Коррекция речи в процессе труда

У заикающихся детей, как и у детей массового детского сада, необходимо развивать интерес и любовь к труду, при­учать их старательно и аккуратно выполнять трудовые по­ручения, воспитывать стремление добиваться результатов труда, готовность участвовать в совместной трудовой дея­тельности наряду со всеми детьми. Воспитатель формирует у дошкольников навыки в доступных видах труда, уважи­тельное отношение к труду взрослых и товарищей и одно­временно закрепляет знания о предметах труда.

Очень важно у заикающихся дошкольников выработать в процессе труда внимание к речи взрослых, воспитывать у них выдержку, сосредоточенность, целенаправленность. Они должны уметь выслушать задание до конца, затем присту­пить к его выполнению. С этой целью детям можно дать тру­довые задания, поручения в определенной последовательно­сти, в соответствии с которой дети должны их выполнить.

В начале обучения важно, чтобы дошкольники прослу­шивали речевые образцы, которыми они будут пользовать­ся в дальнейшем. Воспитатель сам комментирует действия детей, рассказывает о предметах, которыми они пользуют­ся во время труда. Так, при подготовке к занятию дежур­ные раздают материал, а воспитатель говорит: «Саша раз­дает карандаши, а Вова готовит бумагу. Белый лист Вова положил Наташе, прямоугольный лист — Коле. Саша кла­дет коробку карандашей Вите. Он ставит коробку на край стола, чтобы осталось место для бумаги» и т. д.

Развивая внимание к речи в процессе труда, воспита­тель дает детям указания к работе и обязательно следит за правильностью их выполнения.

Воспитатель также закрепляет навыки общего и речево­го поведения и пользования самостоятельной речью без заикания.

В III периоде воспитатель упражняет детей во фразовой речи. Это происходит как при выполнении различных ви­дов труда в группе, так и при работе на участке.

Когда дети начинают свободно пользоваться контекст­ной речью (IV период), они сопровождают процесс трудовой деятельности подробным рассказом о том, что они делают.

Режимные моменты

Наряду с общими задачами в работе с заикающимися детьми режимные моменты необходимо использовать как для коррекции их общего и речевого поведения, так и рече­вой деятельности.

В режиме дня имеется ряд благоприятных моментов для организации правильного речевого общения без заика­ния, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. Важное значение при этом имеет организация де­тей в момент общения. Детей целесообразно расположить так, чтобы они видели и слышали друг друга (каре, круг, полукруг). Чтобы дети могли участвовать в разговоре, необ­ходима четкая организация всех моментов: умывания, оде­вания, раздевания, дежурства, экскурсий, наблюдений и т. д. Необходимо научить детей выполнять все действия без лишнего шума, вслушиваться в речь взрослых и ответы товарищей, отвечать организованно, когда спросят, и о том, о чем спросят, не перебивать товарищей.

Большое значение придается речи взрослых. Речь их должна быть спокойной, вопросы — четко сформулирова­ны, с соблюдением пауз между вопросом и ответом ребен­ка. Следует дать время на обдумывание ответа, говорить в нормальном темпе, не замедляя своей речи и не требовать замедленной речи от детей.

Подготовка заикающихся детей к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной к школе группе

Работа над грамматически правильно оформленной ре­чью заикающихся детей проводится в течение всего перио­да пребывания в детском саду, начиная с первых дней обу­чения. Эта работа опирается на практическое усвоение детьми грамматического строя родного языка. Вначале — это правильное употребление падежных окончаний при од­нословных ответах, а затем — работа над грамматически верным оформлением предложения, текста.

Непосредственную подготовку к овладению элемен­тарными навыками письма и чтения заикающихся детей целесообразно начинать в феврале, так как благодаря коррекционно-развивающему обучению к этому времени заикающийся ребенок может говорить без запинок целые фразы.

Занятия проводятся логопедом один раз в неделю.

Работа по развитию фонематического слуха у детей на протяжении всего периода подготовки к овладению элемен­тарными навыками письма и чтения проводится в форме дидактических игр и упражнений.

Дети учатся составлять предложение из слов, делить его на слова с указанием их последовательности, составлять схему.

В мае занятия по подготовке к овладению элементарны­ми навыками письма и чтения заканчиваются.

Последовательность развития навыков пользования самостоятельной речью без заикания

На первом этапе заикающиеся дети учатся пользоваться простейшей самостоятельной ситуативной речью. Они отве­чают на вопросы логопеда коротко или подробно, точно по смыслу, формулируют самостоятельно более или менее подробные ответы, выбирают простейшие варианты отве­тов. Все виды работы над речью проводятся с помощью во­просов при наличии наглядной опоры и способствуют ло­гичности, точности и лаконичности ответа.

На втором этапе заикающиеся дошкольники овладевают более сложной самостоятельной ситуативной речью. Они про­должают отвечать одним словом или фразой, учатся распро­странять фразы и формулировать варианты фразовых ответов, составлять рассказ сначала по вопросам логопеда, а затем без вопросов и без наглядной опоры, но еще по четким представ­лениям, полученным на предыдущих занятиях, самостоятель­но формулируют ответы при сравнении предметов и, наконец, переходят к упражнениям в элементарной контекстной речи.

Все перечисленные виды работ повышают возможности детей в пользовании самостоятельной речью, развивают мыслительные способности, умение отбирать речевой мате­риал, активизируют имеющийся словарь.

На третьем этапе заикающиеся овладевают контекстной речью и одновременно закрепляют навыки пользования си­туативной речью. Для упражнения в контекстной речи про­водятся более сложные занятия: беседа, анализ работ, само­стоятельное составление рассказов разной сложности и т. д.

Все виды работ над речью способствуют быстрой ориен­тации в словарном запасе, гибкой перестройке ответа, раз­витию регуляторных процессов.

На четвертом этапе закрепляются и совершенствуются все формы речи, усвоенные ранее. Результаты предшест­вующей работы над речью проявляются в обстоятельности повествования, логической последовательности, вариатив­ности изложения одного и того же сюжета, в умении детей свободно и гибко пользоваться речевыми средствами.

В средней группе заикающиеся дети усваивают навыки пользования самостоятельной речью только двух началь­ных этапов.

Речь детей изменяется также качественно, они употреб­ляют в активной речи большое количество прилагатель­ных, наречий, в чем нормально говорящие дошкольники, как правило, испытывают значительные трудности.

Работа с родителями

Большое значение для успеха коррекции заикания име­ет правильная организация окружающей среды: взаимоот­ношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, что­бы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устране­нии заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблю­дении единых требований в детском саду и дома, строго вы­полняли общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.

Для ознакомления родителей с содержанием работы в логопедической группе данного профиля и осуществления преемственности используются следующие формы работы.

1. Групповые родительские собрания.

2. Под групповые и индивидуальные беседы-консульта­ции (один раз в месяц по инициативе логопеда).

3. Открытые логопедические занятия для родителей проводятся один раз в месяц начиная со второго учебного периода. К этому времени дети успевают привыкнуть к дет­скому саду и могут спокойно заниматься в присутствии ро­дителей.

4. Уголок для родителей, который отражает жизнь, за­нятия, успехи детей в овладении правильной речью, содер­жит советы и рекомендации родителям по различным во­просам.

Наши рекомендации