Музыкально-ритмические занятия

■ Пояснительная записка

Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, не оспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием.

Так, Э. Сеген отмечал, они начинают двигаться, перемещаться ближе к источнику звучания, пытаются подпевать. На некоторых возбудимых детей музыка, особенно фортепианная, оказывает успокаивающее воздействие: он также указывал на наличие у некоторых своих воспитанников хороших музыкально-слуховых данных. Они верно пели, хотя говорили плохо и с трудом. Подчеркивая относительную сохранность музыкально-слуховой сферы у некоторых умственно отсталых детей, Э. Сеген отмечал, что указанные возможности реализуются очень не полно. Даже при хорошем слухе дети часто не умеют слушать музыку, быстро отвлекаются. Однако, несмотря на это, Э. Сеген считал музыку важным средством воспитательного и лечебного воздействия.

Ж. Демор широко использовал музыку на занятиях ритмической гимнастикой. Музыкальное сопровождение давало возможность учащимся упражняться в различении динамических и темповых оттенков; дети овладевали умением выделить части (вступление, заключение и т. д.) музыкального произведения, т. е. упражнялись в анализе формы. Выполнение движений под музыку способствовало развитию чувства ритма.

А.Н. Граборов считал необходимым формировать у умственно отсталых детей культуру хорового пения. Вместе с тем он отмечал особую важность работы по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки, поэтому

Глава 2. Примерные программы обучения детей...

Музыкально-ритмические занятия



рекомендовал особенно внимательно подходить к выбору музыкального материала.

Особенно большие трудности, по мнению С. Мидовской, встречаются при восприятии умственно отсталыми детьми инструментальной музыки. Тем не менее приобщение к слушанию таких произведений полезно и нужно учащимся специальной школы.

Развитие восприятия музыки немыслимо без формирования некоторых навыков ориентировки в музыкальном произведении, выделения и оценки важнейших элементов музыкальной речи и музыкально-выразительных средств. На первых этапах обучения восприятие музыки умственно отсталыми детьми в этом плане является особенно недифференцированным.

Умственно отсталые дети специфически воспринимают такие средства музыкального выражения, как динамика, темп, регистры. Различая в основном контрастные динамические и темповые оттенки, они не отмечают постепенное изменение динамики и темпа. Аналогичные затруднения возникают у них при необходимости дифференцировать средний и высокий регистры (при этом дети больше пользуются движением, нежели словом).

Связь между средствами музыкальной выразительности и содержанием музыкальных произведений без проведения специальной работы в этом направлении большинством умственно отсталых детей не устанавливается.

Однако в процессе целенаправленных занятий отмеченные недостатки могут не только сглаживаться, но даже и устраняться. Дети начинают не только различать контрастные, динамические (громко, тихо) и темповые оттенки, но и отмечать постепенное их изменение. Повышается и качество различения регистров.

М. Скьортен считает, что неречевые формы общения, проявляющиеся в искусстве и музыке в частности особенно важны для детей с умственными или физическими недостатками, поскольку они дополняют и наполняют существующий вербальный опыт или заменяют его, если он отсутствует. Они также дают ребенку возможность испытать ощущения, которых в противном случае он лишен.

Одной из форм работы с детьми с выраженной умственной отсталостью в плане их музыкального, двигательного, эмоционального и умственного развития могут быть комплексные музыкально-ритмические занятия.

Программное содержание работы вэтом плане предполагает реализацию следующих направлений на всех годах обучения:

— подготовка детей к восприятию музыки;

— развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку;

— формирование музыкально-ритмических движений;

— обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.

В программе содержание не распределяется по годам обучения. Предполагается, что учитель музыки будет самостоятельно осуществлять отбор содержания по годам обучения с учетом психофизических особенностей и возможностей учеников. В соответствии с задачами музыкально-ритмических занятий учитель может дополнительно использовать разнообразный музыкальный материал, который интересен детям и близок их жизненному опыту (например, современные песни, произведения популярной классической музыки, колокольный звон и др.).

Содержание

Подготовка детей к восприятию музыки

— Учить детей прислушиваться к звучанию погремушки или другого свистящего, шумящего, гремящего, скрипящего, шуршащего и звучащего предмета. Предпринимать действия с этим предметом с помощью взрослого или по образцу, а также самостоятельно.

С этой целью учитель подбирает различные предметы, наполняет их соответствующим содержанием, располагает оп-



Глава 2. Примерные программы обучения детей...

Музыкально-ритмические занятия



ределенным образом и т. п. для того, чтобы дети могли услышать «голос», характерный для предмета: баночки из-под кофе, чая, сока, наполненные горохом, камешками, песком, пуговицами и плотно закрытые; погремушки из нанизанных на ленту или проволоку пластмассовых, деревянных и металлических пуговиц и т. п.; палочки различной величины и разного материала, которыми дети стучат друг о друга; деревянные, металлические, пластмассовые ложки; перевернутые кастрюли, чугунки и т. п., по которым можно ударять палочкой, ложкой.

Учитель привлекает внимание детей к звучащему предмету, показывает, как надо действовать им, чтобы был слышен звук, затем дает детям возможность поиграть с этим предметом или с несколькими такими предметами.

— Учить детей прислушиваться к звучанию колокольчи
ка, принимать участие в игровой ситуации (искать спря
танный колокольчик и т. п.).

Учитель показывает колокольчик, дает детям возможность его рассмотреть, предлагает каждому поиграть. Взрослый звенит колокольчиком и напевает песенку. Затем прячем за ширму и предлагает детям его поискать. Можно использовать два колокольчика — с низким и высоким звучанием и прятать то один, то другой. Желательно использовать различные по звучанию колокольчики, разного размера, из различного материала и т. п.

«Бубенчики», муз. Н. Ветлугиной; «Тихие и громкие звоночки», ел. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова.

— Учить детей слушать высокое и низкое звучание игру
шек.

Учитель подбирает две по-разному звучащие игрушки (мишка и заяц, щенок и котенок и т. д.), показывает их, играя соответствующую музыку, затем прячет. Затем воспроизводит ту или другую музыку, предлагая детям узнать, кто это идет.

«Комическая пляска» (отрывок), муз. М. Раухвергера (заяц); «Детская полька», муз. М. Глинки (заяц); «Зайки серые сидят», ел. В. Антоновой, муз. Г. Финаровского (заяц); «Медвежата», ел. Н. Френкель, муз. М. Красева (медведь); «Мед-

ведь», муз. Е. Каменоградского (медведь); «Кошка», ел. Н. Френкель, муз. А. Александровой (котенок) и т. п.

— Учить детей слушать колыбельную.

Педагог показывает кукол, мягкие игрушки (мишка, котенок, заяц и т. п.), говорит, что они устали и хотят спать, предлагает детям их покачать.

«Колыбельная», ел. и муз. И. Филипп, и подобные мелодии.

— Учить детей слушать бодрую веселую музыку.

Во время исполнения песни педагог может помахивать ленточкой, платочком или ярким султанчиком, а также хлопать в ладоши, затем предложить детям сделать то же самое.

«Камаринская», муз. П.И. Чайковского из «Детского альбома»; «Экосез», муз. Ф. Шуберта; «Ой, лопнув обруч» (украинская народная мелодия); «Янка» (белорусская народная мелодия); «Веселые матрешки», ел. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова; «Смелый наездник», муз. Р. Шумана.

— Учить детей слушать колыбельную и марш.
Педагог напевает колыбельную, приносит куклу, качая

ее, говорит детям, что кукла спит. После этого кукла просыпается, здоровается с детьми. Затем предлагается посмотреть, как кукла ходит (исполняется маршевая мелодия).

«Баю-баю», муз. Е. Тиличеевой; «Колыбельная», муз. И. Филипп; «Солдатский марш», муз. Р. Шумана (соч. 68 № 2); «Марш», муз. Е. Тиличеевой.

— Учить детей слушать спокойную мелодию.

Учитель показывает куклу, поет песню, укачивает ее. Затем передает ее ребенку, который также ее укачивает под музыкальное сопровождение, это же предлагается сделать кому-то из детей, при необходимостиучитель помогает ученику выполнить соответствующие действия.

«Ласковая песенка», муз. В. Волкова; «Первая утрата», муз. Р. Шумана; «Мама», «Старинная французская песенка», муз. П.И. Чайковского из «Детского альбома».

— Учить детей слушать веселую плясовую музыку, вызы
вать у детей радостное настроение.

Педагог предлагает детям хлопать в ладоши, в то время когда кукла будет плясать.





Глава 2, Примерные программы обучения детей...

Музыкально-ритмические занятия



«Во саду ли, в огороде», обр. Н. Римского-Корсакова; «Каблучки» (русская народная мелодия), обр. Е. Адлера; «Гопак» (украинская народная мелодия), обр. Н. Метлова; «Полька», муз. Ю. Слонова; «Полька», муз. И. Штрауса.

— Учить детей слушать музыку, контрастную, по на
строению.

Исполнение пьес сопровождается соответствующими действиями. Вначале их выполняет учитель, затем предлагает детям, слушая колыбельную, положить ладони под щеку, под веселую плясовую музыку — похлопать.

Вальс «Игрушка», муз. П.И. Чайковского; марш С. Прокофьева; «Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Болезнь куклы» муз. П.И. Чайковского; «Новая кукла» муз. П.И. Чайковского.

— Учить детей слушать новую песню, выполнять движе
ния, соответствующие тексту песни, вызывать интерес
детей к содержанию песни.

«Ладушки», обр. Г. Фрида; «Пирожки», ел. Н. Кукловской, муз. А. Филиппенко; «Серенькая кошечка», ел. Н. Найденовой, муз. В. Витлина; «К нам гости пришли», муз. А. Александрова; «Цыплята», ел. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко.

— Учить детей различать высокие и низкие звуки.
Задание можно связать с образом большой и маленькой

птицы, козы и козленка, курочки и цыпленка и т. п. Используется фортепиано или металлофон. Затем учитель индивидуально опрашивает детей, какая поет птица — большая или маленькая, коза или козленок, курочка или цыпленок.

«Качели», муз. Е. Тиличеевой; «Ау», муз. Н. Ветлуги-ной; «Тень-Тень» (русская народная песня); «Белые гуси», ел. М. Клоковой, муз. М. Красевой; «Дождик» (русская народная попевка), обр. Т. Попатенко; «Птенчики», муз. Н. Вет-лугиной; «Эхо», муз. Н. Ветлугиной; «Качели», муз. Н. Ветлу-гиной; «Я шагаю вверх», муз. Н. Ветлугиной; «Чей домик», ел. Ю. Островского, муз. Е. Тиличеевой.

— Учить детей передавать хлопками тихое и громкое
звучание.

Педагог показывает детям, как нужно хлопать в ладоши, когда меняется звучание, и предлагает им хлопать в ладоши вместе с ним.

«Пойду ль я, выйду ль я» (русская народная песня); «Хлоп-хлоп-хлоп» (эстонская народная мелодия), обр. А. Роомере; «Мой конек» (чешская народная песня), обр. И. Гойны.

— Учить детей слушать и различать звучание дудки и
барабана.

Учитель музыки знакомит детей с новым инструментом — дудкой. Затем им предлагается узнать, на чем он будет играть (за ширмой).

— Учить детей слушать знакомую песню, понимать, о ком
вней поется.

Учитель предлагает детям узнать, про кого он исполняет песенку. Затем песня инсценируется, дети выполняют знакомые движения и звукоподражания.

«Серенькая кошечка», ел. Н. Найденовой, муз. В. Витлина; «Кошка», ел. Н. Френкеля, муз. А. Александрова; «Мишка с куклой пляшут полечку», перевод Н. Найденовой, муз. В. Витлина; «Игра с лошадкой», ел. Н. Кукловской, муз. И. Кишко; «Солнышко», ел. и муз. Е. Майкапара; «Дождик», ел. и муз. Е. Макшанцевой; «Росинки», муз. С. Майнапара; «Подснежник» муз. П. Чайковского; «Осенняя песнь» муз. П. Чайковского.

Наши рекомендации