Обследование заикающегося ребенка
1. Фамилия, имя ребенка.
2. Дата рождения.
3. Дата поступления в группу заикающихся.
4. Домашний адрес и телефон.
5. Развитие ребенка со слов родителей:
• данные о протекании беременности и родов, раннее развитие ребенка;
• время появления первых слов;
• время появления фразовой речи;
• особенности речевой среды: стимулировалось ли развитие речи ребенка (как часто и в каком объеме читалась детская литература, когда начали читать ребенку, подбирались ли ребенку художественные произведения по возрасту или без учета его, с какого возраста разучивали с ребенком стихи, как много он их знает, какие именно и т. д.); речевая среда, в которой воспитывается ребенок (контакт с заикающимися, наличие двуязычия и др.);
• когда появилось заикание и как оно протекает (периодически речь улучшается и снова ухудшается, постепенно ухудшается, стабильна и др.); с чем связывают улучшение, ухудшение речи;
• предполагаемая причина появления заикания со слов родителей, предпринятые ими меры: лечили у врача, занимался с логопедом, находился в специальных учреждениях (санатории, диспансере, яслях).
6. Диагноз психоневролога.
7. Обследование общего речевого развития:
• состояние артикуляционного аппарата;
• произношение звуков; произношение слов сложной слоговой структуры;
• словарь;
• грамматический строй.
8. Обследование навыков пользования ситуативной и контекстной речью:
• называние предметов по наглядной опоре;
• называние тех же предметов без наглядной опоры;
• рассказ об игрушках;
• рассказ по образцу логопеда;
• беседа;
• рассказ из жизни ребенка (из личного опыта);
• называние слов с противоположным значением.
9. Состояние технических и изобразительных навыков:
• в рисовании;
• в лепке;
• в аппликации;
• в конструировании.
Примечание: обследование состояния технических и изобразительных навыков проводится воспитателем в присутствии логопеда на фронтальных занятиях.
10. Заключение логопеда об уровне речевого развития и о состоянии навыков пользования ситуативной или контекстной речью, об общем и речевом поведении ребенка.
Тетрадь заданий воспитателю
В тетради содержатся конкретные задания логопеда, направленные на подготовку к предстоящим логопедическим занятиям и на закрепление навыков пользования самостоятельной речью, с указанием детей и формы речи, доступной каждому из заикающихся. В заданиях указывается, где, в каких ситуациях будет закрепляться речь: на занятии, во время одевания, умывания и т. д. Такого типа задания планируются начиная со II периода сроком на одну неделю.
Задания, предусматривающие коррекцию общего и речевого поведения, планируются на протяжении всего года с постепенным усложнением. Специально подобранные игры по типу «Поручений», а также игры, воспитывающие выдержку, волю, устойчивость внимания и т. д., планируются на неделю.
Задания по закреплению правильного произношения звуков в основном планируются в I и II периодах обучения.
В тетради воспитатель ежедневно пишет учет. В учете отмечается, как выполнены все задания с детьми, данные логопедом.
Индивидуальная тетрадь ребенка
В группе заикающихся детей индивидуальная тетрадь ребенка оформляется только на того, у которого нарушено произношение. В ней содержится материал, доступный по-
ниманию ребенка, в основном это картинный материал или хорошо выполненные рисунки предметов с надписями, в названии которых содержатся закрепляемые звуки.
Тетрадь предназначается для индивидуальной работы логопеда и воспитателя, а также выдается родителям на выходной день для домашних занятий и иллюстрации правильного произношения ребенком того или иного звука.
Отчет о работе
Отчет заполняется в конце учебного года и отражает следующую информацию: сколько детей выпущено, в какие учреждения они направлены. Пользуясь записями отчета, логопед может установить связь со школой, проверить успеваемость выпущенных детей, эффективность работы, проведенной в детском саду по устранению заикания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Схема обследования речи ребенка с русским неродным языком
/. Анкетные данные
1. Фамилия, имя_
2. Число, месяц, год рождения_
3. Домашний адрес_
4. Телефон_
5. Откуда поступил ребенок_
6. Данные о родителях:
МАТЬ ОТЕЦ ФИО:_ _
Родной язык:
Место работы:
Должность: Рабочий телефон:
Состав семьи:
Объективные данные
1. Заключения специалистов
Неврологический статус:_
(невропатолог)
Состояние интеллекта:_
(психоневролог)
Состояние слуха:___
(отоларинголог)
Состояние зрения:__-
(офтальмолог)
2. Дата поступления в логопедическую группу_
3. Решение Психолого-медико-педагогической комиссии от___.-
Протокол №_Принят на срок_
4. Заключение ПМПК__-
III. Анамнестические данные
1. Перинатальный период развития
От какой беременности__
Как протекала беременность___
2. Натальный период развития
Как протекали роды_.-
(в срок или нет, наличие патологии
родовой деятельности, использование
каких-либо родовспоможений)
3. Постнатальный период развития Раннее физическое развитие: Когда ребенок начал
• держать голову__-
• переворачиваться_____
• сидеть___
• стоять с помощью опоры__
• ходить_._—
Раннее эмоциональное развитие:
• комплекс оживления___
• узнавание близких ____
• реакция на посторонних__
Раннее речевое развитие:
• гуление__
• лепет____
• первые слова__
литературы, ее подбор и объем в соответствии с возрастом,
с какого возраста разучиваются стихи, песенки, как запоминает)