Тема 2. Семья как специфическая педагогическая система
Методический комментарий:
Семья рассматривается в разных ипостасях: как социальный институт, как педагогическая среда, где происходит процесс взаимодействия, и как социокультурная среда, передающая культуру и ценности из поколения в поколение.
Раскрывается понятие семейной педагогики, в процессе которой происходит развитие как младших, так и взрослых членов семьи. Обращается внимание на неблагополучные семьи, число которых все время возрастает.
Краткое содержание материала:
Характеристика понятия «семья». Основные функции семьи (репродуктивная, воспитательная, гедонистическая, первичной социализации, экономическая, организации досуга и др.) Типология семьи (реальная, типичная, идеальная, элементарная).
Неблагополучная семья и предпосылки ее возникновения. Социально-неблагополучные семьи. Проблемные семьи. Педагогически слабые семьи. Нестабильные семьи. Дезорганизованные семьи.
Семья как особый способ саморегуляции отношений личности и общества. Семья как субъект педагогического взаимодействия. Интеграция в семье трех фундаментальных факторов формирования личности – культуры, обучения и воспитания.
Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности (жизненный опыт, система убеждений, взглядов, интересов, ценностей и т.д.). Внутрисемейные ценности. Социально-образовательная и социально-воспитательная задача семьи. Основные принципы семейного воспитания.
Семинар к теме 2
(или вопросы для самопроверки)
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте понятие «семья» в контексте развития общества.
2. Охарактеризуйте основные функции семьи.
3. Типология семьи.
4. Дайте определение неблагополучной семьи и раскройте предпосылки ее возникновения.
5. Дайте характеристику неблагополучным семьям.
6. Педагогическое взаимодействие: родители-дети. Его влияние на развитие личности ребенка.
7. Влияние семьи как социокультурной среды на воспитание личности ребенка.
Литература для самостоятельной работы:
1. Авдеев А.А. и др. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. – М., 1990.
2. Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. – М., 1988.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
4. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1990.
5. Диалоги о воспитании. - М., 1992.
6. Психология современной семьи. – М., 1988.
7. Проблемы семьи и детства в современной России. – М., 1992.
8. Роль семьи в формировании личности ребенка // Социальная защита населения. – 1994. – Вып. 1,2.
9. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М., 1993.
Контрольные вопросы по курсу «Педагогика»
1. Определение науки «педагогика».
2. Объект, предмет, функции, методы педагогики.
3. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
4. Образование: а) как общечеловеческая ценность; б) как социокультурный феномен; в) как педагогический процесс.
5. Образовательная система России.
6. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения.
7. Воспитание в педагогическом процессе.
8. Общие формы организации учебной деятельности.
9. Методы и приемы, средства организации и управление педагогическими системами.
10. Особенности управления образовательными системами.
11. Семья как способ педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Вопросы к экзамену по курсу «Педагогика»
1. Суть и назначение педагогики как науки.
2. Предмет и объект педагогики.
3. Функции и задачи педагогики.
4. Связь педагогики с другими науками.
5. Педагогика в системе наук.
6. Образование как общечеловеческая ценность.
7. Образование как социокультурный феномен.
8. Образование как педагогический процесс.
9. Понятия «воспитание» и «обучение».
10. Педагогическая технология и педагогическая задача.
11. Образовательная система России.
12. Характеристика образовательной функции обучения.
13. Характеристика воспитательной функции обучения.
14. Характеристика развивающей функции обучения.
15. Цели, задачи, тенденции и принципы гуманистического воспитания.
16. Воспитание как педагогическое явление.
17. Понятие о формах организации обучения.
18. Урок – основная форма организации обучения в современной школе.
19. Лекция, ее характеристика.
20. Методы, приемы, средства осуществления педагогического процесса.
21. Управление системой образования.
22. Семья как способ педагогического взаимодействия.
23. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.
24. Семья как социальный институт.
Список литературы по курсу
«Психология и педагогика»
Психология:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1986.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 1969.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1995.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
5. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. – СПб., 1997.
6. Галин А.П. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск, 1989.
7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1998.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1998.
9. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2 т. – М., 1992.
10. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.
11. История зарубежной психологии. – М., 1986.
12. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 1999.
13. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1998.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
15. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., 1982.
16. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.
17. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.
18. Найссер У. Сознание и реальность. – М., 1981.
19. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси, 1972.
20. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов: В 3 кн. – Кн.1 – М., 1998.
21. Общая психология. – М., 1986.
22. Петухов В.В. Психология мышления. – М., 1987.
23. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 1998.
24. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – СПб., 1996.
25. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. – М., 1977.
26. Розум С.И. Психология: Учебное пособие. – СПб., 2000.
27. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь, 1998.
28. Социальная психология и этика делового общения. – М., 1995.
29. Спиркин В.А. Сознание личности. – М., 1982.
30. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. – М., 1996.
31. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.
32. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. – М., 1991.
33. Хоффман И. Активная память. – М., 1986.
34. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1998.
35. Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986.
36. Юнг К.-Г. Аналитическая психология. – М., 1997.
37. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976.
Педагогика:
1. Авдеев А.А. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы. – М., 1990.
2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. педагогич. труды. – М., 1989.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
4. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1992.
5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.
6. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992.
7. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
9. Джуринский В.Д. История педагогики. – М., 1999.
10. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 1988.
11. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.
12. Кикнадзе В.А. Потребности. Поведение. Воспитание. – М., 1968.
13. Кон И.С. Открытие Я. – М., 1978.
14. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1988.
15. Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания. – СПб., 1992.
16. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основы современной педагогики. – Ростов-на-Дону, 1994.
17. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. – Ростов-на-Дону, 1995.
18. Кунисевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
19. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1996.
20. Лихачев Б.Т. Педагогика: учеб. для вузов. – М., 1998.
21. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.
22. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
23. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. - М., 1990.
24. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М., 1993.
25. Методологические проблемы развития педагогической науки. – М., 1985.
26. Перминова Л.М. Дидактика. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Курск, 1992.
27. Подласный И.П. Педагогика. – М., 1998.
28. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 1998.
29. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1996.
30. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – М., 1997.
31. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 11 т. – Т.8. – М., 1950.
32. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.
33. Якиманская И.Р. Развивающее обучение. – М., 1979.
Пашковская Ирина Николаевна
Королева Наталья Ивановна
Психология и педагогика
Учебно-методические рекомендации
по изучению курса для студентов всех специальностей
Л. | Подп. к печати 29.10.2001 | Формат 60´84 1/16 |
Физ. п.л. 2,25 | Уч. изд.л. 1,15 | Тираж 2400 экз. |
Изд. № 001 | Заказ № 0018 |
ИИГ «АКТиБ», 193171, СПб., ул. Седова, 55/1
Лицензия ИД №05598 от 14.08.2001 г.