Обработку данных по «Филиппинскому тесту» см. в «Протоколах наблюдения за поведением детей во время выполнения диагностических заданий».
II серия заданий
Задание № 1. «Эталоны»
*Ошибкой считается, если ребенок не соединил какой-то предмет с фигурой или соединил не верно.
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок правильно соединяет все шесть предметов с фигурами. |
2 балла | Ребенок делает одну, две ошибки. |
1 балл | Ребенок делает три и более ошибок. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Задание № 2. «Машина»
*Ошибкой считается, если ребенок не отметил нужные детали конструктора (куб, полукуб, полуцилиндр, пластину), зачеркнул лишние.
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок отмечает куб, полукуб, полуцилиндр, пластину. |
2 балла | Ребенок допускает одну - две ошибки, пропускает нужную деталь или зачеркивает лишнюю. |
1 балл | Ребенок делает три и более ошибок. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Задание № 3. «Классификация»
* Правильным считается, если ребенок обвел линией всех домашних животных и диких животных; зачеркнул одну «лишнюю» фигуру в группе «дикие животные».
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок выполняет все правильно (объединяет животных в группы), сравнивает на основе счета или путем установления взаимно однозначного соответствия, зачеркивает одну фигуру в группе «дикие животные». |
2 балла | Ребенок делает одну - две ошибки (пропускает или объединяет неверно). |
1 балл | Ребенок делает три и более ошибок (обводит линией каждую картинку). |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Задание № 4. «Составь предложение»
* Задание выполнено правильно, если каждому слову соответствует отдельная картинка.
* Задание выполнено неправильно, если несколько слов обозначаются одной картинкой; одно слово обозначается несколькими картинками.
Критерии оценки | |
3 балла | Ошибки допущены не более чем в одном задании. |
2 балла | Ошибки допущены в двух заданиях. |
1 балл | Ошибки допущены во всех заданиях. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Обработка данных по заданию «Пальчики здороваются» и «Игра в мяч»
См. в «Протоколах наблюдения за поведением детей во время выполнения диагностических заданий».
III серия заданий
Задание № 1. «Продолжи узор»
* Успешно выполненным считается вариант продолжения рисунка, когда ребенок четко удерживает последовательность, не привносит дополнительных элементов.
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок четко удерживает последовательность в первом узоре, не привносит дополнительных углов при написании «острого» элемента и не делает второй элемент похожим на трапецию (допускается увеличение размеров элементов или их уменьшение не более чем в 1,5 раза и единичный отрыв карандаша). В работе нет пропусков, сдвоенных элементов (четко удерживается их последовательность). |
2 балла | Ребенок выполняет задание с единичными ошибками (сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе от элемента к элементу и т.п.) при удержании в дальнейшем правильной ритмики узора. При выполнении второго узора допустим несколько больший разброс величины элементов, а также наличие ошибок выполнения. |
1 балл | Ребенок делает ошибки в выполнении первого узора (лишние элементы, нижние прямые углы). Во втором узоре ритмично повторяет сочетание равных по количеству больших и маленьких элементов (например, маленьких пиков может быть два, а больших – один), или использует чередование большого и маленького пика (упрощение графической программы и уподобление ее первому узору), не доводит узор до линии, включает дополнительные элементы, допускает частые отрывы карандаша, выраженные изменения размера узора или полное отсутствие какой-либо определенной ритмики. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Задание № 2. «Квадрат»
*Задание выполнено правильно, если геометрические фигуры расставлены в точном соответствии с инструкцией (соответствие формы, размера, расположения в пространстве).
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок правильно выполняет задание (ориентируется на плоскости листа, учитывает размер и форму геометрических фигур). |
2 балла | Ребенок делает одну, две ошибки (не более двух фигур нарисованы не на своих местах). |
1 балл | Ребенок делает три и более ошибок. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Задание № 3. «Слова»
*Задание выполнено правильно, если квадраты заполнены буквами (галочками) в необходимом количестве и без пропусков, отсутствуют заполнения лишних квадратов.
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок безошибочно заполняет квадраты буквами или замещает отдельные «сложные» буквы «галочками» в необходимом количестве и без пропусков. В работе отсутствует заполнение лишних квадратов, которые в соответствии со звукобуквенным анализом слова должны оставаться пустыми, допускает единичные самостоятельные исправления. |
2 балла | Ребенок заполняет квадратики и буквами, и «галочками». В работе допускаются две ошибки (в том числе - пропуски букв, заполнение лишних квадратов), одно- два самостоятельных исправления. |
1 балл | Ребенок неправильно заполняет квадратики буквами или «галочками». В работе допущены три и более ошибки, заполнение лишних квадратов, которые должны оставаться пустыми, большое количество исправлений. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
IV серия заданий
Задание № 1. «Эскизы»
* Задание считается выполненным, если ребенок понял инструкцию и нарисовал несколько рисунков.
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок изображает разнообразные классы объектов (цветы, фрукты головы живых существ, целые фигурки, бытовые предметы, транспортные средства); синтетические рисунки (состоящие из нескольких кружков) и сюжетные рисунки. |
2 балла | Ребенок изображает предметы одного класса (вида). Рисунки предметные, простые. |
1 балл | Ребенок изображает повторяющийся рисунок (мяч или солнышко) шесть раз подряд. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Задание № 2. «Лесенка»
*Задание считается выполненным, если ребенок отметил крестиком одну из ступенек.
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок осуществляет адекватную самооценку, которая соответствует его реальной успешности (выбирает 3 или 4 ступеньку). |
2 балла | Ребенок осуществляет завышенную самооценку (выбирает верхнюю ступеньку, оценка не соответствует реальной успешности). |
1 балл | Ребенок осуществляет заниженную самооценку (выбирает первую или вторую ступеньку лесенки, оценка значительно ниже, не соответствует реальной успешности). |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Заключительный этап.
Задание № 1. Рисунок «Я иду в школу»
Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям: 1) цветовая гамма, 2) линия и характер рисунка, 3) сюжет рисунка. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
Цветовая гамма
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок использует в рисунке преимущественно яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло/зеленый, голубой и т.д.). |
2 балла | Ребенок в равной степени использует светлые и темные тона. |
1 балл | Ребенок использует в рисунке темные тона (темно-коричневый, темно-зеленый, черный). |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Линия и характер рисунка
Критерии оценки | |
3 балла | Объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура. |
2 балла | Объекты прорисованы недостаточно тщательно и аккуратно; линии в основном простые, с сильным нажимом (или тонкие прерывистые); штриховка выходит за границы контура. |
1 балл | Объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Сюжет рисунка
Критерии оценки | |
3 балла | Изображение симметричное (рисунок школы занимает центральное место на листе). В нем имеются детали и украшения, элементы декорирования, различные предметы, оживляющие пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах и др.). В рисунке имеется изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения». Изображенное время года - весна, лето (светит солнце, нет туч) светлое время суток. |
2 балла | На рисунке изображена школа (или ребенок, идущий по дороге «в школу», или дети «на занятии», «уроке»). На рисунке изображен учитель, но вне контекста обучения. Рисунок в основном схематичный, есть элементы декорирования. Рисунок сделан небрежно, с отсутствием динамики. В нем изображены дети дошкольного возраста с характерными для них видами деятельности. |
1 балл | Рисунок отличается асимметричностью, отсутствием деталей и украшений. В нем нет изображения школы, учителя. Время года – осень-зима; время суток - ночь или вечер (темное небо, идет дождь или снег). |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Примечание: баллы суммируются и делятся на 3.
Анализ результатов по заданию «Рисунок «Я иду в школу».
3 - 2,4 баллов- у ребенка сложилось эмоционально положительное отношение к школе и учению; он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
2,3 -1,1 балла- у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации; учебная задача не является для него доминирующей; учитель воспринимается ребенком вне учебного взаимодействия.
1 - 0 баллов- у ребенка явно выражен страх перед школой; он не готов к принятию учебной задачи; не осознает роли учителя в учебном процессе.
Процедура выявления факторов риска и состояния здоровья детей.
Медицинский работник в бланке (см. приложение №2) отмечает группы здоровья детей и буквенные и цифровые символы заболевании.
Группа 1 – дети здоровые и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития.
Группа 2 – дети с факторами риска, функциональными отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (> 3 лет), компенсированными, врожденными пороками развития.
Группа 3 – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации.
Группа нозологии | Буквенный символ | Цифровой символ | Группа здоровья | Нозология |
Сердечно-сосудистая система | А | Функциональный шум в сердце Тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия (при отсутствии заб. сердца) Вегетососудистая дистония по гипертонич.типу Вегетососудистоя дистония по гипотонич. типу Миокардиты (неполная клиническая ремиссия) Врожденные пороки сердца (нарушения кровообращения любой степени) | ||
Органы дыхания | Б | Хроническая пневмония Хронический бронхит Бронхиальная астма | ||
Пищеварительная система | В | Кариес зубов Дискенизия желчевыводящих путей Хронические холицистит, гастродауденит, колит, энтероколит Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки | ||
Мочеполовая система | Г | Хронический цистит, пиелит Пиелонефрит хронический Фимоз, варикоцеле (1-2степени) Крипторхизм | ||
Эндокринная система и обмен веществ | Д | Увеличение щитовидной железы (1-2 степени) Зоб (увеличение щитовидной железы 3 ст.) Ожирение экзогенно-конституциональное Диабет | ||
Кожа | Е | Аллергические реакции Эксудативно-катаральный диатез Экзема, дерматит, нейродермит | ||
Система крови | Ж | Преданемическое состояние (гемоглобин 11,5 – 11,1г%, или 115-111 г/л Анемия | ||
Нервная система | З | Астено-невротический и церебрастенический Синдром Невроз навязчивых состояний Логоневроз, тики, энурез,моторная навязчивость ММД, последствия органического заболевания Н.С. Гипертензионный-гидроцефальный синдром Эпилепсия, эпилептофорбный синдром ЗПР и умственная отсталость | ||
Орган зрения | И | Миопия слабой степени, астигматизм Гиперметропия средней степени, астигматизм Миопия средней и высокой степени, астигматизм Гиперметропия высокой степени, астигматизм Аккомодационное косоглазие | ||
Ухо, горло, нос | К | Аденоидные вегетации 1-2степени Аденоитит хронический Гипертрофия небных миндалин 1-3 степени Искривление носовой перегородки Отит хронический Хронический ларингит, ринит, синусит, фарингит (неполная ремиссия) Тонзиллит хронический Тугоухость 1-2 степени Кохлеарный неврит, тугоухость 3-4 степени | ||
Опорно-двигательный аппарат | Л | 2-3 | Нарушения осанки Остеохондроз с болевым синдромом Сколиоз 2-4 степени Плоскостопие Врожденные аномалии скелета | |
Прочие заболевания | М | 3-5 | Функциональные нарушения Хронические заболевания (компенсированные) Субкомпенсированные. декомпрессированные) |