Перечень дополнительных диагностических методик.
Для получения информации об индивидуальном своеобразии готовности к обучению в школе детей отнесенных к группам риска и экстра-риска целесообразно провести индивидуальное углубленное обследование.
Для достижения поставленной цели мы предлагаем перечень дополнительных диагностических методик.
Изучаемые феномены | Показатели развития | Диагностические методики |
Школьная зрелость и регуляторные способности | - умение действовать по образцу; - зрительно-моторная координация; - концентрация внимания; - внимательность; - память (кратковременная речевая и зрительная); - произвольность; | «Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йиерасека» (20) «Тест Тулуз – Пьерона» (23) «Кратковременная речевая память» (26) «Произвольное владение речью») (26) |
Умственные способности | -визуальное мышление; -гибкость интеллектуальных действий; - понятийное интуитивное мышление; - понятийное логическое мышление; - понятийное речевое мышление; - понятийное образное мышление; - абстрактное мышление; | «Тест Равена» (17) «Угадай задуманную картинку» (Ф.А.Мошер) (16) «Интуитивный визуальный анализ – синтез» «Речевые аналогии» «Визуальные аналогии» «Интуитивный речевой анализ – синтез», «Речевые аналогии» «Визуальная классификация», «Визуальные аналогии», «Интуитивный визуальный анализ – синтез» «Абстрактное мышление» (комплект Ясюковой ) (26) |
Сенсорные способности | - умения обследования, восприятия при помощи разных анализаторов, группировки объектов по свойствам; - умения оперировать сенсорными эталонами; | Методика «Эталоны» (О.М Дьяченко) (19) Методика « перцептивное моделирование» (В.В. Холмовская») (19) |
Творческие способности | - преобразование объектов окружающего мира; - умения символизации; | «Цыпленок» (Н.Е. Веракса) (7) |
Коммуникативные способности | - умение принимать цель совместной деятельности; - умение договариваться; - умение распределять обязанности; - умение строить деловой диалог; - умение бесконфликтно разрешать проблемные ситуации; - умения социальной перцепции; | Диагностическое задание «Варежка» (Л. А. Венгера) (6) |
Мотивация школьного учения | -структура, вид, взаимосвязь и устойчивость мотивов к обучению в школе. | Субтест ДУМ (15) |
Примечание 1: Содержательная составляющая диагностических заданий в ряде случаев предполагает возможности выявления уровня освоения ребенком образовательной программы по математике и развитию речи.
Примечание 2.: Цифрами обозначены источники, в которых дается описание диагностических методик.
Предложенные методы могут применяться при необходимости:
- получения полной уточненной информации о сформированности необходимых способностей;
- выявления причин отклоняющегося развития, низкого качества образования;
- разработки индивидуальных образовательных маршрутов;
- комплексного сопровождения процесса развития ребенка.
Заключение
Оценка готовности ребенка к обучению в школе - сложный и динамичный процесс, эффективность которого предопределяется грамотным концептуальным обоснованием процедуры обследования; наличием четко обозначенных параметров (компонентов, показателей, критериев) изучаемого феномена, логически выстроенной технологии организации, проведения диагностики и обработки полученных результатов; достаточным уровнем профессиональной компетентности специалистов, задействованных в ней.
Данные психолого-педагогической диагностики являются существенным основанием для определения уровня готовности ребенка к школе в соответствии с основными системообразующими компонентами, для анализа и последующей коррекции педагогического процесса по данному направлению в дошкольном образовательном учреждении; для обогащения портфолио выпускника; для построения индивидуальных программ развития ребенка в процессе его адаптации к школьному обучению.
Разносторонний комплексный анализ развития ребенка до школы необходим для того, чтобы с одной стороны решить вопрос о том какой вариант обучения, какая про1рамма и какие требования не будут для этого чрезмерными, не приведут к ухудшению его здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, и трудностям обучения и с другой стороны - получить достаточно объективные данные о качестве деятельности ДОУ в реализации задачи подготовки ребенка к школьному обучению. Поэтому первый уровень обследования является обязательным. Его проведение целесообразно за 4 - 8 месяцев до школы.
Начальная диагностика (ноябрь-декабрь) обеспечивает выделение факторов риска, проблем в развитии общих способностей, функциональной и моти-вационной готовности, помогает определить образовательный и оздоровительный маршрут для каждого ребенка, решить вопросы выбора системы занятий и их организации. Итоговая диагностика, выполняющая функцию констатации уровня готовности ребенка при поступлении в школу, позволит учесть представленные рекомендаиии,предусмотреть индивидуальные работы с первых дней его обучения.
Проведение скрининг-диагностики - процесс одновременно и радостный, и ответственный, и тревожный и волнующий как для ребенка, так и для его родителей, воспитателей. Поэтому успешность ее проведения, во многом предопределяющая (как «последняя капля») позитивный настрой при переходе ребенка в новую социальную роль, в иную ситуацию социального взаимодействия, в новое соотношение детерминант деятельности зависит от тех установок, которыми руководствуется специалист в организации и проведении диагностики. А эти установки должны быть только оптимистичными, наполненными верой в ребенка, в его самодостаточность, в его высокую социальную функцию носителя культуры гражданского общества.
Тезаурус
Скрининг – (screen) – «сито», «доска для объявлений») методика психолого-педагогической диагностики, позволяющая выявить проблемные зоны в развитии детей и наметить пути коррекционно-развивающего воздействия, отражающие индивидуальную направленность обучения.
Психолого-педагогическая диагностика – система методов, приемов, специально разработанных психолого-педагогических технологий, тестовых заданий, позволяющих определить уровень результативности образовательного процесса по отношению к разным субъектам (дети, родители, педагоги, руководители и др.), а также выявлять причины негативных тенденций, проецировать пути совершенствования качества образования.
Эксперт– сведущее лицо, приглашаемое в спорных вопросах или трудных случаях для экспертизы; специалист, дающий заключение при рассмотрении определенного вопроса.
Экспертиза – исследование или разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний.
Экспертная оценка – мотивированное экспертное суждение.
Экспертные оценки в образовании – результат психолого-педагогической экспертизы; мотивированное мнение, суждение специалистов в области образования о качестве предмета экспертизы.
Экспертный метод – комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от экспертов информации, её анализ и обобщение с целью принятия компетентного решения.
Этапы экспертной оценки – взаимосвязанные между собой процедуры, с помощью которых реализуется экспертный метод. Начальный этап включает определение цели и задач, которые должны быть решены экспертом, меры ответственности и прав эксперта, сроков проведения экспертизы. Второй этап – проведение самой экспертизы. Заключительный этап – написание экспертного заключения.
Экспертное заключение – документ, принимаемый в результате экспертной оценки.
Психолого-педагогическая компетентность эксперта – сложное многоаспектное профессионально-личностное образование, включающее ряд компетенций: когнитивную (система знаний об организации процедуры, изучаемом объекте); ценностно-мотивационную (совокупность потребностей в качественном проведении экспертизы, интереса к интерпретации результатов, к дальнейшему их использованию в коррекционной работе с детьми, профессионально-значимых мотивов деятельности); коммуникативную (система социально адекватных, психологически приемлемых средств и способов взаимодействия участниками образовательного процесса); деятельностную (совокупность профессиональных умений осуществления экспертной деятельности - организационных, диагностических, аналитических, рефлексивных, гностических).
Общая готовность -определенный уровень физического, психического и социального развития ребенка, обеспечивающий адаптацию и успешность ребенка в школьном обучении.
Специальная готовность -достигнутый ребенком уровень освоения специальных знаний и умений в области родного языка и математики, обеспечивающий успешность в овладении дисциплинами образовательной программы начальной школы.
Функциональная готовность («школьная зрелость») - базовая предпосылка овладения ребенком учебной деятельностью.
Общие способности -обобщенные способы ориентировки, обуславливающие успешность выполнения действия в нормативной ситуации. Общие способности определяют стержневую линию развития человека.
Умственные способности - к ним относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие, которые находят свое отражение в восприятии и различении объектов, осознанном использовании сенсорных эталонов как средств познания, в анализе и синтезировании целостных объектов; в умении строить наглядные модели, схемы – чертежи, решать логические задачи, классифицировать объекты, выстраивать причинно-следственные связи, устанавливать математические отношения, выполнять действия во внутреннем плане; преобразовывать объекты окружающей действительности, создавать новый продукт, символизировать объекты и отношения между ними.
Коммуникативные способности - выражаются в умении позитивно общаться с людьми, различать ситуации общения, определять собственные цели и цели партнеров по общению, адекватно понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации, предвосхищать возможности и результаты взаимодействия, уметь преобразовывать ситуации с целью оптимизации общения с окружающими, владеть способами выражения своего отношения к окружающим.
Регуляторные способности - проявляются в налаживании, оптимизации процессов, связанных с выполнением психической деятельности, в сознательном выполнении правил, в умении действовать в нормативной ситуации, в сознательном удерживании себя от негативных проявлений, в произвольности ряда психических процессов, в стремлении к проявлению внутренней позиции школьника, осознанном управлении процессом учебно-познавательной деятельности.
Готовность ребенка к школе – это достигнутый им уровень развития интеллектуальных, коммуникативных, эмоционально-волевых, социально-личностных, физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию ребенка к новым условиям организации педагогического процесса, качественное освоение учебного материала, становление его как субъекта учебной деятельности.
Качество образования –степень достижения поставленных образовательных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования предоставляемыми учреждением образовательными услугами. Качество дошкольного образования определяется гарантией семье на предоставление возможности выбора для ребенка «индивидуального образовательного маршрута» на основе разнообразия форм и методов работы с детьми; обеспечение социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий; гарантии достижения каждым ребенком минимально необходимого уровня готовности ребенка к школе.
Факторы риска – различные условия внешней и внутренней среды организма, способствующие развитию патологических состояний.
Библиографический список
1. Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. С-Пб, 1997.
2. Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников в норме и при перенесенных нервно-психологических расстройствах. Диссертация на соискание ученой степени канд. психол. наук. М., 1985.
3. Бабаева Т.И. Повышение эффективности подготовки детей к школе в детском саду /Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. СПб., 1997.
4. 4. Бабаева Т.И. «У школьного порога». М., 1999.
5. Безруких М.М. Трудные дети. М.,2003.
1. Безруких М.М., Ефимова Е.Л. , Князева Т.П. «Как подготовить ребенка к школе», М., 2001.
6. Белкин А.С., Нестеров В.В. Профессиональная компетентность педагога. М., 2003.
7. Венгер Л.А. «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.
8. Веракса Н.Е. методическое обеспечение реализации преемственности содержания дошкольного и начального школьного образования. Пособие для практических работников ДОУ. – М., 2003.
9. Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. Киев, 1993.
10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
11. Занина Л. В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов-на-Дону, 2003.
12. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994.
13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
14. Лидерс А.Г. Тест школьной зрелости Пауля Кеэса // Психолог в детском саду.-2004., № 1.
15. Лови О.В., Белопольский В.И. Руководство по использованию зрительно-моторного Гештальт-теста Бендер. М., 1996.
16. Методика диагностики готовности к обучению в школе. – Челябинск, 2004.
17. Мошер Ф.А., Хорнсби Д.Р. О постановке вопросов детьми // Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера, Р.Олвер, П. Гринфилд. Пер. с англ. – М., 1971.
18. Немов Р.С. Психология. Экспериментальная педагогика, психология и психодиагностика. – М., 1995. – книга 3.
19. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.В Венгера. – М., 1988.
20. Психолог в детском дошкольном учреждении./ под ред. Т.В. Лаврентьевой – М., 1996.
21. Петроченко Г.Г. «Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе», Минск 1982.
22. Рабочая книга детского психолога. М., 1991.
22. Российская педагогическая энциклопедия. Том 1. Ред. Давыдов В.В. Москва 1993.
23. Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001.
24. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучий /Под ред. Ю.Г. Гильбуха. Киев, 1993.
25. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. – С –Пб., 1996.
26. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности //Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994.
27. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения/Под ред. Семаго М. М. М., 2004.
28. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. -С-Пб.,2002
Приложение №1
Модель готовности ребенка к школе с позиции интегративно-личностного подхода.
Функциональная готовность | Общие способности | Мотивационная готовность (личностная) | |||
Умственные | Коммуникативные | Регулятивные | |||
Здоровье | владение сенсорными эталонами и их адекватное применение в предметно-практической деятельности | умение позитивно общаться и различать ситуации общения | умение распознавать правила поведения в школе | общее стремление ребенка в школу | |
развитость мелкой моторики | |||||
интерес к школе | |||||
умение понимать состояние другого человека, сверстника | умение анализировать и выбирать адекватный способ поведения | ||||
интеллектуальные способности, овладение действиями моделирования, умение использовать схемы, алгоритмы, ориентироваться в пространстве, умения классификации и сериации | |||||
физиологическая зрелость | соподчинение мотивов (учебная мотивация является ведущей в системе мотивов) | ||||
биологическая зрелость | владение способами выражения отношений | умение действовать по инструкции, правилу | |||
факторы риска | уровень развития адекватной самооценки, уровень развития притязаний | ||||
творческие способности к преобразованию и опосредованию | |||||
умение предвосхищать результаты общения | умение контролировать и оценивать, корректировать свое поведение в соответствии с правилом | ||||
уровень работоспособности | |||||
компетентность в математике, речевой деятельности и общения, в окружающем мире - «Я-мир» | |||||
Адаптивность |
Приложение №2
Бланк «Факторы риска».
Фамилия имя детей | Группа нозологии | Буквенный символ | Цифровой символ | Группа здоровья |
Приложение №3.