Развитие многостороннего интереса.

Для того чтобы сделать образование воспитывающим, необходимо развить многосторонний интерес: тогда каждый человек будет с любовью относиться ко всякой деятельности, но каждый должен быть виртуозом в одной, какую выберет.

Чрезвычайно важно, чтобы у учеников возник интерес к школьным занятиям. Возбуждение интереса — это не только средство обеспечения внимания на уроке, но и путь, обеспечивающий полное усвоение новых идей или представлений.

Задачейучителя является сочетание индивидуальности ученика с многосторонностью интересов, развитиеинтереса и деятельности так, чтобы в результате сформировался характер.

Чтобы выполнить эту задачу, нужно позаботиться о

• подборе подходящего содержания образования — предметов преподавания и социального общения;

• выборе метода обучения, согласующегося с психологией ребенка.

Гербарт был убежден, что наилучшим материалом для обучения являются греческая и латинская литература и история. Вокруг них концентрируются другие учебные предметы, соответствующие психологическим особенностям ребенка.

ПЕДАГОГИКА ДЕЙСТВИЙ ЛАЯ

Теория В.А. Лая, названная им «школой жизни».

Основываясь на данных различных поисков путей реформы школы, В.А. Лай пытался создать новую педагогику — педагогику действия. Исходным пунктом и способом реализации педагогики действия выступали для него не книги и объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд или что-либо подобное, а, как писал он сам, лишь полная жизнь ребенка с ее гармоническим разнообразием реакций. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов, драматизации и других средств. Именно поэтому ручной труд выступал у В.А. Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию.

Труд является необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций. Особая роль В.А. Лаем отводилась третьему компоненту его триады — выражению, которое и являлось собственно действием, направленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособление ребенка было основной задачей школы действия.

Школа действия ставит своей целью создатьдляребенкапростор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее; она должна быть для ребенка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждающей ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей.

Вшколе жизни должны были играть важную роль учебный план и методы преподавания, основанные на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Признаваемые всеми полезными в педагогическом отношении практические и творческие работы школьников в лабораториях, мастерских, уход за растениями и животными, театрализованные представления, лепка, рисование, игры и спорт.

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ДЬЮИ

Цель воспитания— воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства. Д. Дьюи полагал, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Они рассматривали изучение специфики детства как путеводитель научной педагогики, предлагая сделать ребёнка предметом интенсивного воздействия многообразных факторов воспитания — экономических, научных, культурных, этических и пр.

Самое значимое – опыт. Опыт с точки зрения пользы. Инструментализм. Ветвь прагматизма. Всякая идея с точки зрения полезности для конкретного индивида. Если идея полезна, то хорошо.

Знание – инструмент действия разума. Для него нет абсолютного знания, нет абсолютной истины. Все строится на опытном знании. Поэтому он не признает априорных форм знания. Ответственность нужно рассматривать инструментально. Все надо рассматривать как цели, к которым надо подвести ребенка через опыт. Все абстрактные теории ничего не дают. Из практики, в практике и для практики.

Человек должен осуществлять контроль над собой. Все страсти могут быть сняты в ожидании того, что что-то будет еще лучше. Роль педагога – помочьосуществитьинтерес индивида. Педагог должен помочьвоспитаннику реализовать интересы и создать орудия.

Личные интересы не должны ограничивать интересны других. Мастерство педагога в том, чтобы балансировать между индивидуальным и общественным. Образование индустриального общества должно быть спорным.

Образование должно служить демократии. Дьюи убежден, что между образованием и развитием демократии есть тесная связь. Воспитание инициативного и активного гражданина. Образование – главный инструмент общества. Формирование гражданственности. Школа должна быть вовлечена в процесс формирования демократии.

Он критикует схоластическую составляющую. Школа для слушающего. Пассивные способности. Акцент на учебниках и на учителях. Это обезличивает детей. Должен создаться коллектив. Каждый хочет перещеголять другого в развитии. Школа передает знания.

Школа должны быть трудовой. Главное место должен занимать труд. Дисциплина труда. Развитие вокруг технических наук. Знания освещают труд. Человек, который получает теорию, приобщается к опыту, к человеческим ценностям, рациональности. Все должно идти из практики.

Эпоха утилитарности требовала утилитарных школ.

Наши рекомендации