Проведению фронтального обследования
П 863
Рецензент:
кандидат психологических наук, доцент, декан факультета дошкольной педагогики психологии Пермского государственного педагогического университета
И.Ю.Ильина
Авторский коллектив: канд. психол. наук, доцент, зав, кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии О.Р. Ворошнина, ст. преп. Н.Ю. Зеленина, ст. преп. Н.А. Зорина, доцент О.В. Прозументик, доцент, зав, кафедрой дошкольной педагогики и психологии Л.В. Коломийченко, доцент Т.Э. Токаева
П 863Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе; уч.-метод. пособие / авт. коллектив: О.Р. Ворошнина, Н.Ю.Зеленина, Н.А.Зорина и др.; под общ, ред. Л.В.Коломийченко ; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь. 2006. 47 с.
Программа и методические материалы разработаны специалистами кафедрыдошкольной педагогики и психологии ФДПП О.Р. Ворошниной, Н. Ю. Зелениной, О.В. Прозументик, Л.В. Коломийченко. Т.Э. Токаевой. Учебно-методическое пособие включает в себя: теоретические основы и содержание программы психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, методические рекомендации к организации и проведению диагностической процедуры, диагностический альбом «Я иду в школу».
Концептуальным основанием программы изучения и оценки готовности ребенка к обучению в школе выступает интегративно-личностный подход.
Представленные в программе и методическом пособии диагностические задания предназначены для проведения скринингового обследования. Задания ориентированны на выявление и оценку функциональной, мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к к школьному обучению; определение факторов риска и направлений для последующего углубленного обследования готовности ребенка к школе.
Результаты обследования детей могут быть использованы для разработка программы рекционно-развивающей работы по подготовке ребенка к школе, выбора учебного заведение варианта обучения в учреждении среднего общего образования, соответствующего уровню и особенностям развития ребенка.
При разработке материалов для программы и методических рекомендаций были использованы авторские и модифицированные варианты методик, представленные в работах М.М.Безруких, Н.П.Вераксы, М.М.Семаго и М.Я.Семаго, Э.М.Александровской. A.M.Прихожан и др.
Пособие адресовано экспертам для оценки уровня готовности ребенка к школьному обучению, педагогам-психологам, педагогам-дефектологам и специалистам служб ГТМПК и ПМПС.
УДК Ю 984.0 + Ч 411.389
ББК 37.015 + 373/2
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогическою университета
© Коллектив авторов, 2006
© ГОУ ВПО «Пермский государственный
педагогический университет», 2006
содержание
Введение | |
Программа «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе» | |
Методическая рекомендация к организации и проведению фронтального обследования | |
ü схема процедуры обследования | |
ü описание диагностических заданий | |
ü оценка полученных результатов | |
ü процедура выявления факторов риска и состояния здоровья детей | |
ü обработка результатов и оценка готовности ребенка к школе | |
Перечень дополнительных диагностических методик | |
Заключение | |
Тезаурус | |
Библиографический список | |
Приложения |
Введение
Одним из основных условий реализации принципа преемственности образования является обеспечение единства целевого, содержательного, технологического и иных компонентов образовательного процесса на разных уровнях образовательной системы. Особенно актуальным данное требование является для ступени дошкольного и начального школьного образования. Успешная адаптация к новым условиям обучения и освоения ребенком образовательной программы начальной школы возможна, благодаря достижению им к моменту завершения дошкольного образования определенного уровня общего развития, который может быть охарактеризован как готовность к школе.
Анализ современных исследований по проблеме изучения и оценки готовности ребенка к школе позволяет выявить проблему несогласованности позиций разных исследователей в подходах к определению феномена «школьной готовности», что в конечном итоге приводит к вариативности построения программ изучения готовности в разных образовательных учреждениях, разнородности показателей и критериев оценки, избирательной направленности на исследование отдельных ее сторон и компонентов. Это нередко приводит к односторонности, несогласованности данных о готовности ребенка к школе, к громоздкости и излишней время- и энергозатратности самой процедуры обследования. Характерно, что большинство педагогов осознают несовершенство сложившейся практики изучения готовности ребенка к школе и предпринимают попытки её усовершенствовать в различных направлениях.
Предлагаемое пособие включает программу и технологию проведения психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к школе. Его теоретическую основу составляют исследования отечественных и зарубежных ученых: Т.В. Тарунтаевой, Л.В. Журовой, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, B.C. Мухиной, В.В. Холмовской, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Н.И. Гуткиной, С. Штребел, А. Керн, Я. Йиерасека, Е.Е. Кравцовой, Е.О. Смирновой, Н.И. Лисиной и др.
Программа «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе» строится на основе интегративно-личностного подхода, в соответствии с которым ключевыми компонентами готовности к школьному обучению выступают психофизиологические и личностные новообразования: функциональная готовность (школьная зрелость), общие способности, мотивационная готовность (Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Е.С. Гильбух, ММ. Безруких, Л.И. Божович, Г.И. Гуткина. Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.И. Логинова, Л.А. Парамонова К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин и др.). Выбор этих компонентов связан с тем, что с одной стороны они обеспечивают успешную адаптацию ребенка к новым условиям организации педагогического процесса в школе, с другой - проявляются в совокупности интеллектуальных, коммуникативных, эмоционально-волевых, социально-личностных, физических качеств, в эффективном освоении учебного материала, а также способствуют формированию субъектной позиции школьника.
Центральным компонентом готовности ребенка к школе мы определяем общие способности, рассматривая их как ведущий фактор успешности овладения ребенком образовательной программой начальной школы, социальной адаптации к новым условиям образования. Структурно они представлены коммуникативными, умственными и регуляторными способностями.
В настоящем пособии предлагается один из вариантов организации и осуществления процедуры диагностики и оценки уровня готовности ребенка к школе в условиях ДОУ, ценность и целесообразность которого, на наш взгляд, заключается, во- первых, в реализации единого методологического подхода в определении структуры, содержания, параметров и критериев изучения и оценки школьной готовности (интегративно-личностный); во-вторых, - в обеспечении принципа минимальной временной и энергозатратности диагностической процедуры (скрининг-обследования); в-третьих, - в обеспечении возможностей углубленной диагностики готовности ребенка в ситуации выявления у него очевидных затруднений при выполнении диагностических заданий (второй уровень обследования). Предлагаемая двухуровневая программа обследования обеспечивает возможности выявления потенциала развития и недостатков готовности ребенка к обучению в школе, на которые в последующем можно опереться при разработке индивидуального коррекционно - образовательного маршрута подготовки к школе в направлениях развития коммуникативных, творческих, сенсорных, умственных способностей, школьной зрелости и регу-ляторных способностей, мотивации школьного учения. Данная программа прошла широкую аппробацию на разных территориях Пермского края (Березники, Чернушка, Пермь, с. Частые) и позволила получить объективную, надежную и достоверную информацию о состоянии готовности детей к обучению в школе и качестве работы ДОУ в данном направлении.
Программа
«Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе»
Проблема полноценной и эффективной подготовки ребенка к школьному обучению является одной из наиболее значимых в условиях реализации принципа непрерывности и преемственности программно - целевых, технологических, мониторинговых аспектов педагогического процесса. Особую озабоченность психологов, педагогов, родителей вызывают факты неравных «стартовых возможностей» готовности детей к школе, зачастую обусловленных низким уровнем работы с детьми, не посещающими дошкольное учреждение, а также - не всегда эффективной и целесообразной работой ДОУ по реализации задач данного направления. Об этом свидетельствуют показатели низкой успешности и адаптации детей в начальной школе. Сложившаяся ситуация усложняется вариативностью содержательного и технологического аспектов педагогического процесса в ДОУ при отсутствии общих и единых требовании к организации работы по подготовке детей к школе и оценке ее эффективности, как в системе образования РФ, так и Пермского края.
Для решения этой актуальной проблемы возникает потребность разработки согласованных критериев анализа и сравнения существующих методик дошкольного образования, диагностики готовности детей к школе. Это необходимо профессиональному сообществу с одной стороны - для отслеживания качества дошкольного образования и с другой - для реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования.
Среди основных причин актуальности обозначенной проблемы мы выделяем следующие:
– отсутствие терминологической определенности феномена «готовность ребенка к школе» и единых подходов к обозначению ее структурных компонентов, видового разнообразия;
– размытость концептуальных оснований в определении основных параметров (показателей, критериев оценки, уровней) готовности ребенка к обучению в школе;
– отсутствие четких рекомендаций по подбору, использованию, диагностических методик и организации диагностических процедур:
– низкий уровень профессиональной психолого-педагогической компетентности специалистов дошкольных образовательных учреждений и начальных школ, осуществляющих диагностику готовности детей к школьному обучению.
Наличие существующих причин, способствующих снижению образовательного потенциала, как субъектов педагогического процесса, так и деятельности образовательных учреждений по подготовке ребенка к школьному обучению изначально предопределяют нестабильный уровень качества дошкольного образования.
Цель программы состоит в обеспечении комплексной диагностики уровня готовности детей к школе Концептуальную основу программы составляют фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых, отражающих теоретические, содержательные и технологические аспекты обозначенного феномена.
В исследованиях данной проблемы отражены природа и сущность готовности к школе, ее показатели и критерии, структурные компоненты, основные-теоретические положения, касающиеся определения видового разнообразия готовности к школе, их содержательной характеристики и т.д.
Результатом научно-теоретической разработки проблемы готовности ребенка к школе стали разнообразные подходы. Среди них можно выделить когнитивный (Т.В. Тарунтаева, Л.В. Журова и др.), онтогенетический (Л.А. Вен-гер, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, В.В. Холмовская и др.). интегративно - личностный (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Н.И. Гуткина и др.), функциональный (С. Штребсл. А. Керн. Я. Йиерасек и др.), генетический (Е..Е Кравцов. Е.О. Смирнова, Н.И. Лисина и др.). Общим для обозначенных подходов является попытка определения сущностных, интегрально значимых элементов, обеспечивающих полноценное психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и являющихся гарантами успешности школьного обучения.
Готовность ребенка к школе мы рассматриваем как достигнутый им уровень развития интеллектуальных, коммуникативных, эмоционально-волевых, социально-личностных, физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию ребенка к новым условиям организации педагогического процесса, становление его как субъекта учебной деятельности, качественное освоение им учебного материала.
В структуре готовности ребенка к школьному обучению традиционно выделяют общую и специальную готовность. Под общей готовностью понимается определенный уровень физического, психического и социального развития ребенка, обеспечивающий адаптацию и успешность ребенка в школьном обучении. Специальная готовность рассматривается, как правило, как достигнутый ребенком уровень освоения специальных знаний и умений в области родного языка и математики, обеспечивающий успешность в овладении дисциплинами образовательной программы начальной школы.
Признавая значимость специальной готовности ребенка к школьному обучению, мы считаем необходимым отметить особую роль общей готовности в адаптации ребенка к новым условиям образования и проявления не ситуативной, а долговременной успешности овладения содержанием образовательной программы.
Развитие различных направлений в изучении проблемы перехода детей от дошкольного к младшему школьному возрасту привело к созданию богатейшего арсенала диагностических методик, направленных на определения уровня школьной готовности ребенка. Практика показывает, что вооружившись этими методиками, школьные психологи порой безуспешно пытаются спрогнозировать школьную успеваемость будущего школьника, так как суммирование показателей, полученных в результате всестороннего обследования не является достоверно отражающим уровень общей готовности ребенка к обучению в школе, не позволяет определить причины, которые могут вызвать трудности в обучении. Данная ситуация обуславливает актуальность проблем, связанных с четким дифференцированием основных параметров школьной готовности, разработанных в соответствии с единым концептуальным обоснованием.
В качестве такового в нашей программе выступает интегративно-личностный подход, в соответствии с которым ключевыми компонентами готовности к школьному обучению мы считаем психофизиологические и личностные новообразования: функциональная готовность («школьная зрелость»), общие способности и мотивационная готовность.
В определении сущности функциональной готовности («школьной зрелости») мы придерживаемся позиции А.Д.Сиротюк, А.Н. Корнева, М.М. Безруких и др. и рассматриваем ее как базовую предпосылку овладения ребенком учебной деятельностью, а способности — как условие овладения данным видом деятельности и успешности в ней.
Под функциональной готовностью понимается уровень морфологического, физического и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.
Под общими способностями мы понимаем обобщенные способы ориентировки, обуславливающие успешность выполнения действия в нормативной ситуации (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и др.). Общие способности определяют стержневую линию развития человека и проявляются в разных сферах деятельности (общения, познания, игры, экспериментирования и т.д.).
К умственным способностям относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое отражение в восприятии и различении объектов, осознанном использовании сенсорных эталонов как средств познания, в анализе и синтезировании целостных объектов; в умении строить наглядные модели, схемы - чертежи, решать логические задачи, классифицировать объекты, выстраивать причинно-следственные связи, устанавливать математические отношения, выполнять действия во внутреннем плане; преобразовывать объекты окружающей действительности, создавать новый продукт; символизировать объекты и отношения между ними.
Коммуникативные способности, обеспечивающие успешность общения и сотрудничества в учебных ситуациях, выражаются в умении позитивно общаться, различать ситуации общения, определять собственные цели и цели партнеров по общению, адекватно понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации, предвосхищать возможности и результаты взаимодействия, уметь преобразовывать ситуации с целью оптимизации общения с окружающими, владеть способами выражения своего отношения к окружающим.
Регуляторные способности находят свое проявление в налаживании, оптимизации процессов, связанных с выполнением психической деятельности, в сознательном выполнении правил, в умении действовать в нормативной ситуации, в сознательном удерживании себя от негативных проявлений, в произвольности ряда психических процессов, в стремлении к проявлению внутренней позиции школьника, осознанном управлении процессом учебно-познавательной деятельности и обеспечивают ее регуляцию.
Совокупность этих способностей позволяет ребенку познавать окружающую действительность и самого себя, осуществлять регуляцию деятельности и поведения в разных ситуациях, понимать других и быть понятым ими. Становление таких способностей обуславливает все сферы психического и личностного развития ребенка.
В программу обследования ребенка включен ряд заданий, позволяющих выявить отдельные, наиболее существенные специальные способности, значимые в освоении основ школьных умений (чтения, письма, вычислительной деятельности).
Особое место в структуре личностных новообразований занимает мотивационная готовность ребенка к школе, которая обеспечивает общее стремление ребенка к школьному обучению как совершенно естественному и необходимому событию в жизни и проявляется в активном интересе к школьному содержанию занятий, наличии внутренней позиции школьника (Д.Б.Эльконин, А.Л. Венгер). Разработанная нами модель готовности ребенка к школе представлений в приложении № 1.
Основу разработки программы «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе» и процедуры обследования составил ряд основопологающих идей, представленных в совокупность принципов.
Принципы построения содержания:
– научности, комплексности и целостности;
– наличия основных параметров (показателей и критериев оценки уровней готовности к школьному обучению);
– соответствия обозначенных параметров содержанию и структуре школьной зрелости, общих способностей и мотивационной готовности к школе.
Принципы отбора диагностических методик:
– идентичности дна! кости чес кого инструментария исходной теоретической модели;
– информативности, то есть максимального охвата диагностическими заданиями разных показателей функциональной зрелости, общих способностей, мотивационной готовности ребенка;
– минимизации энерго- и времязатрат ребенка и эксперта на проведение процедуры обследования, фиксации и обработки результатов;
– - универсальности технологической доступности диагностических их валидности и надежности фиксации;
– концептуального единства программно целевых и технологических аспектов процедуры диагностики.
Принципы организации процедуры обследования:
– здоровьесберегающая направленность процедуры обследования:
– эмоциональной комфортности участников обследования;
– идентичность условий организации учебно-познавательной деятельности обследуемых и условий проведения процедуры диагностики;
– обеспечение мотивационной и психологической готовности педагога и детей к участию в процедуре обследования:
– информированность ребёнка, родителей и педагога о целях, задачах и процедуре предстоящего обследования.
Программа «Психолого-педагогической оценки готовности ребенка к школе» предусматривает возможность проведения обследования готовности детей к школьному обучению как в индивидуальной, так и групповой форме (вариант скрининг-обследования). С целью более углубленной диагностики в ситуациях выявления очевидных затруднений при выполнении диагностических заданий проводится обследование второго уровня по перечню дополнительных диагностических методик.
Методические рекомендации к организации и
Подготовительный этап
Диагностическое задание «Автопортрет».
Цель: выявление эмоционального отношения ребенка к себе (эмоционального аспекта самосознания) и уровня тревожности, уверенности в себе.
Материал: цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный), чистый лист в альбоме, ластик.
Инструкция:«Перед каждым из вас лежит лист бумаги. На нем нужно нарисовать себя».
На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать все, как ему хочется.
Дети выполняют задание в разном темпе.
По окончании работы ребенок подходит к специалисту, который задает вопросы: «Кого ты нарисовал?», «Тебе нравится твой рисунок?», «Какое у тебя настроение?», «Почему?».
Специалист вместе с ребенком на лицевой стороне подписывает рисунок: «Давай подпишем рисунок: твое имя, фамилию, возраст».
Рисунки детей помещают в альбомы на первую страницу (вкладывают в файл).
Основной этап
Предварительная инструкция:
«Сейчас мы с вами будем заниматься. Посмотрите, перед каждым из вас лежит альбом. В нем разные задания. Еще на столе лежат карандаши. Выполнять задания мы будем все вместе, точно и аккуратно. Брать карандаши и начинать работать можно только после объяснения, что и как нужно делать.»
«Откройте первую страницу. Здесь нарисован портрет каждого из вас, написано имя, фамилия, возраст. Это означает, что альбом ваш».
I серия заданий.
Задание № 1. «Я и окружающие меня люди»
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представлении способах позитивного разрешения ситуаций взаимодействия с взрослым, сверстником).
Материал:четыре страницы с изображением вариантов поступков детей в отношении взрослого и сверстника в различных жизненных ситуациях.
с. 1 – «девочка и постройка»,
с. 2 – «ссорящиеся дети»,
с. 3 – «мама заболела»,
с. 4 – «бабушка с тяжелыми сумками».
Инструкция:
«Откройте вторую страницу» (педагог проверяет, на нужной ли странице дети открыли тетради).
Начало инструкции одинаковое для всех ситуаций. Педагог повторяет ее каждый раз, когда дети переворачивают новую страницу.
Картинка 1. «Посмотрите, что нарисовано на верхней картинке (пауза). Подумайте, что произошло с девочкой? Теперь рассмотрите нижние картинки (пауза). Под ними нарисованы кружочки, найдите их, выберите ту картинку, на которой дети поступают правильно. Поставьте галочку в кружочек под этой картинкой».
Далее ребенку дается задание в соответствии с изображенной ситуацией:
Картинка 2.. «отметьте картинку, на которой дети поступают правильно»
Картинка 3.. «отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит».
Картинка 4.. «отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит».
Когда педагог видит, что кто-то из детей уже закончил работу, он говорит:
«Кто закончил, положите карандаш, чтобы я видела, что вы выполнили задание».
Задание № 2. «Шифровка»
Цель: выявление состояния произвольной регуляции деятельности (удержания алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Время на выполнение данного задания жестко ограничивается двумя минутами. Через две минуты вне зависимости от объема выполненного все дети должны перейти к заданию №3.
Материал:одна страница альбома, доска и мел (или заготовленный образец на листе бумаги, формат А3), нарисованные на доске четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка состоит из четырех фигур).
Инструкция:
«А теперь переверните страницу альбома. Посмотрите внимательно. В левом верхнем углу нарисованы фигуры, подчеркнутые жирной линией. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике - вертикальную палочку (сопровождается показом и постановкой соответствующего знака в треугольник на доске), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (сопровождается соответствующим показом), а ромбик останется пустым. В нем вы не рисуете ничего.
У вас на листе в левом верхнем углу (специалист показывает на бланке образец заполнения) то же показано, что нужно рисовать. Найдите это у себя на листе, покажите пальцем, поднимите руку, кто увидел.
Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда (сопровождается жестом руки по первому ряду фигур слева направо по отношению к сидящим перед специалистом детям).
Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш. Внимание, приготовились, начали!»
Основную часть инструкции можно повторить дважды: «В каждой фигуре ставьте свой знак, заполняйте все фигуры по очереди».
По истечении 2-х минут педагог просит всех детей остановиться и перестать работать:
«А теперь, даже если вы не закончили задание, отложите карандаш и посмотрите на меня».
Важно, чтобы все дети закончили выполнение задания одновременно, вне зависимости от того, сколько они успели сделать.
Физкультурная минутка.
Задание № 3. «Поиграем в движения»
Цель: изучение состояния регулятивной сферы детей (показатель «расстройство внимания при гиперактивности»), выявление умения действовать по инструкции, распределять внимание и переключать его, определение степени помехоустойчивости.
Инструкция:
«Встаньте и подойдите ко мне, сейчас мы поиграем. Постройтесь в шеренгу напротив меня. Мы поиграем в интересную игру. Я буду называть разные движения: например, подпрыгнуть, наклониться вперёд... А вам надо будет правильно выполнить названное движение. Но будьте внимательны: среди движений есть два «запрещённых», которые выполнять нельзя, даже если я их назову. Запомните эти движения: первое - руки в стороны, второе - НАКЛОНИТЬСЯ ВПЕРЕД. Если вы их услышите, то надо просто стоять, опустив руки вниз и ждать следующей команды.
Давайте попробуем: руки вперёд, подпрыгнуть, руки на пояс. Достаточно. Запомните, что после выполнения каждого движения надо возвращаться в исходное положение: встать прямо, руки опустить вниз». Специалист демонстрирует исходное положение.
После выполнения пробного задания можно перейти к основной серии:
«Приготовьтесь, будьте очень внимательны. Итак, начали!» (Команды даются в заданной последовательности; задача специалиста - активизировать детей).
· руки на пояс,
· подпрыгнуть,
· руки в стороны,
· дотронуться до кончика носа,
· руки вперёд,
· присесть,
· наклониться вперёд,
· руки на пояс,
· подпрыгнуть,
· руки в стороны,
· присесть,
· дотронуться до кончика носа
· наклониться вперёд,
· подпрыгнуть,
· руки вверх,
· присесть,
· наклониться вперёд.
«Спасибо, закончили упражнение».
Задание 4. «Филиппинский тест»
Цель:выявление уровня биологической зрелости детей.
Инструкция:
«Сейчас мы поиграем еще в одну интересную игру. Я буду называть движения, которые вам нужно выполнить. Слушайте внимательно: поднимите правую руку над головой и захватите пальцами левое ухо (пауза), теперь поднимите левую руку над головой и захватите пальцами правое ухо». Специалист выполняет задание вместе с детьми.
II серия заданий
Задание № 1. «Эталоны»·
Цель: выявление уровня развития сенсорных способностей (представлений об эталонах формы и их использовании). Время выполнения задания 1 минута.
Материал:лист альбома с изображением 3-х геометрических фигур (треугольника, прямоугольника, овала), расположенных в ряд; под фигурами нарисованы различные предметы (шар, слива, книга, окно, елочка, лодка, которые расположены в хаотичном порядке), карандаш.
Инструкция:
«Переверните страницу альбома. Рассмотрите, что изображено на картинках. А теперь рассмотрите фигуры, нарисованные вверху. Соедините линиями каждый изображенный предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож. Каждую фигуру нужно соединить с каждым предметом, не спеша, не пропуская ни одной картинки. Возьмите карандаш. Приступайте к выполнению задания».
Задание № 2. «Машина»
Цель: выявление способности использования расчлененной схемы для подбора строительных деталей к заданной постройке.
Материал: лист альбома с графическим изображением грузовой машины, набора строительных деталей; карандаш.
Инструкция:
«Переверните страницу альбома. Здесь нарисована грузовая машина и детали конструктора, из которых ее можно построить. Выберите детали, которые нужны для постройки машины. В них нужно поставить галочку».
Задание № 3. «Классификация»
Цель:выявление способности детей к установлению классификационных отношений, осведомленности и определение умения устанавливать отношения равенства и неравенства множеств.
Материал:лист альбома с изображением домашних (собака, овца, коза, петух, лошадь) и диких животных (заяц, еж, белка, лев, медведь, филин), расположенных в хаотичном порядке, карандаш.
Инструкция:
«Переверните страницу альбома. Рассмотрите всех животных. Внимание! (пауза). Выберите всех домашних животных и обведите их всех вместе одной линией. Теперь, выберите всех диких животных и обведите их также одной линией.Получилось две группы животных. А теперь сравните количество животных в обеих группах. Если их неравное количество, зачеркните столько лишних, что бы диких и домашних получилось поровну.
.
Задание № 4. «Составь предложение картинками»
Цель: выявление способности детей к построению речевого высказывания.
Материал:три листа альбома, на каждом из которых изображено семь предметных картинок, карандаш.
Инструкция:
«Переверните страницу альбома. Рассмотрите картинки. Мы с вами будем записывать предложения, но только не буквами, а при помощи картинок. Я вам скажу предложение, а вы подумаете, как каждое слово обозначить картинкой. Надо отметить столько же картинок, сколько слов в этом предложении. Под нужной картинкой вы поставите галочку в кружке».
Первое задание является тренировочным и обсуждается вместе с детьми. Полная инструкция повторяется дважды - перед вводным и основным заданиями.
Для первого, вводного, задания педагог говорит фразу: «Щенка повезли домой».
Для основного задания - «Мальчик ловит рыбу», «Девочка шьет платье».
Предложения надо произносить медленно, с паузами между словами. Каждое предложение, кроме вводного, повторяется только дважды.
«Внимание, я говорю предложение: «Щенка повезли домой» и показываю картинки на каждое слово. Поставим галочку под картинкой, на которой нарисован щенок, затем автобус, потом - дом. Прочитаем – «Щенка повезли домой».
Переверните страницу. Здесь точно такое же задание. Только вы теперь выполняете его. Внимание, я говорю предложение: «Мальчик ловит рыбу».
Переверните страницу. Здесь точно такое же задание и вы тоже выполняете его сами: «Девочка шьет платье».
Физкультурная минутка
Педагог предлагает детям отдохнуть и поиграть.
«Встаньте и подойдите ко мне, сейчас мы поиграем».
Задание № 5. «Пальчики здороваются»
Цель: выявление уровня развития тонкокоординированных движений рук и пальцев.
Инструкция:
«Встанем свободно, так чтобы всем было удобно выполнять движения. Приготовьте для игры ладошки. Будем соединять пальчики сначала у «удобной» руки, у той которой вы держите карандаш, ложку. Покажите большой палец. Вот так (специалист показывает). Соединяем большой палец с указательным, теперь со средним, с безымянным, с мизинчиком. Не торопитесь, будьте внимательны. Теперь сделаем это упражнение другой рукой. Приготовьте пальчики. Покажите большой палец. Соединяем большой палец с указательным, теперь со средним, теперь с безымянным, с мизинчиком. А сейчас соединяем пальчики у двух ладошек: большие с указательными, большие со средними, большие с безымянными, большие с мизинцами.
А теперь сделайте это сами: сначала на одной руке, затем на – другой, а потом - на обеих руках вместе».
Задание № 6. «Игра в мяч»
Цель: выявление способности логически обоснованно и грамматически правильно выстраивать предложение.
Материал:мяч.
Инструкция:
«Сейчас мы поиграем в мяч. Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить предложение. Тот, кто поймал мяч, должен закончить мое предложение. Будьте внимательны. Я покажу, как правильно играть. Бросаю мяч Диме: «После весны будет …( лето) – Дима отвечает и возвращает мне мяч».
Начинаем играть по солнышку.
1. «Петя взял зонт потому, что……»
2. «Костю похвалили за- то, что…»
3. «Ребята приготовили клей и бумагу, для того чтобы…»
4. «Таня пришла нарядной в детский сад, потому, что…….»
5. «Мама взяла сумку, для того чтобы…….»
6. «Оля плачет из-за того, что……»
7. «Ваня взял лейку, чтобы »
8. « Дети не пошли гулять, так как …»
Педагог предлагает детям вернуться на свои места за столами и продолжить работу с альбомом.
III серия заданий
Задание № 1. «Продолжи узор»
Цель: выявление графомоторной координации и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
Материал: одна страница альбома, заготовленный образец на листе бумаги (формат А3) с образцами двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца линии, не отрывая карандаша от листа бумаги.
Инструкция:
«Откройте следующую страницу альбома. Рассмотрите, что на ней нарисовано. В левом верхнем углу нарисованы два узора. (Специалист показывает на образце место, где расположены узоры.) Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до края листа. Сначала продолжите первый узор (показывает первый узор), а когда закончите – продолжите второй узор (показывает второй узор). Рисовать надо, не отрывая карандаш от листа бумаги. Бери