы, взаимного положения предметов, расстояний, а также при восприятии предметов в трехмерном пространстве.
Согласно литературным данным (М. Б. Эйдинова и др.) развитие движений глаз протекает наиболее интенсивно в возрасте от трех до пяти месяцев. В этот период отрабатывается фиксация взора (исчезают некоординированные движения глаз. Ребенок научается сосредоточивать внимание на ярких предметах, удаленных от него на 0,5—1 ж, а к двум месяцам он уже замечает яркие предметы на расстоянии 2 м.
Движения глаз сочетаются с движением головы, что позволяет нормально видящему ребенку к четырем месяцам жизни «ощупывать» предметы взором с расстояния 5—6 м (М. Б. Эйдинова).
Зрительное сосредоточение развивается преимущественно в зависимости от формирования умений управлять положением тела в пространстве.
Сочетание движений глаз с движением головы, рук и всего тела связано с возникновением зрительно пространственного синтеза и развитием пространственных представлений.
Зрительное восприятие предметов и схватывание их руками способствуют развитию у детей Оценки места расположения предмета и расстояния до него. В результате многократного сочетания зрительного анализа с •движением рук и движением глаз образуются сложные зрительно-двигательные системные связи, которые служат физиологической основой формирования зрительных представлений и развития зрительно-пространственного анализа и синтеза.
В связи с развитием зрительно-сенсорных и двигательных функций пространственный анализ и синтез совершенствуются, а также развивается зрительное внимание, зрительно-двигательная и зрительно-слуховая память, наглядное мышление и другие высшие формы познавательной деятельности.
У многих слабовидящих детей при патологическом состоянии зрения отмечаются выраженные задержки развития движений глаз, вследствие системных нарушений глазодвигательных функций.
Движения глаз находятся в известной зависимости от остроты зрения. Так, при остроте зрения от 0,06 до 0,2
почти у всех учащихся отмечаются (в той или иной степени) нарушения двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора, нистагмоидные движения, нарушение прослеживающих функций, содружественность в работе правого и левого глаз, изменение амплитуды движений глазных яблок, некоторые ограничения в повороте глаз и др. (Э. С. Аветисов, Н. В. Серпокрыл, И. Л. Смо-льянинова, И. М. Романова и др.). Эти недостатки глазодвигательных функций у слабовидящих детей объясняются как врожденными аномалиями развития органа зрения, так и вторичными отклонениями в развитии мышечной чувствительности глаза; вторичные отклонения связаны с дефектами функций оптической системы зрения. При нарушении мышечной чувствительности глаза затрудняется пространственная оценка воспринимаемых объектов.
Своеобразие процесса видения у слабовидящих проявляется в нарушении соотношения между собственно зрительным различением и двигательными функциями глаза.
Уровень недоразвития двигательных функций глаз у слабовидящих зависит от характера и тяжести дефектов зрения, а главным образом от состояния остроты центрального зрения.
При некоторых формах нарушения центральной нервной системы отклонения в развитии глазодвигательных функций носят первичный характер, например при косоглазии, парезе мышц глаза и др.
Недоразвитие функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет восприятие дистантно расположенных объектов, обозрение окружающей действительности, наблюдение за процессами и явлениями. У слабовидящих учащихся отмечаются также трудности в глазомерной оценке предметов и расстояний, обусловленные нарушениями движений глаз, например во время выполнения и восприятия изображений, проведения измерительных действий, занятий физкультурой, спортом, трудом и др.
При нарушении фиксации взора и функций, обеспечивающих прослеживание движущихся объектов, страдает динамическое зрительное восприятие. Некоторые дети (при остроте зрения 0,1 и ниже) иногда не узнают живых птиц, домашних ж.ивотных даже после предварительного рассматривания на картинках.
Это в значительной мере объясняется неумением этих детей обозревать и наблюдать находящиеся в движении предметы. При чтении рисунков и чертежей нарушение динамического восприятия объясняется неумением правильно соотносить трехмерные объекты с двухмерным изображением на плоскости.
В связи с недоразвитием зрительно-сенсорных и глазодвигательных функций у слабовидящих школьников возникают определенные трудности при формировании сложных синтетических зрительно-пространственных образов.
Глазодвигательные функции в процессе обучения могут развиваться и совершенствоваться за счет образования более сложных системных связей между зрительными и двигательными компонентами глаза.
Для успешного развития нарушенных движений 1лаз важно создавать условия, которые позволяли бы слабовидящим детям целенаправленно наблюдав предметы, процессы и явления действительности, обозревать окружающий мир, опираясь на осязание, слух и другие виды чувствительности, формировать сложные синтетические образы предметов и явлений действительности, совершенствовать приемы пространственной ориентации при передвижении, во время занятий физкультурой, трудом, ритмикой, игровой деятельностью.
Важное значение для развития глазодвигательных функций имеет специальная система целенаправленных упражнений, в процессе выполнения кЪторых формируются приемы восприятия предметов при их рассматривании, развиваются глазомер, приемы приближенных измерительных оценок объектов и отношений между ними.
В целях формирования глазодвигательных функций применяются специальные дидактические упражнения, способствующие развитию восприятия формы, размеров, предметов, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и т. п. Они могут использоваться во время изучения геометрического материала, системы метрических мер, проведения измерительных и графических работ в связи с обучением математике, черчению, рисованию, труду и другим учебным предметам.
Большое воспитательное значение имеют также различные упражнения в обведении контуров фигур, вырезывании, выпиливании, лепке, конструировании, выполнении различных аппликационных работ и др.
Важным средством развития движений глаз могут служить подвижные игры с транспортными игрушками, а также подвижные игры, связанные с ориентацией детей в пространстве: игра в мяч, городки, серсо, кегли и т. п.
Подвижные игры, требующие фиксации взора, оценки расстояния, направления движений, помогают формировать приемы зрительного восприятия, связанные с совершенствованием глазодвигательных функций и зрительно-пространственного анализа и синтеза. Использование этих приемов особенно важно для тех слабовидящих детей, у которых недоразвито мышечное чувство глаза.
Изменение корковых функций зрительнсй системы при нарушении зрения
Образование в процессе развития ребенка разносторонних внутрисистемных и межсистемных связей определило доминирующую роль зрения в восприятии окружающей действительности, в ориентации в пространстве, в познавательной и трудовой деятельности. Такая роль зрения обеспечивается сложным анатомическим устройством глаз, высокой организацией зрительной системы, ее тесной связью с разными сенсорными функциями и корой больших полушарий мозга. При нарушении или недоразвитии зрения значительно обедняется информация, поступающая в кору больших полушарий мозга. Снижение потока зрительных импульсов, * поступающих в мозг с сетчатки глаза, ведет к изменению функциональной деятельности коры: отмечается снижение или полное исчезновение в затылочной области так называемого альфа-ритма, перестраивается вся корковая нейродинамика (А. М. Зимкина, Л. А. Новикова, Е. Н. Соколов).
У некоторых слабовидящих школьников отмечается нарушение корковой ритмики в затылочной области коры, что может свидетельствовать о чрезвычайном перенапряжении центральной нервной системы при патологии зрения (Н. Н. Зислина).
Электрическая активность мозга изменяется в зависимости от степени нарушения зрения (Л. А. Новикова). При остроте зрения 0 (абсолютная слепота) альфа-ритм регистрируется в 14% случаев; при 0,04 — в 38%; при 0,05—0,09 —в 65%; при 0,1 - 0,3 —в 77%. Нарушение альфа-ритма в затылочной области может служить пока-
4 М И. Земцоаа 49
зателем изменения функционального состояния остроты зрения.
При нарушении зрения изменяется также и амплитудная характеристика регистрируемых на энцефалограмме кривых. По мере снижения зрения отмечается все более депрессивный вид кривой. При остроте зрения О амплитудные колебания в 30 мкв отмечаются в 77% случаев. При остроте зрения 0,05—0,04 такие колебания наблюдаются в 60% случаев; при 0,05—0,09 — в 53%; при 0,1—0,3 —в 27%.
В зависимости от степени нарушения остроты центрального зрения изменяется распределение импульсов, поступающих из сетчатки глаза в кору. Если при нормальном зрении фокус электрической активности мозга находится в затылочной области, то при резком снижении зрения и при слепоте фокус электрической активности перемещается в центральную область коры. Так, при абсолютной слепоте фокус электрической активности в затылочной области отмечается в 14% случаев, в центральной области в 46%. При остроте зрения в пределах 0,05—0,09 фокус электрической активности в затылочной области отмечается в 47,5% случаев, в центральной—в 32,5%- При остроте зрения в пределах 0,1—0,3 фокус электрической активности в затылочной области отмечается в 74% случаев, в центральной области — в 17% (Л. А. Новикова).
Перестройка нейродинамических процессов в коре при нарушениях зрения возникает в связи с сокращением поступления в кору зрительных импульсов с сетчатки глаза.
Перестройка корковой нейродинамики зависит от состава и структуры нарушенных функций, с одной стороны, и от развивающихся процессов компенсации — с другой. Изменения корковой ритмики при разной степени нарушений зрения у учащихся могут указывать на сложные процессы, которые захватывают всю организацию работы зрительной системы.
Изучение слабовидящих детей
Учителю массовой школы необходимо иметь представление о зрительных возможностях учащихся, разбираться в диагнозах, причинах снижения зрения, хорошо знать условия, при которых может ухудшаться или
улучшаться зрение, иметь представление об особенностях развития, специфических трудностях усвоения знаний.
Учитель должен завести на каждого слабовидящего ребенка по особой тетради. В ней ему следует отмечать специфические трудности в связи с усвоением знаний, причины этих трудностей, предпринятые учителем меры для их предупреждения и эффект, полученный в результате индивидуальной работы. У учителя должен быть список слабовидящих школьников с указанием степени нарушения зрения, диагноза, рекомендаций врача относительно режима зрительной работы, показаний и противопоказаний к отдельным видам общественно полезного труда, показаний и противопоказаний, относящихся к физическому воспитанию и занятию спортом.
Необходимость изучения слабовидящих детей диктуется еще и тем, что до поступления в школу многие из них не знают об имеющихся у них недостатках зрения. Часто и родители и учителя не подозревают, что у детей возникают трудности при обучении вследствие низкого зрения.
Известно, что некоторые ранее перенесенные болезни могут оказать отрицательное влияние на ход развития ребенка.
Поэтому учителю важно в первые же дни обучения слабовидящего ребенка в школе собрать о нем детальные сведения и выяснить: в каком возрасте и по какой причине у него снизилось зрение; узнать, не было лн у ребенка до поступления в школу каких-либо заболеваний или травматических повреждений центральной нервной системы; не было ли каких-либо иных заболеваний.
Знание состояния здоровья и зрения ребенка, хода его развития поможет учителю выяснить причины, обусловливающие специфические трудности при усвоении знаний, и оказать этим детям своевременную помощь.
В некоторых школах отсутствуют медицинские данные о состоянии здоровья и зрения учащихся. Поэтому учитель должен обратиться к школьному врачу с просьбой детально обследовать состояние зрительных функций, общее состояние центральной нервной системы и всего организма.
ШШ |
ЩШ |
ШШШШш |
I I I I I I I I I I , I I I I I I I t I I I I I I I I I I l-l I I I
Рис. 8 Недостатки письма у слабовидящих детей (I класс)
tli |
JJJJf |
ILL I |
Рис 9 Образец правильного письма слабовидящего (I класс).
Наряду с этим сам учитель может путем наблюдения за учащимися на уроках определить в первые же дни пребывания ребенка в школе, имеющиеся у него зрительные недостатки. Как правило, дети, которые плохо видят, наклоняют голову близко к книге или тетради, небрежно пишут, испытывают трудности при чтении, рассматривании и выполнении рисунков, допу<