Схема процедуры обследования

Этап Задание Страница альбома
Подготовительный этап Задание «Автопортрет» Стр. 1.
Основной этап I серия заданий Задание № 1. «Я и окружающие меня люди» Стр. 2 -5.
Задание № 2. «Шифровка» Стр. 6.
Физкультурная минутка Задание № 3 «Поиграем в движения» -
Задание № 4 «Филиппинский тест» -
II серия заданий Задание № 1. «Эталоны» Стр. 7.
Задание № 2. «Машина» Стр. 8.
Задание № 3. «Классификация» Стр. 9.
Задание № 4. «Составь предложение» Стр. 10 -12.
Физкультурная минутка Задание № 5. «Пальчики здороваются» -
Задание № 6. «Игра в мяч» -
III серия заданий Задание № 1. «Продолжи узор» Стр. 13.
Задание № 2 «Квадрат»
Задание № 3. «Слова»
Физкультурная минутка   -
IV серия заданий Задание № 1. «Эскизы» Стр. 14.
Задание № 2. «Лесенка» Стр. 15.
Заключительный этап Задание № 1. «Рисунок «Я иду в школу» Стр. 16.

Описание диагностических заданий

Подготовительный этап

Диагностическое задание «Автопортрет».

Цель: выявление эмоционального отношения ребенка к себе (эмоционального аспекта самосознания) и уровня тревожности, уверенности в себе.

Материал: цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный), чистый лист в альбоме, ластик.

Инструкция:«Перед каждым из вас лежит лист бумаги. На нем нужно нарисовать себя».

На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать все, как ему хочется.

Дети выполняют задание в разном темпе.

По окончании работы ребенок подходит к специалисту, который задает вопросы: «Кого ты нарисовал?», «Тебе нравится твой рисунок?», «Какое у тебя настроение?», «Почему?».

Специалист вместе с ребенком на лицевой стороне подписывает рисунок: «Давай подпишем рисунок: твое имя, фамилию, возраст».

Рисунки детей помещают в альбомы на первую страницу (вкладывают в файл).

Основной этап

Предварительная инструкция:

«Сейчас мы с вами будем заниматься. Посмотрите, перед каждым из вас лежит альбом. В нем разные задания. Еще на столе лежат карандаши. Выполнять задания мы будем все вместе, точно и аккуратно. Брать карандаши и начинать работать можно только после объяснения, что и как нужно делать.»

«Откройте первую страницу. Здесь нарисован портрет каждого из вас, написано имя, фамилия, возраст. Это означает, что альбом ваш».

I серия заданий.

Задание № 1. «Я и окружающие меня люди»

Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представлении способах позитивного разрешения ситуаций взаимодействия с взрослым, сверстником).

Материал:четыре страницы с изображением вариантов поступков детей в отношении взрослого и сверстника в различных жизненных ситуациях.

с. 1 – «девочка и постройка»,

с. 2 – «ссорящиеся дети»,

с. 3 – «мама заболела»,

с. 4 – «бабушка с тяжелыми сумками».

Инструкция:

«Откройте вторую страницу» (педагог проверяет, на нужной ли странице дети открыли тетради).

Начало инструкции одинаковое для всех ситуаций. Педагог повторяет ее каждый раз, когда дети переворачивают новую страницу.

Картинка 1. «Посмотрите, что нарисовано на верхней картинке (пауза). Подумайте, что произошло с девочкой? Теперь рассмотрите нижние картинки (пауза). Под ними нарисованы кружочки, найдите их, выберите ту картинку, на которой дети поступают правильно. Поставьте галочку в кружочек под этой картинкой».

Далее ребенку дается задание в соответствии с изображенной ситуацией:

Картинка 2.. «отметьте картинку, на которой дети поступают правильно»

Картинка 3.. «отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит».

Картинка 4.. «отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит».

Когда педагог видит, что кто-то из детей уже закончил работу, он говорит:

«Кто закончил, положите карандаш, чтобы я видела, что вы выполнили задание».

Задание № 2. «Шифровка»

Цель: выявление состояния произвольной регуляции деятельности (удержания алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Время на выполнение данного задания жестко ограничивается двумя минутами. Через две минуты вне зависимости от объема выполненного все дети должны перейти к заданию №3.

Материал:одна страница альбома, доска и мел (или заготовленный образец на листе бумаги, формат А3), нарисованные на доске четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка состоит из четырех фигур).

Инструкция:

«А теперь переверните страницу альбома. Посмотрите внимательно. В левом верхнем углу нарисованы фигуры, подчеркнутые жирной линией. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике - вертикальную палочку (сопровождается показом и постановкой соответствующего знака в треугольник на доске), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (сопровождается соответствующим показом), а ромбик останется пустым. В нем вы не рисуете ничего.

У вас на листе в левом верхнем углу (специалист показывает на бланке образец заполнения) то же показано, что нужно рисовать. Найдите это у себя на листе, покажите пальцем, поднимите руку, кто увидел.

Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда (сопровождается жестом руки по первому ряду фигур слева направо по отношению к сидящим перед специалистом детям).

Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш. Внимание, приготовились, начали!»

Основную часть инструкции можно повторить дважды: «В каждой фигуре ставьте свой знак, заполняйте все фигуры по очереди».

По истечении 2-х минут педагог просит всех детей остановиться и перестать работать:

«А теперь, даже если вы не закончили задание, отложите карандаш и посмотрите на меня».

Важно, чтобы все дети закончили выполнение задания одновременно, вне зависимости от того, сколько они успели сделать.

Физкультурная минутка.

Задание № 3. «Поиграем в движения»

Цель: изучение состояния регулятивной сферы детей (показатель «расстройство внимания при гиперактивности»), выявление умения действовать по инструкции, распределять внимание и переключать его, определение степени помехоустойчивости.

Инструкция:

«Встаньте и подойдите ко мне, сейчас мы поиграем. Постройтесь в шеренгу напротив меня. Мы поиграем в интересную игру. Я буду называть разные движения: например, подпрыгнуть, наклониться вперёд... А вам надо будет правильно выполнить названное движение. Но будьте внимательны: среди движений есть два «запрещённых», которые выполнять нельзя, даже если я их назову. Запомните эти движения: первое - руки в стороны, второе - НАКЛОНИТЬСЯ ВПЕРЕД. Если вы их услышите, то надо просто стоять, опустив руки вниз и ждать следующей команды.

Давайте попробуем: руки вперёд, под­прыгнуть, руки на пояс. Достаточно. Запомните, что после выполнения каждого дви­жения надо возвращаться в исходное положение: встать прямо, руки опустить вниз». Специалист демонстрирует исходное положение.

После выполнения пробного задания можно перейти к основной серии:

«Приготовьтесь, будьте очень внимательны. Итак, начали!» (Команды даются в заданной последовательности; задача специалиста - активизировать детей).

· руки на пояс,

· подпрыгнуть,

· руки в стороны,

· дотронуться до кончика носа,

· руки вперёд,

· присесть,

· наклониться вперёд,

· руки на пояс,

· подпрыгнуть,

· руки в стороны,

· присесть,

· дотронуться до кончика носа

· наклониться вперёд,

· подпрыгнуть,

· руки вверх,

· присесть,

· наклониться вперёд.

«Спасибо, закончили упражнение».

Задание 4. «Филиппинский тест»

Цель:выявление уровня биологической зрелости детей.

Инструкция:

«Сейчас мы поиграем еще в одну интересную игру. Я буду называть движения, которые вам нужно выполнить. Слушайте внимательно: поднимите правую руку над головой и захватите пальцами левое ухо (пауза), теперь поднимите левую руку над головой и захватите пальцами правое ухо». Специалист выполняет задание вместе с детьми.

II серия заданий

Задание № 1. «Эталоны»·

Цель: выявление уровня развития сенсорных способностей (представлений об эталонах формы и их использовании). Время выполнения задания 1 минута.

Материал:лист альбома с изображением 3-х геометрических фигур (треугольника, прямоугольника, овала), расположенных в ряд; под фигурами нарисованы различные предметы (шар, слива, книга, окно, елочка, лодка, которые расположены в хаотичном порядке), карандаш.

Инструкция:

«Переверните страницу альбома. Рассмотрите, что изображено на картинках. А теперь рассмотрите фигуры, нарисованные вверху. Соедините линиями каждый изображенный предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож. Каждую фигуру нужно соединить с каждым предметом, не спеша, не пропуская ни одной картинки. Возьмите карандаш. Приступайте к выполнению задания».

Задание № 2. «Машина»

Цель: выявление способности использования расчлененной схемы для подбора строительных деталей к заданной постройке.

Материал: лист альбома с графическим изображением грузовой машины, набора строительных деталей; карандаш.

Инструкция:

«Переверните страницу альбома. Здесь нарисована грузовая машина и детали конструктора, из которых ее можно построить. Выберите детали, которые нужны для постройки машины. В них нужно поставить галочку».

Задание № 3. «Классификация»

Цель:выявление способности детей к установлению классификационных отношений, осведомленности и определение умения устанавливать отношения равенства и неравенства множеств.

Материал:лист альбома с изображением домашних (собака, овца, коза, петух, лошадь) и диких животных (заяц, еж, белка, лев, медведь, филин), расположенных в хаотичном порядке, карандаш.

Инструкция:

«Переверните страницу альбома. Рассмотрите всех животных. Внимание! (пауза). Выберите всех домашних животных и обведите их всех вместе одной линией. Теперь, выберите всех диких животных и обведите их также одной линией.Получилось две группы животных. А теперь сравните количество животных в обеих группах. Если их неравное количество, зачеркните столько лишних, что бы диких и домашних получилось поровну.

.

Задание № 4. «Составь предложение картинками»

Цель: выявление способности детей к построению речевого высказывания.

Материал:три листа альбома, на каждом из которых изображено семь предметных картинок, карандаш.

Инструкция:

«Переверните страницу альбома. Рассмотрите картинки. Мы с вами будем записывать предложения, но только не буквами, а при помощи картинок. Я вам скажу предложение, а вы подумаете, как каждое слово обозначить картинкой. Надо отметить столько же картинок, сколько слов в этом предложении. Под нужной картинкой вы поставите галочку в кружке».

Первое задание является тренировочным и обсуждается вместе с детьми. Полная инструкция повторяется дважды - перед вводным и основным заданиями.

Для первого, вводного, задания педагог говорит фразу: «Щенка повезли домой».

Для основного задания - «Мальчик ловит рыбу», «Девочка шьет платье».

Предложения надо произносить медленно, с паузами между словами. Каждое предложение, кроме вводного, повторяется только дважды.

«Внимание, я говорю предложение: «Щенка повезли домой» и показываю картинки на каждое слово. Поставим галочку под картинкой, на которой нарисован щенок, затем автобус, потом - дом. Прочитаем – «Щенка повезли домой».

Переверните страницу. Здесь точно такое же задание. Только вы теперь выполняете его. Внимание, я говорю предложение: «Мальчик ловит рыбу».

Переверните страницу. Здесь точно такое же задание и вы тоже выполняете его сами: «Девочка шьет платье».

Физкультурная минутка

Педагог предлагает детям отдохнуть и поиграть.

«Встаньте и подойдите ко мне, сейчас мы поиграем».

Задание № 5. «Пальчики здороваются»

Цель: выявление уровня развития тонкокоординированных движений рук и пальцев.

Инструкция:

«Встанем свободно, так чтобы всем было удобно выполнять движения. Приготовьте для игры ладошки. Будем соединять пальчики сначала у «удобной» руки, у той которой вы держите карандаш, ложку. Покажите большой палец. Вот так (специалист показывает). Соединяем большой палец с указательным, теперь со средним, с безымянным, с мизинчиком. Не торопитесь, будьте внимательны. Теперь сделаем это упражнение другой рукой. Приготовьте пальчики. Покажите большой палец. Соединяем большой палец с указательным, теперь со средним, теперь с безымянным, с мизинчиком. А сейчас соединяем пальчики у двух ладошек: большие с указательными, большие со средними, большие с безымянными, большие с мизинцами.

А теперь сделайте это сами: сначала на одной руке, затем на – другой, а потом - на обеих руках вместе».

Задание № 6. «Игра в мяч»

Цель: выявление способности логически обоснованно и грамматически правильно выстраивать предложение.

Материал:мяч.

Инструкция:

«Сейчас мы поиграем в мяч. Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить предложение. Тот, кто поймал мяч, должен закончить мое предложение. Будьте внимательны. Я покажу, как правильно играть. Бросаю мяч Диме: «После весны будет …( лето) – Дима отвечает и возвращает мне мяч».

Начинаем играть по солнышку.

1. «Петя взял зонт потому, что……»

2. «Костю похвалили за- то, что…»

3. «Ребята приготовили клей и бумагу, для того чтобы…»

4. «Таня пришла нарядной в детский сад, потому, что…….»

5. «Мама взяла сумку, для того чтобы…….»

6. «Оля плачет из-за того, что……»

7. «Ваня взял лейку, чтобы »

8. « Дети не пошли гулять, так как …»

Педагог предлагает детям вернуться на свои места за столами и продолжить работу с альбомом.

III серия заданий

Задание № 1. «Продолжи узор»

Цель: выявление графомоторной координации и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

Материал: одна страница альбома, заготовленный образец на листе бумаги (формат А3) с образцами двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца линии, не отрывая карандаша от листа бумаги.

Инструкция:

«Откройте следующую страницу альбома. Рассмотрите, что на ней нарисовано. В левом верхнем углу нарисованы два узора. (Специалист показывает на образце место, где расположены узоры.) Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до края листа. Сначала продолжите первый узор (показывает первый узор), а когда закончите – продолжите второй узор (показывает второй узор). Рисовать надо, не отрывая карандаш от листа бумаги. Берите карандаш и начинайте работать».

Основную часть инструкции можно повторить дважды: «Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до края листа».

«Кто закончил, положите карандаш, чтобы я видела, что вы закончили выполнять задание».

Задание № 2 «Квадрат»

Цель:определение знания геометрических фигур, изучение пространственной ориентировки, на плоскости листа, выявление умений действовать в соответствии с инст­рукцией взрослого, выявление уровня распределения внимания, концентрированности, сосредоточенности, организованности.

Материал:одна страница альбома (та же, что и в предыдущем задании).

Инструкция:

«А теперь продолжим работать на этом листе.

В нижнем левом углу листа нарисован большой квадрат. Рассмотрите квадрат: он разделен на части – маленькие квадраты. В каждом из них мы будем рисовать геометрические фигуры. Возьмите карандаш. Слушайте внимательно.

Найдите середину: средний квадрат; в нем нарисуйте большой круг.

В верхнем левом квадрате нарисуйте маленький треугольник.

В нижнем правом квадрате – большой четырехугольник.

В квадрате над ним – маленький овал.

Слева от круга – маленький четырехугольник.

Под ним нарисуй большой квадрат.

Задание № 3. «Слова»

Цель:оценка уровня звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированности графической деятельности (написания графем), произвольной регуляции собственной деятельности.

Материал:одна страница альбома (та же что и в предыдущем задании), доска и мел (или заготовленный образец на листе бумаги, формат А3).

Специалист на доске рисует четыре квадратика, расположенные рядом по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая детям, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.

Инструкция:

«А теперь продолжим работать на этом же листе. В нижнем правом углу листа нарисованы квадратики. Найдите и положите правую руку.

А теперь посмотрите на доску. Сейчас я скажу слово, и каждый звук (с помощью буквы) поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечает звуки в квадратах.

В слове ДОМ – три звука: Д, О, М (вписывает буквы в квадраты). Вот видите, здесь один квадратик лишний. В нем мы ничего не будем отмечать, поскольку в слове ДОМ всего три звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков слове. Будьте внимательны!

Если вы не знаете, как писать букву, то просто поставьте вместо буквы галочку – вот так (в квадратах на доске стираются буквы - одна или две, а на их место ставятся галочки).

Теперь возьмите простой карандаш. Я буду говорить слова, а вы - отмечать каждый звук в своем квадратике на листе (в этот момент специалист показывает на бланке, где необходимо проставлять буквы). Каждое слово в своей строчке.

Начали. Первое слово - ШАР, начинаем отмечать звуки сверху вниз в первой строчке. Специалист смотрит, как дети выполняют задание, и отмечает особенности их работы в листе наблюдений.

Второе слово – СУП, во второй строчке. Третье слово- МУХА, в третьей строчке. Четвертое слово- РЫБКА, в четвертой строчке. Пятое слово – ДЫМОК, в пятой строчке. При необходимости слово можно повторить, но не делать этого более двух – трех раз. Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК.

Наши рекомендации