Коррекция речи в процессе труда
У заикающихся детей, как и у детей массового детского сада, необходимо развивать интерес и любовь к труду, приучать их старательно и аккуратно выполнять трудовые поручения, воспитывать стремление добиваться результатов труда, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наряду со всеми детьми. Воспитатель формирует у дошкольников навыки в доступных видах труда, уважительное отношение к труду взрослых и товарищей и одновременно закрепляет знания о предметах труда.
Очень важно у заикающихся дошкольников выработать в процессе труда внимание к речи взрослых, воспитывать у них выдержку, сосредоточенность, целенаправленность. Они должны уметь выслушать задание до конца, затем приступить к его выполнению. С этой целью детям можно дать трудовые задания, поручения в определенной последовательности, в соответствии с которой дети должны их выполнить.
В начале обучения важно, чтобы дошкольники прослушивали речевые образцы, которыми они будут пользоваться в дальнейшем. Воспитатель сам комментирует действия детей, рассказывает о предметах, которыми они пользуются во время труда. Так, при подготовке к занятию дежурные раздают материал, а воспитатель говорит: «Саша раздает карандаши, а Вова готовит бумагу. Белый лист Вова положил Наташе, прямоугольный лист — Коле. Саша кладет коробку карандашей Вите. Он ставит коробку на край стола, чтобы осталось место для бумаги» и т. д.
Развивая внимание к речи в процессе труда, воспитатель дает детям указания к работе и обязательно следит за правильностью их выполнения.
Воспитатель также закрепляет навыки общего и речевого поведения и пользования самостоятельной речью без заикания.
В III периоде воспитатель упражняет детей во фразовой речи. Это происходит как при выполнении различных видов труда в группе, так и при работе на участке.
Когда дети начинают свободно пользоваться контекстной речью (IV период), они сопровождают процесс трудовой деятельности подробным рассказом о том, что они делают.
Режимные моменты
Наряду с общими задачами в работе с заикающимися детьми режимные моменты необходимо использовать как для коррекции их общего и речевого поведения, так и речевой деятельности.
В режиме дня имеется ряд благоприятных моментов для организации правильного речевого общения без заикания, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. Важное значение при этом имеет организация детей в момент общения. Детей целесообразно расположить так, чтобы они видели и слышали друг друга (каре, круг, полукруг). Чтобы дети могли участвовать в разговоре, необходима четкая организация всех моментов: умывания, одевания, раздевания, дежурства, экскурсий, наблюдений и т. д. Необходимо научить детей выполнять все действия без лишнего шума, вслушиваться в речь взрослых и ответы товарищей, отвечать организованно, когда спросят, и о том, о чем спросят, не перебивать товарищей.
Большое значение придается речи взрослых. Речь их должна быть спокойной, вопросы — четко сформулированы, с соблюдением пауз между вопросом и ответом ребенка. Следует дать время на обдумывание ответа, говорить в нормальном темпе, не замедляя своей речи и не требовать замедленной речи от детей.
Подготовка заикающихся детей к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной к школе группе
Работа над грамматически правильно оформленной речью заикающихся детей проводится в течение всего периода пребывания в детском саду, начиная с первых дней обучения. Эта работа опирается на практическое усвоение детьми грамматического строя родного языка. Вначале — это правильное употребление падежных окончаний при однословных ответах, а затем — работа над грамматически верным оформлением предложения, текста.
Непосредственную подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения заикающихся детей целесообразно начинать в феврале, так как благодаря коррекционно-развивающему обучению к этому времени заикающийся ребенок может говорить без запинок целые фразы.
Занятия проводятся логопедом один раз в неделю.
Работа по развитию фонематического слуха у детей на протяжении всего периода подготовки к овладению элементарными навыками письма и чтения проводится в форме дидактических игр и упражнений.
Дети учатся составлять предложение из слов, делить его на слова с указанием их последовательности, составлять схему.
В мае занятия по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения заканчиваются.
Последовательность развития навыков пользования самостоятельной речью без заикания
На первом этапе заикающиеся дети учатся пользоваться простейшей самостоятельной ситуативной речью. Они отвечают на вопросы логопеда коротко или подробно, точно по смыслу, формулируют самостоятельно более или менее подробные ответы, выбирают простейшие варианты ответов. Все виды работы над речью проводятся с помощью вопросов при наличии наглядной опоры и способствуют логичности, точности и лаконичности ответа.
На втором этапе заикающиеся дошкольники овладевают более сложной самостоятельной ситуативной речью. Они продолжают отвечать одним словом или фразой, учатся распространять фразы и формулировать варианты фразовых ответов, составлять рассказ сначала по вопросам логопеда, а затем без вопросов и без наглядной опоры, но еще по четким представлениям, полученным на предыдущих занятиях, самостоятельно формулируют ответы при сравнении предметов и, наконец, переходят к упражнениям в элементарной контекстной речи.
Все перечисленные виды работ повышают возможности детей в пользовании самостоятельной речью, развивают мыслительные способности, умение отбирать речевой материал, активизируют имеющийся словарь.
На третьем этапе заикающиеся овладевают контекстной речью и одновременно закрепляют навыки пользования ситуативной речью. Для упражнения в контекстной речи проводятся более сложные занятия: беседа, анализ работ, самостоятельное составление рассказов разной сложности и т. д.
Все виды работ над речью способствуют быстрой ориентации в словарном запасе, гибкой перестройке ответа, развитию регуляторных процессов.
На четвертом этапе закрепляются и совершенствуются все формы речи, усвоенные ранее. Результаты предшествующей работы над речью проявляются в обстоятельности повествования, логической последовательности, вариативности изложения одного и того же сюжета, в умении детей свободно и гибко пользоваться речевыми средствами.
В средней группе заикающиеся дети усваивают навыки пользования самостоятельной речью только двух начальных этапов.
Речь детей изменяется также качественно, они употребляют в активной речи большое количество прилагательных, наречий, в чем нормально говорящие дошкольники, как правило, испытывают значительные трудности.
Работа с родителями
Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устранении заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблюдении единых требований в детском саду и дома, строго выполняли общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.
Для ознакомления родителей с содержанием работы в логопедической группе данного профиля и осуществления преемственности используются следующие формы работы.
1. Групповые родительские собрания.
2. Под групповые и индивидуальные беседы-консультации (один раз в месяц по инициативе логопеда).
3. Открытые логопедические занятия для родителей проводятся один раз в месяц начиная со второго учебного периода. К этому времени дети успевают привыкнуть к детскому саду и могут спокойно заниматься в присутствии родителей.
4. Уголок для родителей, который отражает жизнь, занятия, успехи детей в овладении правильной речью, содержит советы и рекомендации родителям по различным вопросам.