Обработку данных по «Филиппинскому тесту» см. в «Протоколах наблюдения за поведением детей во время выполнения диагностических заданий».

II серия заданий

Задание № 1. «Эталоны»

*Ошибкой считается, если ребенок не соединил какой-то предмет с фигурой или соединил не верно.

  Критерии оценки
3 балла Ребенок правильно соединяет все шесть предметов с фигурами.
2 балла Ребенок делает одну, две ошибки.
1 балл Ребенок делает три и более ошибок.
0 баллов Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно.

Задание № 2. «Машина»

*Ошибкой считается, если ребенок не отметил нужные детали конструктора (куб, полукуб, полуцилиндр, пластину), зачеркнул лишние.

  Критерии оценки
3 балла Ребенок отмечает куб, полукуб, полуцилиндр, пластину.
2 балла Ребенок допускает одну - две ошибки, пропускает нужную деталь или зачеркивает лишнюю.
1 балл Ребенок делает три и более ошибок.
0 баллов Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно.

Задание № 3. «Классификация»

* Правильным считается, если ребенок обвел линией всех домашних животных и диких животных; зачеркнул одну «лишнюю» фигуру в группе «дикие животные».

  Критерии оценки
3 балла Ребенок выполняет все правильно (объединяет животных в группы), сравнивает на основе счета или путем установления взаимно однозначного соответствия, зачеркивает одну фигуру в группе «дикие животные».
2 балла Ребенок делает одну - две ошибки (пропускает или объединяет неверно).
1 балл Ребенок делает три и более ошибок (обводит линией каждую картинку).
0 баллов Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно.

Задание № 4. «Составь предложение»

* Задание выполнено правильно, если каждому слову соответствует отдельная картинка.

* Задание выполнено неправильно, если несколько слов обозначаются одной картинкой; одно слово обозначается несколькими картинками.

  Критерии оценки
3 балла Ошибки допущены не более чем в одном задании.
2 балла Ошибки допущены в двух заданиях.
1 балл Ошибки допущены во всех заданиях.
0 баллов Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно.

Обработка данных по заданию «Пальчики здороваются» и «Игра в мяч»

См. в «Протоколах наблюдения за поведением детей во время выполнения диагностических заданий».

III серия заданий

Задание № 1. «Продолжи узор»

* Успешно выполненным считается вариант продолжения рисунка, когда ребенок четко удерживает последовательность, не привносит дополнительных элементов.



  Критерии оценки
3 балла Ребенок четко удерживает последовательность в первом узоре, не привносит дополнительных углов при написании «острого» элемента и не делает второй элемент похожим на трапецию (допускается увеличение размеров элементов или их уменьшение не более чем в 1,5 раза и единичный отрыв карандаша). В работе нет пропусков, сдвоенных элементов (четко удерживается их последовательность).
2 балла Ребенок выполняет задание с единичными ошибками (сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе от элемента к элементу и т.п.) при удержании в дальнейшем правильной ритмики узора. При выполнении второго узора допустим несколько больший разброс величины элементов, а также наличие ошибок выполнения.
1 балл Ребенок делает ошибки в выполнении первого узора (лишние элементы, нижние прямые углы). Во втором узоре ритмично повторяет сочетание равных по количеству больших и маленьких элементов (например, маленьких пиков может быть два, а больших – один), или использует чередование большого и маленького пика (упрощение графической программы и уподобление ее первому узору), не доводит узор до линии, включает дополнительные элементы, допускает частые отрывы карандаша, выраженные изменения размера узора или полное отсутствие какой-либо определенной ритмики.
0 баллов Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно.

Задание № 2. «Квадрат»

*Задание выполнено правильно, если геометрические фигуры расставлены в точном соответствии с инструкцией (соответствие формы, размера, расположения в пространстве).

  Критерии оценки
3 балла Ребенок правильно выполняет задание (ориентируется на плоскости листа, учитывает размер и форму геометрических фигур).
2 балла Ребенок делает одну, две ошибки (не более двух фигур нарисованы не на своих местах).
1 балл Ребенок делает три и более ошибок.
0 баллов Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно.

Задание № 3. «Слова»

*Задание выполнено правильно, если квадраты заполнены буквами (галочками) в необходимом количестве и без пропусков, отсутствуют заполнения лишних квадратов.

  Критерии оценки
3 балла Ребенок безошибочно заполняет квадраты буквами или замещает отдельные «сложные» буквы «галочками» в необходимом количестве и без пропусков. В работе отсутствует заполнение лишних квадратов, которые в соответствии со звукобуквенным анализом слова должны оставаться пустыми, допускает единичные самостоятельные исправления.
2 балла Ребенок заполняет квадратики и буквами, и «галочками». В работе допускаются две ошибки (в том числе - пропуски букв, заполнение лишних квадратов), одно- два самостоятельных исправления.
1 балл Ребенок неправильно заполняет квадратики буквами или «галочками». В работе допущены три и более ошибки, заполнение лишних квадратов, которые должны оставаться пустыми, большое количество исправлений.
0 баллов Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно.

IV серия заданий

Задание № 1. «Эскизы»

* Задание считается выполненным, если ребенок понял инструкцию и нарисовал несколько рисунков.

  Критерии оценки
3 балла Ребенок изображает разнообразные классы объектов (цветы, фрукты головы живых существ, целые фигурки, бытовые предметы, транспортные средства); синтетические рисунки (состоящие из нескольких кружков) и сюжет­ные рисунки.
2 балла Ребенок изображает предметы одного класса (вида). Рисунки предметные, простые.
1 балл Ребенок изображает повторяющийся рисунок (мяч или солнышко) шесть раз подряд.
0 баллов Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно.

Задание № 2. «Лесенка»

*Задание считается выполненным, если ребенок отметил крестиком одну из ступенек.

  Критерии оценки
3 балла Ребенок осуществляет адекватную самооценку, которая соответствует его реальной успешности (выбирает 3 или 4 ступеньку).
2 балла Ребенок осуществляет завышенную самооценку (выбирает верхнюю ступеньку, оценка не соответствует реальной успешности).
1 балл Ребенок осуществляет заниженную самооценку (выбирает первую или вторую ступеньку лесенки, оценка значительно ниже, не соответствует реальной успешности).
0 баллов Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно.

Заключительный этап.

Задание № 1. Рисунок «Я иду в школу»

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям: 1) цветовая гамма, 2) линия и характер рисун­ка, 3) сюжет рисунка. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы склады­ваются.

Цветовая гамма

  Критерии оценки
3 балла Ребенок использует в рисунке преимущественно яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло/зеленый, голубой и т.д.).
2 балла Ребенок в равной степени использует светлые и темные тона.
1 балл Ребенок использует в рисунке темные тона (темно-коричне­вый, темно-зеленый, черный).
0 баллов Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно.

Линия и характер рисунка

  Критерии оценки
3 балла Объекты прорисованы тщательно и аккуратно; ис­пользуются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.
2 балла Объекты прорисованы недостаточно тщательно и аккуратно; линии в основном простые, с сильным нажимом (или тонкие прерывистые); штриховка выходит за границы контура.
1 балл Объекты изображены нарочито небрежно, схематич­но; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщи­ны, слабая линия.
0 баллов Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно.

Сюжет рисунка

  Критерии оценки
3 балла Изображение симметричное (рисунок школы зани­мает центральное место на листе). В нем имеются детали и украшения, элементы декорирования, различные предметы, оживляющие пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занаве­ски на окнах и др.). В рисунке имеется изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения». Изображенное время года - весна, лето (светит солнце, нет туч) светлое время суток.
2 балла На рисунке изображена школа (или ребенок, идущий по дороге «в школу», или дети «на занятии», «уроке»). На рисунке изображен учитель, но вне контекста обучения. Рисунок в основном схематичный, есть элементы декорирования. Рисунок сделан небрежно, с отсутствием динамики. В нем изображены дети дошкольного возраста с характерными для них видами деятельности.
1 балл Рисунок отличается асимметричностью, отсутствием деталей и ук­рашений. В нем нет изображения школы, учителя. Время года – осень-зима; время суток - ночь или вечер (темное небо, идет дождь или снег).
0 баллов Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно.

Примечание: баллы суммируются и делятся на 3.

Анализ результатов по заданию «Рисунок «Я иду в школу».

3 - 2,4 баллов- у ребенка сложилось эмоционально положительное отношение к школе и учению; он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

2,3 -1,1 балла- у ребенка есть некоторая тревога по поводу школь­ного обучения как незнакомой для него ситуации; учебная задача не является для него доминирующей; учитель воспринимается ребенком вне учебного взаимодействия.

1 - 0 баллов- у ребенка явно выражен страх перед школой; он не готов к принятию учебной задачи; не осознает роли учителя в учебном процессе.
Процедура выявления факторов риска и состояния здоровья детей.

Медицинский работник в бланке (см. приложение №2) отмечает группы здоровья детей и буквенные и цифровые символы заболевании.

Группа 1 – дети здоровые и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития.

Группа 2 – дети с факторами риска, функциональными отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (> 3 лет), компенсированными, врожденными пороками развития.

Группа 3 – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации.

Группа нозологии Буквенный символ Цифровой символ Группа здоровья Нозология
Сердечно-сосудистая система А     Функциональный шум в сердце Тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия (при отсутствии заб. сердца) Вегетососудистая дистония по гипертонич.типу Вегетососудистоя дистония по гипотонич. типу Миокардиты (неполная клиническая ремиссия) Врожденные пороки сердца (нарушения кровообращения любой степени)
Органы дыхания Б Хроническая пневмония Хронический бронхит Бронхиальная астма
Пищеварительная система В     Кариес зубов Дискенизия желчевыводящих путей Хронические холицистит, гастродауденит, колит, энтероколит Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
Мочеполовая система Г     Хронический цистит, пиелит Пиелонефрит хронический Фимоз, варикоцеле (1-2степени) Крипторхизм
Эндокринная система и обмен веществ Д Увеличение щитовидной железы (1-2 степени) Зоб (увеличение щитовидной железы 3 ст.) Ожирение экзогенно-конституциональное Диабет
Кожа Е Аллергические реакции Эксудативно-катаральный диатез Экзема, дерматит, нейродермит
Система крови Ж Преданемическое состояние (гемоглобин 11,5 – 11,1г%, или 115-111 г/л Анемия
Нервная система З     Астено-невротический и церебрастенический Синдром Невроз навязчивых состояний Логоневроз, тики, энурез,моторная навязчивость ММД, последствия органического заболевания Н.С. Гипертензионный-гидроцефальный синдром Эпилепсия, эпилептофорбный синдром ЗПР и умственная отсталость
Орган зрения И         Миопия слабой степени, астигматизм Гиперметропия средней степени, астигматизм Миопия средней и высокой степени, астигматизм Гиперметропия высокой степени, астигматизм Аккомодационное косоглазие
Ухо, горло, нос К   Аденоидные вегетации 1-2степени Аденоитит хронический Гипертрофия небных миндалин 1-3 степени Искривление носовой перегородки Отит хронический Хронический ларингит, ринит, синусит, фарингит (неполная ремиссия) Тонзиллит хронический Тугоухость 1-2 степени Кохлеарный неврит, тугоухость 3-4 степени
Опорно-двигательный аппарат Л 2-3 Нарушения осанки Остеохондроз с болевым синдромом Сколиоз 2-4 степени Плоскостопие Врожденные аномалии скелета
Прочие заболевания М 3-5 Функциональные нарушения Хронические заболевания (компенсированные) Субкомпенсированные. декомпрессированные)

Наши рекомендации