Характеристика когнитивных стилей
(по Бетти Лу Ливер)
Стиль | Определение | Типичные черты | Предпочитаемые виды заданий и контроля |
Доминирование полушарий (левое – правое) | Доминирование полушарий обозначает систему предпочтений в отношении специфических каналов поступления информации и специфических интересов | Левое: предрасположены к вербальным видам деятельности, обычно аналитики, успешны в словесности и точных науках, склонны к понятийному мышлению и рефлексии, дискретно преобразуют информацию, хорошая произвольная память. Правое: склонны к синтезу, интуитивному образному мышлению, обладают пространственным воображением, успешны в музыке и искусстве, предпочитают целостное (гештальт) восприятие, эмоциональны, эмпатичны | Левое: контроль и самоконтроль результатов объяснения. Правое: свободное обсуждение, совместное подведение итогов, скучают и путаются при дидактическом введении правил. |
Контекст – зависимость (контекст – независимость) | Типы отражают степень дифференцированности поля восприятия. Она влияет на вид «Я-концепции», характер взаимодействия с другими людьми | Контекст-зависимый: неспособный отделить необходимую информацию от «фоновой», зависимый от ситуации, нерасчлененные представления о себе и мире, успешны в общении. Контекст-независимый: Легко отделяет существенную информацию от второстепенной, не зависит от внешних референтов, ситуации, дифференцированное представление о себе и мире. | Контекст-зависимые: сочинения на свободную тему, мозговые штурмы, математические задания в словах (картинках) с контекстсом, некоторые упражнения с использованием индукции, текстовые прикладные задачи. Контекст-независимые: вопросы с выбором ответа, задания на заполнение пустых мест, заучивание через повторение, математические вычисления вне контекста, составление словаря терминов, не любят выводить правила. |
Усилители-усреднители | Типы отражают узость – широту зоны эквивалентности понятий, влияют на особенности построения классификации информации | Усилитель: нацелен на нахождение различий между объектами. Усреднитель: нацелен на нахождение сходства между объектами. | Усилитель: контраст, нахождение крупных и мелких различий, классификация. Усреднитель: сравнение, выявление типов, упражнения на беглость чтения, топологические задачи. |
Преобладание дедуктивного (индуктивного) мышления | Дедуктивное мышление – порядок рассуждения от общего к частному. Индуктивное мышление – порядок рассуждения от частного к общему. | Дедуктивный тип: объяснения, правила, все исключения надо логически обосновать. Индуктивный тип: самостоятельный выбор правил, исключения, задания с использованием неизвестного языка, не терпят отсутствия возможности что-то сделать самим. | |
Аналитики – синтетики | Типы отражают способ отражения информации для понимания её смысла | Аналитик: анализирует, разбивает целое на части. Синтетик: интегрирует, строит целое из частей. | Аналитики: тесты множественного выбора, считывание информации из учебника, концентрация на деталях, работа в одиночку, вычисления, доказательство теорем. Синтетики: чтение без словаря на иностранном языке, аутентичная информация (газеты, журналы, TV программы), концентрация на общем содержании, формулирование теорем, поиск взаимосвязей, тесты с «открытыми» вопросами. |
Преобладание абстрактного (конкретного) типа мышления | Типы определяются уровнем концептуализации – преимущественным уровнем абстрагирования при восприятии предметов | Абстрактный: мыслит на уровне концепций, источник включается в общую понятийную систему, которая достаточно подвижна. Конкретный: склонен к тому «что можно пощупать», прагматичен, жесткая пространственно-временная привязка к источнику, тяга к составлению набора жестких схем. | Абстрактный тип: лекции, письменные упражнения. Конкретный тип: Учебные экскурсии, упражнения «на пальцах», моделирование в реальности абстрактных конструкций. |
Преобладание линейного (нелинейного дивергентного) мышления | Типы отражают степень необходимости строго порядка поступления информации для овладения и оперирования ею | Линейный тип: склонность к порядку, определенная педантичность, нужна внешняя организация действий. Нелинейный тип: склонность к свободе, широким границам деятельности. | Линейный тип: точно заданная последовательность действий, работа по алгоритму. Нелинейный тип: неструктурированная деятельность, свободный поиск в заданном направлении. |
Импульсивный – рефлексивный тип | Типы определяются характером реагирования в ситуации решения задач | Импульсивный тип: учится методом проб и ошибок, отличается быстротой реакции, не раздумывает над ответом. Рефлексивный тип: требует времени на усвоение и обработку информации, начинает действовать, внутренне опробовав гипотезы, взвешенно, осторожно. | Импульсивный тип: задания на время, математические марафоны. Рефлексивный тип: долгосрочные проекты, домашние контрольные, письменные ответы. |
Визуалы, аудиалы, кинестетики | Типы определяются по ведущему каналу восприятия информации. Подробно изучаются в нейро-лингвистическом программировании (НЛП) | Визуальный: учится посредством зрительного восприятия информации, мыслит «слайдами», легко переходит от темы к теме. Аудиальный: учится посредством восприятия информации на слух, важны хорошо звучащие формулировки, логика в рассуждениях, застревает на деталях. Кинестетический: учится на собственном деятельностном опыте, мыслить – значит двигаться, сильная интуиция, слабо помнит детали. | Визуалы: работа с бумагой и ручкой, работа на основе рисунков, письменные задания, трудности с устным счетом, важны схемы, таблицы, графики. Аудиалы: работа в парах, взаимодействие, ролевые игры, устные задания. Кинестетики: активные перемещения, , работа с моделями и реальными предметами, жестикуляция, групповое взаимодействие, шумовые эффекты, демонстрации, ролевые игры. |