Необходимо раскрыть взаимосвязь мышления и речи. Говоря о речи, следует уделить внимание различению понятий «речь» и «язык», освоению речи как процессу развития смыслов и значений.

Краткое содержание материала:

Определение мышления. Стадии становления мышления (допонятийное и понятийное мышление). Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Методы мышления (индукция, дедукция, аналогия). Операции мышления (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация (классификация)). Типы мышления (наглядно-образное, предметно-действенное, словесно-логическое). Виды словесно-логического (понятийного) мышления: теоретическое, практическое, аналитическое (логическое), реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное, произвольное. Качества мышления (самостоятельность, инициативность, оригинальность, глубина, широта, быстрота, пытливость, критичность). Интеллект. Методы измерения интеллекта. Конвергентное и дивергентное мышление. Мышление и речь.

Речь и язык. Функции речи. Характеристики речи. Речь как основное средство общения. Виды речи.

Вопросы для обсуждения:

1. Мышление: его типы, формы, операции

2. Виды мышления. Качества мышления.

3. Мышление и речь.

4. Речь и язык.

5. Виды речи. Функции речи.

Литература:

1. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. – М., 2000.

2. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996.

3. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т.1,2 – СПб., 1997.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - М., 1986.

5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М., 1997.

6. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1986.

7. Немов Р.С. Психология. – М., 1998.

8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.

9. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.

10. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.

Тема 5. Внимание и память

Методический комментарий:

В данной теме следует раскрыть особенности внимания как психического познавательного процесса и состояния человека. Наряду с рассмотрением свойств и функций внимания можно охарактеризовать и способы развития внимания (последнее можно порекомендовать в качестве самостоятельного изучения студентами, см.: Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.,1974). Говоря о памяти, следует, прежде всего, обратить внимание на процессы памяти, охарактеризовать каждый из них, выделить формы и виды памяти.

Краткое содержание материала:

Внимание как психический процесс. Основные свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем). Виды внимания (природное, социально обусловленное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, чувственное, интеллектуальное). Функции внимания (отбор значимых воздействий и игнорирование побочных, удержание и сохранение образов определенного содержания, регуляция и контроль за протеканием деятельности). Теории внимания (Т. Рибо, А. Ухтомского, П. Гальперина).

Память. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Теории памяти (физическая, химическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, ассоциативная, теория деятельности). Характеристика основных процессов памяти. Виды памяти (словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная). Формы памяти (мгновенная (сенсорная), кратковременная, долговременная). Законы памяти. Приемы управления памятью (мнемоника).

Вопросы для обсуждения:

1. Внимание: характеристика, виды, свойства.

2. Основные функции внимания. Теории внимания.

3. Память. Основные процессы памяти. Теории памяти.

4. Виды памяти. Формы памяти.

5. Законы памяти. Приемы управления памятью.

Литература:

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996.

2. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. – Т.3. –Л., 1981.

3. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 1978.

4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - Кн.1 – М., 1998.

5. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.

6. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.

Раздел 3. Психология личности

Тема 6. Личность

Методический комментарий:

При изучении данной темы следует обратить внимание на различные подходы к понятию «личность», а также на соотношение понятий «индивид», «субъект», «человек», «индивидуальность», «личность». Более подробно следует остановиться на различных теориях личности в психологии (желательно дать возможность студентам самостоятельно рассмотреть какую-либо теорию личности в форме доклада или реферата). Говоря о процессе формирования личности, следует особое внимание уделить таким понятиям, как «социализация» и «Я-концепция», а также механизмам этих процессов.

Необходимо раскрыть отношения между понятиями «личность», «темперамент», «характер» и «способности», а также показать взаимосвязь развития характера с волевыми процессами регуляции поведения.

Краткое содержание материала:

Определение личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Этапы исследования личности: различные подходы. Структура личности. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.

Способности, задатки, индивидуальные различия людей. Темперамент. Типы и свойства темперамента. Характер. Типология характеров (по Э. Кречмеру, Э. Фромму, У. Шелдону). Акцентуации характера (по К. Леонгарду, А.Е. Личко). Формирование характера.

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность».

2. Этапы исследования личности. Различные подходы к личности.

3. Социализация личности: понятие, механизмы и стадии.

4. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

5. Темперамент: типы и свойства.

6. Характер. Типология характеров. Акцентуации.

7. Воля и ее основные признаки.

8. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

2. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. – 1991 – 1993.

3. Божович Л.И. личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

4. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1998.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1982.

7. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.

8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 1. – М., 1998.

9. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.

10. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.

11. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. – М., 1996.

Тема 7. Эмоции и мотивация

Методический комментарий:

При изучении данной темы особое внимание следует уделить раскрытию понятия «эмоции» как психических состояний, отражающих отношение человека к миру. Важно показать связь эмоций с потребностями человека. Говоря о видах эмоций, необходимо выделить такие понятия, как «настроения», «чувства», «аффекты», «страсти», «стрессы». Можно привести классификацию эмоций американского психолога К. Изарда (1.Интерес. 2.Радость. 3.Удивление. 4.Горе, страдание, депрессия. 5.Гнев. 6.Отвращение. 7.Презрение. 8.Страх. 9.Стыд и застенчивость. 10.Вина). Важно акцентировать отличия эмоций от чувств.

Следует проследить взаимосвязь эмоций и мотивации личности. Особое внимание уделить структуре мотивации, рассмотреть понятия «потребность» и «мотив», а также охарактеризовать виды потребностей.

Краткое содержание материала:

Определение эмоций. Структура эмоций (импрессивный компонент (субъективное переживание) и экспрессивный компонент (непроизвольные реакции организма)). Формы эмоций (эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения). Аффект. Стресс и его структура. Чувства. Функции эмоций (побуждения, подкрепления, предвосхищения, функция дифференцирующей и синтезирующей основы образа, функция мобилизации органов действия, организующая, коммуникативная функция). Классификация эмоций.

Определение мотивации. Потребность. Виды потребностей (биологические, социальные, познавательные). Мотив. Связь между эмоциями и мотивацией (эмоции сигнализируют о потребности и свидетельствуют о ценности объекта в связи с его способностью удовлетворить потребность).

Вопросы для обсуждения:

1. Эмоции. Структура эмоций.

2. Формы эмоций. Аффект, стресс, чувства. Отличие чувств от эмоций.

3. Функции эмоций. Классификация эмоций.

4. Структура мотивации.

5. Потребности и их виды.

6. Связь между эмоциями и мотивацией.

Литература:

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1996.

3. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.

4. Ильин Е.П. Мотивы человека: Теория и методы изучения. – Киев, 1998.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.

6. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн.1. – М., 1998.

7. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.

8. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.

Наши рекомендации