Движение предплечий и кистей рук в различных направлениях.
Глава 2. Примерные программы обучения детей...
3. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа.
4. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке одновременно двумя руками с контролем зрения, а также без него.
5. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих.
6. Выделение пальцев рук.
7. Наклоны и повороты головы в исходных положениях «лежа» и «стоя».
8. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны.
9. Тыльное и подошвенное сгибание стопы в различных исходных положениях.
10. Из исходного положения «стоя» поднимание на носках, перекаты с носков на пятки.
11. В исходном положении «лежа на спине», на «животе» поочередное и одновременное поднимание прямых, согнутых ног, отведение и круговые движения.
12.Из основной стойки, стойки «ноги врозь» поднимание прямой и согнутой ноги.
13. Приседание на всей ступне в стойке «ноги врозь».
14. Переход из положения «лежа» в положение «сидя».
15. Выполнение по памяти комбинации движений из 2-3 элементов.
16. Отстукивание или отхлопывание заданного темпа.
17. Отхлопывание или отстукивание простого ритмического рисунка.
18. Выполнение какого-либо упражнения в разном темпе.
Общеразвивающие упражнения желательно проводить в игровом оформлении. Например, отведение рук в стороны и приведение можно дать в игровых упражнениях: «Петушок хлопает крылышками», «Самолет летит», поднимание рук вверх и опускание: «Дровосек дрова колет» и т. п.
Упражнения для формирования правильной осанки
1. Правильная осанка в положении «стоя» и «сидя».
2. Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке до 5-7 сек.
3. Из исходного положения «стоя у вертикальной плоскости» в положении «правильной осанки» отводить руки в стороны, поднимать вверх и возвращать в исходное
физическая культура________________________________ _____^
положение, а также поочередно поднимать ноги вперед, отводить в стороны.
4. Из положения «стоя у вертикальной плоскости» отойти от стены на 1-2-3 шага, сохраняя правильную осанку.
5. Посаженный в правильной осанке — сохранять это положение 5-10 сек.
6. Ходьба по залу, руки за спину или на поясе с сохранением правильной осанки.
Прикладные упражнения Ходьба и бег
1. Ходьба ровным шагом (следить за осанкой и правильным синергизмом движений).
2. Ходьба в колонне.
3. Ходьба по кругу, взявшись за руки.
4. Ходьба в положении «руки за спину».
5. Ходьба на носках.
6. Ходьба с остановками по сигналу учителя (слуховому, зрительному).
7. Ходьба в медленном и быстром темпе.
8. Спокойный бег с правильной координацией движений.
9. Бег на носках.
10. Чередование бега с ходьбой (переход от быстрого темпа к медленному).
Прыжки
1. Подпрыгивание на двух ногах на месте, с небольшим продвижением вперед, в сторону (лучше в играх: «Попрыгунчики», «По кочкам», «Лягушка и аист», «Зайчата»).
2. Прыжки в разных построениях, например стоя лицом в круг (можно взяться за руки): 1) прыжки на месте; 2) прыжки с продвижением к центру вперед; 3) прыжки с продвижением от центра назад; 4) прыжки с продвижением вправо и влево; 5) прыжки с одного начерченного круга в другой.
3. Подпрыгивание в парах по очереди, вместе.
4. Перепрыгивание через шнур, через мячи (15-20 см) с правильным приземлением.
5. Прыжки на одной ноге.
Глава 2. Примерные программы обучения детей...
физическая культура
6. Прыжки в длину с места.
7. Подпрыгивание вверх за предметом (следить за правильным приземлением).
Равновесие
1. Ходьба по начерченному коридору шириной 20 см.
2. Стойка на носках (3-4 сек).
3. Ходьба по доске, положенной на пол.
4. Ходьба по гимнастической скамейке (с различным положением рук).
5. Расхождение двоих на гимнастической скамейке.
Лазание и перелезание
1. Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке.
2. Подлезание под веревку, перекладину (высота — 40-50 см).
3. Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке.
4. Ползание через один гимнастический обруч, через 3-4 обруча на расстоянии 50 см один от другого.
5. Лазание через препятствия (высота до 50 см).
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос
груза
1. Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками.
2. Передача мячей, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне, меняя направление.
3. Перекаты мяча по полу, передача мяча ударом об пол.
4. Броски мячей вверх, об пол, об стенку и ловля одной, двумя руками.
5. Метание в цель правой и левой рукой (на расстояние 2-4 м, щит 1x1 м).
6. Метание на дальность.
7. Упражнения с гимнастическими палками (подбрасывание и ловля, передача, перехваты).
8. Перенос гимнастической скамейки вчетвером.
Игры
«Кошка и мышки», «Слушай сигнал», «Волшебный мешок», «Отгадай по голосу», «Вот так позы», «Запомни порядок», «Волк во рву», «Совушка», «Попрыгунчики-воробушки», «Узнай на ощупь», «Быстро по местам», «Аист ходит по болоту».
Лыжная подготовка (дополнительный материал)
1. Ознакомление с лыжным инвентарем.
2. Обучение скреплению лыж, прикреплению лыж к обуви.
3. Построения с лыжами в руках и на лыжах.
4. Передвижение на лыжах ступающим шагом без палок и с палками по учебной лыжне.
5. Передвижение скользящим шагом по учебной лыжне.
6. Повороты на месте переступанием.
Предполагаемые результаты:
1. Пространственная ориентация в физкультурном зале: вход, стены, потолок, пол, углы, середина. Элементарные пространственные понятия (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, в стороне) и понятия направлений движений (вперед, назад, вниз, вверх, направо, налево, в сторону, в конкретных заданиях).
2. Знание физкультурной одежды и умение самостоятельно одеваться к уроку.
3. Знание частей тела человека: голова — лицо, затылок, лоб, подбородок, шея; туловище — спина, грудь, живот, бок, поясница; руки — плечо, локоть, кисть, пальцы; ноги — колено, стопа, пятка, носок, пальцы.
4. Понятия, обозначающие отдельные элементарные виды движений (знание их и умение выполнять по словесной инструкции): подняться(ся)-опустить(ся), согнуть(ся)-разогнуть(ся), наклонить(ся)-выпрямить(ся), повернуться), сесть (сидеть), встать (стоять), идти-бежать, лечь (лежать), перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить), поднять, ловить, поймать.
5. Умение выполнять по команде следующие исходные положения: «лежа» (на спине, на животе, на боку), «сидя» (на скамейке, на стуле, на полу), «стоя» («в основной стойке», «ноги на ширине плеч»).
6. Умение построиться в шеренгу и в одну колонну.
7. Умение ходить и сидеть в правильной осанке.
8. Умение пройти по доске гимнастической скамейки.
9. Умение бросать и ловить мяч.
10. Умение произвольно управлять дыханием.
Глава 2. Примерные программы обучения детей...
щ
*' Физическая культура
11. Умение рассказать содержание игр «Сова», «Слушай сигнал».
Первый год обучения
Построения и перестроения
1. Стойки «вольно», «смирно», «ноги в шаге».
2. Перестроение из одной шеренги в две захождением.
3. Перестроение в колонну по 2, по 4. -
4. Движение через середину зала, по диагонали.
5. Ходьба в колонне на различные дистанции.